|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ И МИТРОПОЛИТА ЧЕРНОГОРСКОГО И
ПРИМОРСКОГО АМФИЛОХИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "CОЮЗ"
И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
(Окончание. Начало в
№ 11)
- У нас звонок
от телезрителя из Молдавии: «Это Ваши земляки из Молдавии, Владыка. Хочу Вам
выразить огромную благодарность за православное телевидение. Нам очень приятно
почти ежедневно смотреть на нашего Архипастыря, земляка, который такие огромные
труды приносит на благо Православия, на благо единства Православной Церкви.
Желаю Вам приятного поста, и дай Бог, чтоб с радостью особой и великой встретили
Христово Воскресение!»
Архиепископ
Викентий:
- Спаси Господи
Вас.
- Спаси Господи,
Владыка. Благословите всю Молдавию.
- Бог благословит.
- Поступил вопрос
от телезрителя: «Когда Америка бомбила Сербию некоторые утверждали, что Россия
предала Сербию. Хотелось бы услышать мнение нашего Владыки и Владыки Амфилохия.
Неужели мы предали братский народ?».
Митрополит
Амфилохий:
- Конечно,
русский православный народ никогда не предавал своих братьев. Мы вспоминаем,
и это важно вспомнить здесь, в Екатеринбурге, что Царь Страстотерпец Николай
II в 1914 году, когда Австро-Венгрия и Германия поставили ультиматум Сербии
и Черногории, поддержал Сербию и Черногорию. Он вступил в войну ради защиты
Сербии и Черногории. Многие говорят, что это принесло трагедию, которая случилась
впоследствии в России, во время октябрьской революции. Останься Царь и русское
царство вне этого сражения европейского, – история пошла бы по какому-то другому
руслу. Но во всяком случае Россия показала пример жертвенности для своих братьев.
Я встречался
со многими русскими во время бомбардировки и после нее, и понял, как глубоко
сострадание русского православного народа страждущему нашему народу в Сербии
и Черногории, Боснии, в Косово. Народ русский всегда сострадал и помогал нам;
может быть, политики – не всегда, но это уже другой вопрос.
Мы все-таки
надеемся сегодня на справедливое разрешение самого серьезного вопроса – вопроса
автономии Косово и Метохии. Ахтисаари, представитель Объединенных Наций, поддерживает
независимость Косово, и в этом большая опасность. Мы надеемся, Бога молим, чтобы
Россия, Президент Путин в эту минуту сказали свое слово в Совете безопасности
ООН. Сказать только: «Нет». И этого хватит, это «нет» будет спасением нашего
народа, спасением Православия на Балканах и залогом подлинного, уравновешенного
решения этой проблемы, от которой зависит не только судьба нашего народа, но
и будущее Европы. Дай Бог, так и будет.
- Спасибо, Владыка.
Архиепископ
Викентий:
- Что касается
народа России, то народ православный очень переживал в те тяжелые, страшные
дни, когда шла жестокая бомбардировка, и издевательство над народом, когда на
самолетах писались слова «Христос Воскресе», или на бомбах – Пасхальный «подарок».
Очень неприятно было слышать, видеть эти издевательства. Но народ очень переживал,
молился. Святейший Патриарх Алексий тоже показал свою любовь к сербскому народу
и в те годы, по-моему, дважды был в Сербии…
Митрополит
Амфилохий:
- Три раза...
Архиепископ
Викентий:
- Наш Патриарх
служил вместе с сербским народом. Молился Богу, чтобы Господь умирил народы…
Митрополит
Амфилохий:
- Был в Косово,
был в Боснии. Я помню, мы были вместе – вертолетом от Белграда до Сараево, военной
границы. С одной стороны мусульмане, с другой – сербы. Я помню такую картину:
Святейший Патриарх Алексий в белом клобуке входит внутрь огромного американского
танка. Он с нашим Патриархом идет в зону, где не только пулеметы стреляли, но
еще и бомбы падали. Это для меня осталось незабываемо.
Он был в
Белграде в храме святого Саввы в самые трудные времена. Очень часто писал письма
для общественности, письма поддержки, сострадания. Вот в этом выражался и выражается
дух русского народа.
- Спасибо,
Владыка, у нас есть телефонный звонок: «Как в настоящее время рассматривается
вопрос о финансировании православных школ в России из государственного бюджета?
И второй, если
можно: «Как развиваются православные школы в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском?
Спасибо».
Архиепископ
Викентий:
- Финансирование
православных школ это, конечно, вопрос нашего государства. Он решается, но пока
утешительного ответа еще нет. Но надеемся, что все решится. Вы знаете, были
у нас недавно Рождественские чтения в Москве, в Кремлевском Дворце. Вот уже
XV чтения, и на этих Чтениях и Святейший наш Патриарх, который говорил, как
и многие выступающие, о преподавании в школах «Основ православной культуры»,
чтобы люди могли получить навыки нравственной жизни, очень важные для укрепления
нашего государства. Потому что те проблемы, которые мы имеем сейчас, – и наркомания,
и ВИЧ-инфекция, венерические заболевания и СПИД, брошеные дети – проблемы безнравственности.
