|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ И МИТРОПОЛИТА ЧЕРНОГОРСКОГО И
ПРИМОРСКОГО АМФИЛОХИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "CОЮЗ"
И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
- Здравствуйте,
наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение».
Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы, а также
вопросы посетителей интернет-форума «Православной газеты» сегодня отвечают два
архиерея: архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и гость Екатеринбургской
епархии, иерарх Сербской Православной Церкви – митрополит Черногорский и Приморский
Амфилохий.
- Владыка Викентий,
начать сегодняшнюю передачу мне бы хотелось с такого вопроса. В эти дни в Екатеринбурге
прошла IV международная конференция «Семья и будущее России». Владыка, расскажите,
пожалуйста, что это за мероприятие и какие цели преследуют его организаторы?
- В этом
году мы четвертый раз собираемся вместе и обсуждаем вопрос о семье – это один
из важных вопросов для всей нашей страны, нашей Церкви. И не случайно эта конференция
уже четвертый раз проходит на тему: «Семья и будущее России». Действительно,
будущее нашей страны зависит от крепкой, благочестивой, многодетной семьи. К
сожалению, у нас сейчас очень много проблем в семье. Как говорит Святейший Патриарх,
потерян институт семьи, нам нужно возвратиться к этому институту, чтобы семья
была крепкая и сильная. От крепости и твердости семейной жизни, мы надеемся,
будут укрепляться и крепнуть слава, честь и могущество нашей страны.
Но у нас
есть много проблем. Во-первых, семьи слабые, очень быстро распадаются, рождается
мало детей, рождаются дети больные. Во-вторых, проблема в том, что заключаются
так называемые «гражданские» браки, что противоречит всякому здравому смыслу.
Тем более противоречит нашим церковным канонам, является тяжелым грехом, который
ложится на будущее людей, на потомков.
Мы очень
переживаем и хотим предупредить людей, чтобы они не совершали таких тяжких грехов.
Потому что, как сказано в Священном Писании, до третьего колена передаются преступления
и грехи, которые человек совершает в своей жизни.
Эти проблемы
мы пытались на конференции обсуждать, и, конечно, говорили о том, как нужно
их исправить, как привести семью в должный порядок. Конечно, мы говорили, что
очень важно совместно с государственной властью, с общественными организациями,
с Церковью поднять в нашем обществе авторитет семейной жизни, поднять на должный
уровень ценности семейной жизни. Как сказано в приветственном слове Святейшего
Патриарха конференции «Семья и будущее России», одной из важных составляющих
крепкой семьи является жертвенность, жертвенная любовь друг к другу. Когда человек
снисходит к немощам ближнего, помогает ему, проявляет милосердие. Такие добрые
качества необходимо взращивать еще со школьной скамьи, в школах воспитывать
детей в духе крепкого семьянина. Чтобы девочки воспитывались как будущие матери,
хранительницы семейного очага, воспитательницы детей. А здоровье девочки, женщины
– это здоровье будущих наших поколений, потомства. Поэтому вся забота должна
быть о том, чтобы девочки возрастали в духе высокой нравственности, духовности.
Необходимо ограждать их от всего негативного, злобного, нехорошего. Потому что
с детства впитанное зло будет передаваться будущему потомству, которое женщина
будет рождать и воспитывать.
В мальчиках
нужно воспитывать отцовство, чувства защитника своей семьи, заботливого отца,
стремление укреплять свою семью.
Вот такие
направления должны быть в нашей жизни, в нашей стране. Ну и, конечно, мы говорили
о том, что необходимо ввести в школьный компонент «Основы православной культуры».
Потому что именно православная культура в нашей стране воспитывала качества
души, которые должен иметь каждый гражданин нашего Отечества. Нынешнее состояние
нравственности в обществе – последствие того, что в годы лихолетья Церковь была
удалена от школы. Надеемся, что преподаватели, которые получат образование по
предмету «Основы православной культуры», будут воспитывать детей в ценностях
Православия, и многое изменится к лучшему; те демографические проблемы, которые
мы имеем сейчас, постепенно будут решены.
Мы рады,
что на конференции было много гостей из разных уголков нашей страны, из-за рубежа.
