ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ И МИТРОПОЛИТА ЧЕРНОГОРСКОГО И ПРИМОРСКОГО АМФИЛОХИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "CОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

(Продолжение. Начало в №№ 11-12)

          - Ольга из Первоуральска задает вопрос: «Много читаю в книгах и в газетах, что мало становится святости и благодати в Церкви. Что такое благодать, и чувствуют ли ее священники и простые люди?»
          Митрополит Амфилохий:
          - Ну, это не нам судить, сколько благодати есть и кто ее ощущает. Это только Господь видит и Господь знает. Может быть, там, где нам кажется, что мало благодати, – там именно она действует. Когда-то всему миру казалось, что мало благодати в России, что там в разгаре ужасная революция, и в постреволюционное время убиты миллионы невинных людей. Там богоборчество, подобного которому никогда в истории не существовало. Там «умножение греха», но, как говорил святой апостол Павел, «умножением греха умножается благодать Божия».
          Посмотрим здесь, в Екатеринбурге... Для меня всегда потрясающее чудо – побывать в Екатеринбурге и видеть место, где стоял ипатьевский дом, где совершилось злодейство в исторических масштабах. Злодейства такого типа редко совершались в истории. Понимаешь: люди, вражда есть – убили друг друга. Но убить Царя, убить невинных детей, на куски сечь, сжечь кислотой – это вне человеческого здравого смысла. Это что-то сатанинское, это триумф демонического зла, триумф расчеловечения человека. С одной стороны, смотришь, это тут случилось. А с другой стороны, сегодня из этого ужаса выросла красота преображения мучеников в Царственных Страстотерпцев. Их дела отражены в этом чудесном храме, который возник на месте убийства. Пойдешь на Ганину яму, смотришь на семь храмов, которые находятся в лесной глуши, вдыхаешь, как пахнет земля, – пахнет небесною красотою, мученичеством, каким-то новым достоинством земли, леса, человека, Страстотерпцев Царственных. Смотришь на все это и понимаешь: там, где умножился грех, благодать Божия умножается...
          Есть ли благодать у священника? Господь знает. Благодать у каждого крещеного человека присутствует, но от нас зависит, сколько мы умножаем, открываем эту благодать, чтобы она свидетельствовала о себе. Она есть, но всем нам: и епископам, и священникам, и мирянам – надо подвиг. Благодать есть, но надо, чтобы она действовала в нашем сердце, нашем уме, наших деяниях. И если она действует, тогда мы и видим присутствие Божие.
          Я вам расскажу случай с нашим Владыкой Николаем Жичским и Охридским. Я очень рад, что в последние времена многие его сочинения, его письма переведены на русский язык. Он был в фашистском лагере Дахау во время второй мировой войны вместе с нашим патриархом Гавриилом Дожичем. Софья Зернова, из знаменитой русской семьи Зерновых (ее брат Николай был потом профессором Оксфордского университета), имела приют во Франции, жила после революции вместе с семьей в Белграде, и там познакомилась с Владыкой Николаем, была его духовной дочерью. Когда Владыка Николай вышел из Дахау, они встретились где-то в Европе. Она его спрашивала: «Владыка святый, как же там было, в Дахау?». Он говорит: «Сестра Софья, несколько минут, которые я прожил в Дахау, для меня важнее всей моей жизни! Я отдал бы всю жизнь для этих нескольких минут!» «Как?» – говорит она. «Ну вот я сижу там в тюрьме, в этой комнате, келии в Дахау, и молюсь Господу: «Господи, я прах и пепел. Возьми душу мою». И Бог взял меня, и показал мне такую красоту Царствия Небесного, что я сказал: «Господи, я не готов. Возврати меня назад». И снова молился: «Господи, я прах и пепел. Возьми душу мою». И снова Бог меня взял. Сколько длился этот промежуток времени, я и не знаю. Но снова Бог мне показал такую красоту и свет Царствия Небесного, что я снова сказал: «Господи, я не готов. Возвращай меня». И третий раз я тоже сказал: «Господи, я прах и пепел. Возьми душу мою». И третий раз Бог мне показал, что глаз не может видеть, ухо не может слышать, ни на сердце человеку не может прийти. Вот эти минуты, которыми я жил в Дахау». А Дахау – это ад современной Европы, был и остался им. Но в этом аде такой свет благодати Божией! Именно о нем пишет великий святитель Церкви Христовой святой Григорий Палама, архиепископ Солунский, которого мы завтра прославляем. Ему посвящена неделя вторая поста. Фаворский свет, вечный. Вот, в аде Дахау Владыка Николай видел Бога. И спрашивает его офицер СС: «Как ты можешь верить в Бога? Ты же ученый человек. Как это можно – верить в Бога?» Владыка говорит: «Ну, нет, я не верю в Бога». «И слава Богу», – говорит офицер, что есть церковный, великодостойный, который в Бога не верит. А Владыка Николай говорит: «Я не верю в Бога. Когда был младше, мальчиком, я верил. А сегодня не верю – я знаю Бога, я видел Бога».