Это следствие того, что в школе нет такого направления, как нравственное воспитание
детей. Я думаю, уже все поняли: очень важно и очень нужно – воспитание детей.
Просто необходимо сейчас разработать механизм, как это вести в школах на должном
уровне. И я думаю, что государство тоже заинтересовано, чтобы в нашем обществе
были люди воспитанные, люди нравственные, духовные, и чтобы меньше проблем было.
Государство сейчас вкладывает огромные средства в борьбу с последствиями наших
грехов и безнравственности общества. И в детские дома, и в детские учреждения,
и в лечение людей от СПИДа, от наркомании и т.д. Это огромные средства. Я думаю,
сейчас нужно немножко подумать, остановиться, и вкладывать средства в нравственность,
в духовность. Тогда мы высвободим средства содержать людей, которые нуждаются
в помощи, попавших в беду от своей безнравственной жизни. И это все поняли,
сейчас все знают и все понимают. Тут нужна сила воли, чтобы те, от кого это
зависит, могли принять твердое решение, помочь нашему обществу выйти из этого
нравственного кризиса, который, к сожалению, ведет к самоуничтожению нации.
К этому, я думаю, мы придем. Нужно молиться, и нужна активность со стороны родителей.
Потому что родители должны тоже иметь попечение о своих детях и просить у директора
школы преподавать в школах «Основы православной культуры». По нашему закону,
по требованию родителей директор школы обязан дать возможность преподавать нравственность
и духовность Православния. Мы знаем, что в учебный процесс сейчас должны включаться
в том числе и родители. Программы в школах должны быть в какой-то степени апробированы,
одобрены родителями. Если родители имеют такой вес в учебном процессе, они должны
быть активнее, не бояться и не думать, что кто-то что-то сделает их сыну или
дочери за то, что родители так усердно требуют в школах преподавания «Основ
православной культуры».
У нас, к
сожалению, еще не стерся ложный страх со времен советского периода. Страх «как
бы не повредили моему сыну, моей дочери мои пожелания». Надо настойчиво добиваться,
чтобы в школах преподавались «Основы православной культуры» и не преподавалось
«половое воспитание» или что-то другое, деструктивно действующее на психику,
на нравственное воспитание молодого поколения. Я знаю, что многие желают этого,
но как-то побаиваются. Этот страх уже опасен для блага нашего общества, потому
что нет твердости, нет решимости родителей, а дети воспитываются в очень тяжелых
нравственных обстоятельствах, когда в школах утверждаются приоритеты безнравственности,
бесчинства, когда понятие о целомудрии осмеивается и т.д. И считается даже доблестью,
если мальчики, девочки познали друг друга и живут плотской жизнью в юном возрасте.
А те, кто хотят целомудрия, – они, бедные, находятся в очень трудном положении,
их высмеивают, они не знают, как себя вести.
Надо переломить это, чтобы целомудрие и нравственность были приоритетом и доблестью,
честью молодого человека.
- Спасибо, Владыка.
И вновь в нашу студию дозвонился телезритель: «У меня вопрос к Владыке Амфилохию.
Даже три вопроса. Первый: каковы сейчас отношения Сербской Православной Церкви
с инославными, в частности, с католиками, мусульманами? Второй: продолжает ли
Америка вмешиваться во внутренние дела Сербии, и, в частности, в дела Православной
Церкви? И, наконец, третий вопрос: были ли гонения на Православную Церковь в
Сербии во времена правления коммунистов? Спаси Господи».
Митрополит Амфилохий:
- Мы живем
столетиями вместе с католиками и мусульманами, так что исторический опыт нас
научил, как найти какое-то равновесие в отношениях и взаимоуважение. Конечно,
были и трудности, особенно когда войны бывали, катастрофы, «домашние» и международные.
Как это было во время первой мировой войны, во время второй мировой войны, и,
к сожалению, в наше время, после 1991 года. Церковь, конечно, всегда старается
сохранить чистоту своей Веры Православной, и жизнь согласно веры. Мы знаем,
нам передали Отцы Церкви, что это благо вечное и ответственность сохранения
Православия – основная наша ответственность как христиан и как поместной Церкви.
С другой
стороны, именно Церковь нас учит уважать каждого человека, потому что из крови
одного человека – кровь всех земных людей и народов. В этом отношении Церковь
нас учит, что мы все братья по природе человеческой. Каждый человек содержит
в себе образ Божий, по образу Божиему создан. И, конечно, если мы Бога почитаем
и уважаем, Ему поклоняемся, тогда должны уважать и достоинство каждого Его образа,
каждого человека на этой земле.
Второй вопрос
– вмешивается ли Америка во внутренние дела Сербии и Черногории. Конечно, вмешивается.
Вы можете сегодня приехать в Белград и там увидеть главную улицу князя Милоша
Обреновича, на которой стоят до сих пор огромные, центральные здания столицы
Сербии, которые бомбардированы американцами. Это прямо позор и что-то непонятное
для здравомыслящего человека – двадцатое столетие христианские европейские народы
провожали бомбардировкой одного грешного народа, все-таки христианского народа.