Это была международная конференция, потому что тема семьи волнует многих людей,
болеющих душой за процветание, духовность и нравственность в нашей стране и
в нашей жизни. Были депутаты нашей Государственной Думы, представители власти
нашей области. И мы благодарны нашему губернатору, который тоже послал свое
приветствие нашей конференции.
- Спасибо, Владыка.
Сегодня в нашем эфире также митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий.
Ваше Высокопреосвященство, Владыка Амфилохий, благословите наших телезрителей
и радиослушателей.
- Бог благословит!
Поздравляю с постом, которым мы приготовляемся к празднику Воскресения Христова.
- Владыка Амфилохий,
Вы посетили Екатеринбургскую епархию специально для участия в IV Международной
конференции «Семья и будущее России». Владыка, расскажите, пожалуйста, а есть
ли в Сербии такие же проблемы семьи, как в России? И если они есть, что делает
Сербская Православная Церковь, чтобы их разрешить, повлиять на ситуацию?
- Во-первых,
надо сказать, как отметил Владыка, что семья это корень, это ячейка человеческого
общества. Церковь по своей природе тоже семья богочеловеческая. Каждая семья
в этой большой семье – как звено, как домашняя Церковь, которая должна жить
и развиваться согласно исконному благословению Божиему, которое Бог дал человеческому
роду, Адаму и Еве, когда сотворил их и благословил «плодиться, размножаться,
наполнять землю и обладать ею». Это Божие благословение присутствует в самом
бытии человеческом. Если этот корень здоров, тогда все общество будет здорово.
Если он свят, тогда и ветви этого корня будут святы. Поэтому Церковь всегда
заботилась о семье. Это не что-то новое. Всю свою историю Церковь уделяла семье
внимание и, конечно, в наши времена особенно, потому что глубокий кризис этого
института существует сегодня не только в России, но вообще в современном мире.
Этот кризис существует и у нас, в Сербии и Черногории, в нашем сербском православном
народе. Это следствие событий последних времен, но все знают, какие события
последнее время были у нас. Гражданская война, разложение государства. Это глубоко
повлияло на жизнь, не только политическую, экономическую, но вообще общественную
жизнь. Многие семьи распались. Были смешаные браки – мусульманин, католик...
Это оставило глубокие последствия в общественной, семейной жизни. С этой стороны
для нас тема очень важна.
Я очень благодарен
Владыке, что он меня пригласил участвовать в этой конференции, встретиться с
учеными, с церковными деятелями, с представителями церковных учреждений, педагогами
Петербурга, Москвы, других регионов России. Это для меня было очень полезно,
потому что речь шла о практических измерениях и масштабах семейной жизни, о
разрешении многих проблем, которые существуют. С другой стороны, разговор шел
и об основаниях семейной жизни, о ее цели. Разрешение практических проблем семьи
в наше время зависит именно от самих основ, от знания, что же это – семья, и
каковы ее цели, какова ее роль не только для общества здесь, на Земле, но вообще
на вечном уровне. Об этом шли разговоры: важно не только то, что касается Земли
и общества в плане «горизонтали». Тема семьи имеет свою «вертикаль», имеет вечное
значение. Семья приготовляет не только для биологической и социальной жизни
на Земле, но приготовляет людей, новые поколения для Царствия Небесного, для
вечной жизни. С этой стороны все участвовавшие в разговорах подчеркивали именно
ответственность отношений в семье на вечном плане. Примеры семей ветхозаветных,
новозаветных, примеры семей святых Церкви Христовой показывают, какая должна
быть семья, чтобы и плод этой жизни семейной был подлинный, согласно воле Божией,
согласно закону жизни, который Бог дал людям. Значит, семья – институт самый
важный для каждого общества, и Церковь должна, согласно двухтысячелетнему опыту,
помогать современному обществу и всем, кто занимаются этим институтом. Помогать
им осмыслить семейную жизнь, найти способы, которые помогут новым поколениям
осуществить вечные цели человеческой и семейной жизни в рамках Церкви как Семьи
Христа Господа.
- Спасибо. И
такой вопрос: «Наша передача проходит в дни Великого поста. Владыка Викентий,
расскажите, пожалуйста, что это за период, чем он важен для каждого человека,
в память о каких событиях он установлен, и как его надо проводить, чтобы достойно
встретить Пасху?»