          Вот, есть благодать или нет благодати? Есть благодать! Слава Богу. Много наших слабостей человеческих, но жив Господь Бог, и жива будет душа наша, и жива Церковь Христова. Все живет в распятии православного русского народа. С одной стороны, огромная волна зла, ненависти, расчеловечивания человека, но с другой стороны – тысячи, сотни тысяч душ, которые жертвовались для имени Христова, – епископы, священники, монахи, монахини, верующие, Страстотерпцы Царь и Царица, их дети. Была там благодать или не было? Из крови мучеников рождается новая семья для христиан. Благодать жива, и наша сестра Ольга пусть не сомневается, что благодать есть. Только нам надо работать, чтобы благодать более действовала в нас.
          - Спасибо, Владыка. Вопрос Владыке Викентию: «Строятся храмы. Где надо и где не надо. А я атеист, но Бог у меня в душе есть. Зачем мне храм?». Владыка, ответьте, пожалуйста, на вопрос о строительстве храма «Большой Златоуст», а потом попросим Владыку митрополита Амфилохия.
          Архиепископ Викентий:
          - Я уже говорил, что в нашем городе очень мало храмов. Хотя визуально кажется – много, на самом деле очень мало. У нас 25 типовых храмов сейчас. И еще около 25-30 размещаются в приспособленных помещениях, то есть в подвалах, при больницах, при учебных заведениях и т. д. При домах-интернатах для престарелых еще есть. Вот такие храмы. Но они маловместимые. И если сосчитать одновременно во всех храмах, сколько в них вмещается, получается около 5-6 тысяч людей. В городе у нас почти полтора миллиона жителей. Пять тысяч и полтора миллиона – есть разница. И я уверен, что в нашем городе не пять только тысяч желающих посетить храмы. Даже в нашей программе были такие звонки от зрителей: «Владыка, почему так мало храмов? Придешь в храм в воскресный, праздничный день – невозможно там стоять – так душно, тесно». И, конечно, люди, видя эту тесноту, уходят и не приходят в церковь. Приходят в будние дни. Так – зайдут, уйдут.
          Вот такая ситуация. И это ошибка – думать, что строится храмов слишком много. Неправильно. У нас город богат, слава Богу, людьми, богат хорошими людьми, верующими, желающими посетить храмы. Но, к сожалению, из-за нехватки храмов они не приходят в церковь. И если мы построим еще столько же, сколько сейчас есть, то тоже будет мало, потому что желающих очень много.
          И еще хотел привести цифру: до революции у нас было в городе 150 тысяч жителей. Храмов было 40. Если разделить на число жителей, то на полторы тысячи человек один храм был. И то маловато было тогда. Тоже еще хотели строить. Сейчас у нас полтора миллиона – и 25 храмов типовых, остальные приспособленные, часовни.
          С другой стороны, сейчас мы говорим о деградации нации, ее безнравственности, но видим, что никто не возражает против строительства ночных клубов. В нашем городе их более 400. Есть и другие заведения, которые особой нравственностью не дышат. Когда-то люди думали о высокой нравственности, поэтому строили храмы, чтобы как можно больше людей туда поместить, чтобы они могли укрепить себя духовно, нравственно, не поддаваться искушениям этой жизни. Сейчас на искушения даже и строят специальные дома, чтобы больше человек развлекался, удовлетворял и возбуждал свои страсти. Конечно, в такой ситуации с безнравственностью очень сложно бороться.
          И еще. Мы хотим дать возможность людям приобрести нравственность, хотим проповедовать ее, говорить о ней в школах, детских учреждениях и храмах Божиих, источниках той силы Божественной, которая укрепляет нашу волю на стояние в добре и в противостояние злу. Это сложно делать, когда такое непонимание и сопротивление: дать людям эту силу стояния в добре. Что касается утверждения «у меня Бог в душе», – у каждого есть в душе Бог, если человек живет по Божиим заповедям. Если человек живет именно с Богом в душе, то не может укрыться благодать Божия. Она рано или поздно должна выйти наружу. Потому что, как город на верху горы не может укрыться от взора всех людей, так и человек, который имеет Бога в своем сердце, не может скрыть Его. Он должен выйти наружу, а проявление Бога в сердце человека именно в том, чтобы выполнять волю Божию. А воля Божия есть то, что стоит показать наружу. Господь говорит: «Сыне, даждь мне твое сердце». Дай Богу.