Это факт, грустный и значительный факт, который ищет ответа: что же это случилось
с христианством, с христианской культурой, со здравым смыслом, если таким образом
люди счита- ют возможным разре- шать проблемы, которые существуют в каком-нибудь
регионе мира. Без объявления войны начать бомбардировать, бомбардировке дать
имя «Милосердный ангел»? Что же это? Это мало сказать фарисейство, это лицемерие,
это какой-то сатанинский дух в поведении. И это вмешательство продолжается.
Конечно, это всегда имеет оправдание: вот, там был Милошевич. Я говорил американцам,
с которыми встречался: «Если вы считаете, что виноват Милошевич, вы знаете,
где находится его дом на Дедине. Возьмите одну бомбу и бомбардируйте Милошевича.
Почему вы уничтожаете мосты, школы, убиваете людей, детей. Почему так?».
Вот и непонятно.
Вмешательство продолжается. И, к сожалению, плод всего этого – положение, в
котором сегодня находится Косово и Метохия. Там уничтожены 170 церквей и монастырей,
которые сохранились во времена пятисотлетнего Оттоманского ига. Они уничтожены
именно во время присутствия Евросоюза, американских войск, Кейфора в Косово.
Почти 50 тысяч военных там было, которые пришли защищать, а не дать повод для
уничтожения. Все разрушили и приготовляются провозгласить «независимость» этого
места, которое принадлежит сербскому народу. Всю историю там центр его духовности,
Церкви, государства, культуры. Там 1300 храмов и монастырей. Каждые 200-300
метров там находишь новый храм или останки храма, который разрушен. Там мощи
наших архиепископов, патриархов Печской Патриархии, там мощи святого короля
Стефана, великомученика Дечанского, монастырь в Дечанах, «Богородица Левишка»...
Это шедевры мировой христианской культуры. Это все в опасности уничтожения в
наше время, в начале XXI столетия. Поэтому я и сказал: дай Бог сил президенту
Путину сказать «нет» независимости. Потому что это будет причиной новых несчастий
на пространствах Европы. Во-первых, это попрание международного права, всех
деклараций от 1948 года, которые защищают независимость существующих государств,
признанных в мировом масштабе. Косово – органичная часть Сербии как государства.
Так было веками, и так признано в 1913 году, 1918 году, 1941 году, 1945 году,
1999 году.
Что же сегодня?
Если такое попрание прав государства, тогда и раздробление государства. Завтра
будет Баския в Испании, Корсика во Франции, будет Нагорный Карабах, будет Закавказье,
Абхазия – вспомнили только некоторые. Будет то же в Америке. Я у одного посла
американского спрашиваю: «А почему вы строите стену длиной 800 км на границе
с Мексикой?». Почему строят? Чтобы мексиканцы не могли входить в Америку, и
чтобы эта часть Америки завтра не пожелала стать «независимым» государством...
И третий
вопрос: о положении Сербской Церкви в советское время.
Вы знаете,
как это было у вас, но все-таки Россия приняла первый удар 1917 года. И это
– мученичество, как было в первые три века христианства – мученичество и страдания
Церкви. Я сказал бы, это мученичество и страдание, гонение Церкви началось с
1917 года. Но, конечно, и второй удар, может быть, третий, мы его получили –
продолжение этого атеистического понимания жизни, которое принято было у нас
и стало идеологическим принципом. Оно оставило трагические последствия у нас.
В конце концов, все, что у нас совершалось последние 15 лет – гражданская война,
разложение государства – это на самом деле последствия духовного и нравственного
уклонения от ценностей, которыми народ жил веками. Без духовных и нравственных
оснований нет счастья народам и государствам. И то, что сегодня происходит в
Косово, – тоже следствия большей части этих постреволюционных событий. Интересно,
что во главе террористического движения в Косово и Метохии, фракции албанцев
были марксисты, ленинисты мао-цзедунского направления. Вот что интересно. Мы
видим последствия, но все надеемся. Возобновляется и духовная и церковная жизнь.
В этом и роль Церкви: помочь возобновлению духа и нравственности. И через возобновление
и возрождение народа помочь подлинным братским отношениям между людьми и народами
и у нас, и у вас, и повсюду в мире.
- Спасибо, Владыка!
Спасибо Вам за ваши ответы. Благословите наших телезрителей и радиослушателей
на окончание Великого поста.
Митрополит Амфилохий:
- Бог благословит.
И дай Бог нам и покаяния, и преображения духовного, чтобы наш пост был постом
и тела и души. И чтобы мы приготовили себя стать храмом Божиим и храмом силы
воскресшего Христа и Его света вечного, бессмертного, который Господь нам даровал,
– и нас, смертных, преходящих, ничтожных, сделал храмами славы Своей и Своего
вечного Царствия Небесного.
(Продолжение
следует)
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи и фото – Денис ДЕНИСОВ
|
|