Каждый год
мы встречаем великий праздник Воскресения Христова, приготовляясь к этому великому
торжеству добра над злом. И торжество победы добра над злом, победы жизни над
смертью символизирует Великий пост, когда мы проявляем послушание воле Божией
и стараемся подражать Самому Христу, который тоже перед Своим общественным служением
постился сорок дней и сорок ночей. Он показал пример всем нам – мы тоже должны
поститься, вести воздержанную жизнь. Пост для человека очень важен, потому что,
воздерживаясь от пищи мясной, молочной, мы упражняем свою волю в воздержании.
Если мы сможем воздерживаться от пищи, которая так необходима человеку в его
жизни, то тем более сможем воздерживаться от дурных поступков, страстей, греховных
наклонностей.
Время поста
– это время, когда мы можем обратить внимание на себя, свою душу, чтобы ее преобразить,
очистить, увидеть свои слабости, немощи, бороться с ними постом и молитвой.
Молить Бога о том, чтоб Господь помог нам искоренить страсти, которые нас мучают,
терзают, держат в рабстве и не дают нам свободы действий, потому что эти страсти
нас держат в своих руках, мы находимся в этом рабстве, нам тяжело. И многие
люди видят свои тяжелые страсти – к винопитию, к курению, к блуду, к развращенностям,
другие многочисленные страсти, которые нас обуревают, и которые не так легко
искоренить. Непросто с ними бороться, особенно с теми страстями, которые укоренились
в наших душах. И поэтому, как Господь говорит: «Сей род изгоняется только молитвой
и постом». Эти страсти мы можем тоже изгнать именно воздержанием от мясной и
молочной пищи Великим постом, тем самым ослабляя свои телесные силы, давая возможность
душе возродиться, укрепиться и чтобы духовность и нравственная основа нашей
жизни превалировали над страстями и пороками.
Конечно,
когда мы ведем такую воздержанную жизнь в дни Великого поста, мы не забываем
и том, что после поста приближается великий праздник Пасхи Христовой, которая
есть великое милосердие Божие к роду человеческому. Христос Спаситель ради нас
и нашего ради спасения был распят на кресте, пролил Свою пречистую Кровь за
наши грехи, чтобы нас искупить. И когда мы видим, что Господь так любит нас
и так нас милует, то и мы должны проявлять любовь к Богу, взаимную любовь и
быть послушными воле Божией. И когда мы это делаем, конечно, мы встречаем праздник
Воскресения Христова с радостью, с утешением, в воодушевлении, потому что в
меру своих сил мы постарались проявить свое послушание Богу, Который ради нас
и нашего ради спасения совершил великое дело нашего искупления.
- Владыка, очень
много вопросов поступает касательно поста. И один из наиболее распространенных,
конечно, о посте телесном, то есть ограничении в пище. Раба Божия Ирина, 63
года ей, из Перми, задает такой вопрос: «Я хожу в церковь. Батюшка говорит,
что мне соблюдать пост по силам. Но у меня хроническое заболевание поджелудочной
железы. Я считаю, что мне не под силу полностью соблюдать пост. Посоветуйте,
как мне поступить?».
- В данном
случае батюшка правильно говорит – по силам надо совершать пост. И мы знаем,
что даже врачи рекомендуют воздерживаться от мясной и молочной пищи, но не насиловать
себя. Есть сейчас у нас очень много продуктов питания даже более калорийных,
чем мясо и молоко. Некоторые думают, что пост – это когда целый день не кушать
ничего. Ведь когда человек больной, он может утром позавтракать постной пищей,
может и пообедать, может и перед обедом перекусить, если необходимо. Есть такие
болезни, что нужно почаще употреблять какие-то продукты питания для укрепления
себя после принятия лекарств и т.д. Так что пост – это не значит изнурять себя
голодом.
В уставе
Церкви есть такое понятие «сухоядение». Но это не значит, что для всех равно
строгий пост. Можно кушать и вареное. Но, конечно, в меру своих сил постараться
проявить воздержание именно в том, чтобы питаться теми продуктами, которые положены
сейчас. А сейчас, слава Богу, Господь дал нам такое время, когда мы имеем огромное
количество продуктов, которых не было раньше. Владыка может сказать, и я могу:
в моем детстве была только картошка и соления. На этих продуктах целый пост
и проводили. Нынешний пост нельзя даже сравнить с тем постом. Огромная разница.