          А как мы проявляем дела Божии? Сделанным ближнему добром, через выражение внешними своими действиями. Выражаешь любовь к Богу как? Идешь в церковь, то есть выполняешь волю Божию, ибо Господь призывает нас идти в дом Божий. А святой псалмопевец Давид говорит, что желал бы постоянно находиться в дому Господнем и посещать храм Божий, прославлять имя Божие, потому что там особая благодать, особая сила и особое духовное наслаждение. Когда у человека есть Бог в душе, он не может стоять пассивно и считать, что у него все нормально. Нормально, когда человек развивает религиозное чувство – это связь человека с Богом. А связь с Богом человек получает именно в церкви, в храме Божием, в делании добра, в исполнении заповедей Божиих.
          И тогда, хочет человек или не хочет, он проявляет любовь к Богу, которая призывает нас жить церковной жизнью. Ведь церковь – не просто красивое здание, хорошее архитектурное сооружение. Это место встречи человека с Богом. Церковь – вместилище невместимого Бога. Церковь – место особого присутствия благодати Божией. Церковь – источник Божественной силы, которая необходима человеку для укрепления своих телесных, душевных сил. И в то же время Церковь – лечебница для души от страстей, грехов. В таинстве Покаяния, в таинствах церковных мы соединяемся с Богом и живем с Ним. Церковь есть училище благочестия, место, где мы учимся жить правильно, по-Божиему, по Божественным заповедям. И даются силы, чтобы человек, выходя из храма, мог применить эту силу Божию, исполнить заповеди Божии на деле – по отношению к ближним, к окружающему миру и т.д.
          Много таких людей, к сожалению, с советского времени, которые говорят: «У меня Бог в душе». Это осталось со времен, когда из страха сказать: «Я верующий, я христианин, я религиозный человек» люди заточали в глубину сердца свое религиозное чувство. Сейчас нужно раскрепоститься, раскрыться, открыть свою душу и проявлять религиозные чувства.
          - Владыка, спасибо.
          Владыка митрополит, вторую часть этого вопроса я хотел бы задать Вам. Почему человек, называющий себя атеистом, не может просто пройти мимо строящегося храма? Почему именно ему надо позвонить, написать, сказать: «Да вот строят где надо и где не надо»? Он задает этот вопрос с таким душевным негодованием! Его же не тянут в Церковь силком. Никто не ловит, на пороге не стоит. Ну, прошел мимо стройки. Город от этого только приобретет – как минимум, красивое здание. Почему это вызывает такое негодование?
          Митрополит Амфилохий:
          - Скажу, почему. Это показывает, что все-таки в душе человека есть что-то живое; если бы он был пассивный, нейтральный, – не видел бы ничего. Значит, этот храм его касается. И это показывает, что храмы должны существовать. Мы поем в Церкви пророческие слова: «Возлюбих благолепие дома Твоего». Что же дом? Как Владыка сказал, душа человеческая – это дом Божий, это храм Божий. Наше тело приглашено стать храмом Духа Святого. «Дай мне сердце твое». «Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить». Птицы имеют свои гнезда, лисицы имеют свои норы, а Сын Человеческий, Бог ищет место Своего отдыха. А вот человеческое сердце. Конечно, дом Божий – человек: и тело, и душа. Но дом Божий – Вселенная.           Храм Божий, который Бог воздвиг. Вся Вселенная поведает славу Божию. Поэтому тот, кто отрицает храм, должен отрицать и Вселенную, потому что она тоже храм. И каждое творение, самое маленькое животное – храм Божий. Потому что там сила Божия, действие Божие, жизнь, которую Бог подарил всему живому. Все это исполнено Божией красоты, жизни, благословения Божия.