Сейчас даже на Урал привозят свежие овощи и фрукты. Огромное количество. Так
что пугаться поста не надо. Это просто наше воображение, самооправдание, что
тяжело. Ничего тяжелого нет. Надо просто силу воли. Поставить перед собой задачу,
и эту задачу, с Божией помощью, выполнять. Прийти в церковь, взять благословение
у священника и сказать: «С Божией помощью начинаю воздерживаться». И все, Господь
поможет. И здоровье будет лучше.
- Вашими молитвами,
наверное, все наши телезрители, радиослушатели достойно вынесут все лишения
Великого поста.
- Помоги
всем Господь.
- Есть еще одна
проблема в современном российском обществе. Не так давно, 23 февраля, был праздник.
Он выпал как раз на Великий пост, причем на первую неделю. И еще один праздник
– 8 марта, традиционно празднуемый в нашей стране. Он также выпадает на период
Великого поста, и более того, вот Надежда Ивановна из г. Балаково Саратовской
области уточняет еще, что 8 марта в этом году приходится на праздник обретения
главы Иоанна Предтечи.
Как к этому относиться?
Как сочетать Великий пост, 8 марта? Что делать, Владыка Викентий?
- Я хотел
немножко сказать об этом событии, об этом празднике так называемом, и потом
попросить Владыку Амфилохия, чтобы он тоже прокомментировал это.
В нашей Церкви
есть православные праздники, когда мы почитаем женский род, женщин, которые
действительно делают очень многое для блага людей как воспитательницы, как миссионеры,
как проповедницы благочестия и веры Христовой. Такой праздник называется День
жен-мироносиц. В этот день мы прославляем их величайший подвиг, подвиг проповеди
высокого идеала христианской жизни, который они восприняли в своем сердце и
разделяли с детьми, внуками, близкими, родными. Мы знаем женщин, которые достигали
высоких нравственных идеалов и совершенства. Есть у нас и равноапостольные женщины,
равноапостольная Нина, равноапостольная Ольга, жены-мироносицы, ученицы Спасителя.
Вот на этих женщин нам нужно равняться и брать пример высокой благочестивой
жизни. Святая Церковь уже две тысячи лет прославляет женщин, которые вели и
ведут до настоящего времени христианскую жизнь.
И когда праздник
8 марта попадает на дни Великого поста, то для нас это, конечно, не совсем приятно
– в этот день обычно совершается немало бесчинств. Если бы праздник был серьезный,
когда бы мы четко обозначили нравственные идеалы женщины, и нравственно отмечали
эти идеалы, то к нему можно было бы относиться нормально. А когда в этот день
совершаются страшные дела – блуд и развращенность, не это необходимо видеть
в женщине. В женщине видят сейчас предмет наслаждений, предмет удовольствий.
Я не знаю, что сейчас заставляет женщину терпеть, что ее сделали просто посмешищем.
Ее раздевают, везде показывают голой, показывают ее «достоинства». Потеряно
чувство стыда, совести. Проявляется развращенное отношение к великому сосуду
Божию, который имеет особое предназначение.
Господь дал
женщине особое предназначение как помощнице мужа. Дано ей родить, дать жизнь
потомству, которое она должна воспитывать для пользы общества. А женщина сейчас
страшно деградировала. Конечно, для нас это очень печально, особенно когда Церковь
призывает воспитывать в себе высокие нравственные идеалы. А в пост как раз наоборот,
эти бесчинства именно сейчас и показываются. Хотя, конечно, я не могу сказать,
что этот праздник – только день бесчинного наслаждения.
В нашей Церкви
уже две тысячи лет праздновался День жен-мироносиц, его почитали. И он должен
продолжаться в нашей стране православной. И не нужно подменять ценности, которые
у нас были, есть и должны развиваться в нашей жизни. Потому что женщина – носительница
высокого нравственного идеала, и она должна быть такой. И праздники в честь
женщины должны именно отмечать эту главную ее суть.
В этом году
8 марта совпало с первым и вторым обретением главы Иоанна Предтечи. Мы знаем
историю этого праздника. Почему пострадал Иоанн Предтеча? Ему отсекли голову
за то, что он обличил бесчинство женщины. Обличил блуд и развращенность Иродиады,
вышедшей замуж за брата своего мужа. Иоанн Предтеча, конечно, обличил, что «не
должно тебе иметь того, которого ты считаешь мужем». Ей не нравилось это, и
она злоумышляла, как бы каким-то образом Иоанна Предтечу наказать. Его посадили
в темницу. Но она не успокоилась этим. Когда дочь Иродиады плясала и понравилась
царю Ироду, он пообещал выполнить любое ее желание. Иродиада научила дочь сказать:
«Дайте мне голову Иоанна Предтечи»...
Мы знаем,
что после этого Господь очень строго наказал ее, и дочку ее, и самого Ирода
за преступление по отношению к Иоанну Предтече. Если говорить словами святителя
Иоанна Златоуста, то можно сказать, что «вновь Иродиада беснуется». Вот в этот
день, 8 марта будем отмечать первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи,
вспоминать те трагические события, когда именно из-за женщины, из-за ее страсти
к блуду, страсти к наживе, страсти к богатству, к славе пострадал светильник
веры. И этот исторический пример должен нас учить воздержанию, а в этот день
снова будут плясать, веселиться и бесчинствовать, то есть продолжать то, что
было в первом веке христианства. Человек не вразумился за две тысячи лет, не
вразумился тем, что случилось в первом веке и какие наказания претерпели люди
за совершенные бесчинства.
- А теперь я
хотел Владыку Амфилохия попросить, чтобы он тоже сказал по этому поводу…
- 8 марта
– это светский праздник. Церковь имеет свои праздники, которые веками прославляют
женщину. Но не женщину в каком-то, как сказать, венерическом смысле, родовом
или физическом. Церковь прославляет, во-первых, отчество. Имея Отца Небесного,
женщина дает смысл отчеству на земле. Имея Святое Материнство Матери Божией,
Которая родила Бога и Человека, Она возвышает женское начало паче Херувим и
Серафим – «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Вот какое
место имеет жена в церковном самосознании. Поэтому каждый праздник Матери Божией,
Ее Рождество, Ее Благовещение, Успение Матери Божией – это огромнейший праздник,
который мы празднуем не как понятие, отвлеченное от женщины, но как день Матери.
У нас, в Сербской Церкви, есть праздник накануне Рождества Христова. Одна неделя
посвящена праотцам по плоти Господа Бога и Спаса нашего. Это прославление отчества,
отцов. Есть праздник, где мы вспоминаем всех женщин-матерей по плоти Матери
Господа и Спаса нашего. Это «Материца», так называется у нас. Это прославление
материнства. И есть неделя, посвященная детям. Потому что это приготовление
Рождения Сына Божия, предвечного Бога, маленького Иисуса, Дитя, Которое рождается
от Богородицы. Значит, Церковь, прославляя женщину, прославляет ее участие в
домостроительстве человеческого рода и спасении, ее участие в прославлении человека,
продолжении рода человеческого, наполнении земли. Она прославляет и указывает,
что суть женственности, женского начала, женщины – это не какие-то отвлеченные
права и цветы, которые должен дарить муж своей жене, это жертвенность. Как сказал
Святейший Патриарх Алексий: «Суть семьи – это жертвенность». А мера измерения
жертвенности – это измерение любви. Церковь, прославляя женщину, прославляет
любовь как начало жизни, прославляет материнство, супружество. Прославляет служение,
потому что служение – основная роль, в конце концов, мужчины и женщины – служить
ближнему своему. Служить, рождая детей, служить, воспитывая детей в страхе Божием
и мудрости. Поэтому кто хочет подлинно достоинство женщины видеть и прославлять,
пусть возвращается именно к церковному самосознанию и достоинству. Потому что
красота внешняя, физическая красота сегодня есть, завтра нет. Сегодня, прославляя
женщину, прославляют Бриджит Бардо, Мерилин Монро и других женщины сомнительного
поведения, жизни и конца жизни. Какой образ может быть там? Какая-то актриса,
которая окончила жизнь наркотиками и самоубийством? Это должно служить примером
женщины? Нет. Матерь Божия, Ее целомудрие, Ее красота, красота внутренняя, Божественная,
вечная красота, Ее служение и послушание Воле Божией, Ее участие в судьбах мира,
как Матери, как Сестры, как Супруги – вот что надо прославлять. И Церковь это
прославляет.