Храм, который мы строим, это внутренняя, так сказать, потребность, нужда человека: бесконечный храм, который представляет из себя Вселенная, иметь тут, рядом. И все красоты Вселенной собрать: и сердце, и душу, и постройку храма. Чтобы мы повсюду встречались с Богом. Конечно, если наше сердце чисто, Бог там пребывает. Но чтобы сердце было чисто, надо и ум очистить. Чтобы узнать, что Вселенная – храм Божий, что каждое творение, человек – храм Божий, что через каждое творение мы встречаемся с Богом и Его красотою. Во-первых, – именно в храме. Все встречи наши получают чистоту, полноту, и мы тут встречаемся с Христом Господом. Его Тело, Его Кровь, которой полна Чаша на Литургии, Его присутствие в нашей человеческой жизни, в истории, через Его воплощение, – нам даются в храме. Храм – свидетельство и дорога, путь, который нам открывает красоту Вселенной, красоту человеческой души, красоту и мудрость Божию. «Премудрость создала себе дом», как говорит премудрый Соломон. Возлюбить красоту дома Божия – значит, в храме учиться, воспитываться, питаться красотой Божией, встретиться с Богом, учиться мудрости и приготовляться для полной встречи с Живым Богом.
          Поэтому не надо отказываться от храма. Как сказал Владыка, почти никто не спрашивает, почему столько увеселительных заведений. Таких построений в мире миллионы, они существуют для проституции, для создания наркопритонов… Но никто не спрашивает, почему такие «храмы»? А это храмы. Это храмы развращения, это демонический храм, сатанинский храм. Он «не мешает» никому, но «мешает» храм, в котором мы созерцаем красоту Лица Божия, учимся таинству жизни, таинствам Вселенной, человеческого сердца как храма Божия. Тут преображается наше сердце…
          И я, смотря, что в нашем мире бывает, вижу: единственным местом, которого не коснулась человеческая развращенность, остался храм.
          Почему безбожники уничтожили сотни тысяч церквей на Святой Руси? Почему? Почему именно храмы уничтожали? Потому что храм был живой свидетель Божия присутствия в жизни человеческой. Тому, кто Бога отрицал, – мешал храм. Поэтому тот, кто ищет Бога, красоту, смысл своей жизни, смысл Вселенной, смысл каждого творения, – будет радоваться и реставрации древнего храма, и созиданию нового храма. Это радость.
          А знаете, город без храма в истории человечества не существовал. Первое, что человек создал, –самый примитивный, маленький храм. Нет племени в истории человеческого рода, самого примитивного, которое не имеет в центре своей жизни храм. Это ориентир жизни. Мне говорил один греческий писатель: «Идя в какое-то место узнать, какие люди там живут, я прежде всего иду в их храм и на их кладбище. По тому, как они относятся к храму и к кладбищу, видно, как они относятся друг к другу, какие они люди – хорошие, добрые, глупые, люди безобразия или люди настоящие».
          Так что радуется Земля Русская, что возобновляется. Что было бы без Христа Спасителя теперь? Все таинства Неба и земли тут собраны. Все красоты, которые Вселенная имеет, – в храме Христа Спасителя, тут можно касаться Его. Какая красота!
          И надо радоваться храму и строительству храмов, а не заботиться, почему так «много». Никогда храмов много не было в истории. Уничтожение храма идет параллельно с уничтожением человека. Возобновление храма это возобновление человека, человечества, подлинного образа человеческого.
          Я радуюсь в Екатеринбурге. Я прошу Бога и губернатора Эдуарда Эргартовича Росселя, чтоб еще помог построить храм там, где стоит на паперти Ленин, как прислужник будущего храма.
          Какая у вас красота! И храм святой Екатерины построите, и другие храмы. Ганина яма... Обойдите весь мир – не найдете такой жемчужины, которая есть сегодня на Ганиной яме. Какая красота! Какое художество! И чудо Божие, и чудо человеческое, таинство преображения человеческой страждущей крови в красоту. Вот какая красота. Слава Богу!
          - Спаси Господи, Владыка. Спаси Господи, Владыка Викентий. Благословите наших телезрителей, радиослушателей.
          Архиепископ Викентий:
          - Спаси Господи, дорогие наши телезрители, радиослушатели, что вы так активно участвовали в нашей передаче, задавали вопросы. Мы по мере своих сил постарались дать на них ответы.
          Интерес к жизни духовной, слава Богу, не иссякает. Наоборот, больше людей интересуются Верой Православной, церковной и духовной жизнью. Особенно в дни Великого поста – как его проводить спасительным и полезным для нас, для души и тела. Я желаю всем нам помощи Божией в несении этого подвига поста и молитвы. Чтобы действительно мы созидали в себе храм Божий, и чтобы дух благодати Божией, то семя, которое мы получили в таинстве Крещения, произрастало все больше и больше добрыми качествами нашей души. Помоги всем нам Господь.

Беседовал Илья ЮКОВ

Расшифровка аудиозаписи и фото – Денис ДЕНИСОВ
 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.