Во время
поста всегда бывает Благовещение. Какая красота в этом празднике! Какое воздвижение
и достоинство, которое получает через Марию, Матерь Божию, каждая женщина в
этом мире. Поэтому, снова скажу, лучше было бы всем нам, да и вам, русским женщинам,
матерям, возвращаться именно к этому подлинному отношению к женщине как к матери,
сестре, супруге. И прославлять бессмертные качества жены, ее роль и место, которые
Бог ей дал в домостроительстве, в жизни рода человеческого.
Как и многие
другие светские праздники, которые появились в начале XX века, связанные с разными
движениями революционными, имели какой-то короткий смысл, потому что эти идеологии
были короткие. Так и этот праздник. Я надеюсь, что все-таки нет долгоденствия
у этого праздника. «Многая лета» надо петь именно Богоматери, моей матери, твоей
матери, сестре миленькой, которую имеешь, супруге своей, которая становится
матерью. И Матери Божией, Которая освящает именно этот дар Божий помощника мужу,
человеку, как это Бог благословил на земле.
Все-таки
нам надо возвращаться к истокам. Церковь имеет мудрость, которая старше Маркса,
Энгельса и Розы Люксембург. Надо возвращаться к нашим святым. Святая Нина, равноапостольная.
В Екатеринбурге стоял храм святой великомученицы Екатерины, знаменитой, мудрейшей.
Такая красота целомудрия. Свидетельство вечного достоинства женщины построили
в Екатеринбурге предки – храм святой Екатерины. И мы надеемся, что когда я приеду
после нескольких лет, мы снова найдем этот храм возрожденным. Я уверен, что
так и будет.
- А в Сербии
есть такой праздник?
- У нас тоже
наши социалисты нам его навязали. Но все меньше и меньше его празднуют.
- Владыка Викентий,
а государственные праздники, светские, они должны приходить в координацию с
церковным календарем? Или нет? Все же говорят: «У нас государство светское.
Церковь отделена от государства».
- Дело в
том, что светскость государства не значит, что в государстве должно быть безобразие.
Должен быть порядок. И Церковь как раз призывает к такому нравственному идеалу.
И вот сегодня, сейчас Владыка говорил, что если даже мы поздравляем в этот день
женщин, мы поздравляем именно с тем служением, высоким служением женщины как
матери, воспитательницы, как пример высокой нравственной жизни. Призывая к этому,
как бы поправлять этот праздник именно в этом русле, в русле нравственном и
духовном. Не в светском, как сейчас обычно говорят: «Ты такая красивая, такая
страстная, такая сексуальная...». И весь праздник. А она кокетничает и говорит:
«Да, действительно». И начинает свои страсти еще больше распускать. Это не есть
нравственность, духовность, которая требуется от этого праздника. Это как раз
распущенность, которая уже приносит нам такие неприятности, как вымирание нации,
уничтожение страны и цивилизации русской. Вот такое, можно сказать, неправильное
отношение к этому празднику приводит и к тому, что женщина теряет свой смысл,
свое предназначение. Зачем ей быть матерью? Зачем ей быть воспитальницей, когда
она хочет быть страстной и развратной? И ее даже прославляют за это, ее поздравляют,
почитают.
А быть женщиной
– труд, подвиг, это жертвенность. За этот труд мы и почитаем, и преклоняемся,
и поздравляем. Следует выправлять праздник именно в этом русле. И, я думаю,
светские или не светские, церковные или не церковные праздники, но Церковь имеет
предназначение в жизни, в обществе – дать правильные направления жизни общества,
которые бы не разрушали общество, а созидали его. А путь, которым сейчас идет
общество, прославляя женские прелести, как Владыка сейчас сказал, ведет к разрушению.
Если мы направим праздник в русло нравственное, духовное, того извечного предназначения,
которое Господь дал женщине, то, конечно, это направление будет созидать твердыню
женского характера, вести к созиданию семьи, института семьи, созиданию того,
что укрепляет и оздоровляет нацию.
(Продолжение
следует)
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи и фото – Денис ДЕНИСОВ
|
|