|
14
АВГУСТА - НАЧАЛО УСПЕНСКОГО ПОСТА, ПРАЗДНИК ИЗНЕСЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО
КРЕСТА ГОСПОДНЯ, ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
И ВОСПОМИНАНИЕ ДНЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ.
Екатеринбург, 14 августа, "Православная газета". Сегодня
начался Успенский пост, который продлится
до 28 августа - Успения Пресвятой Богородицы. И хотя пост этот не продолжительный,
по строгости он равен Великому. Но, чтобы поддержать духовные силы верующих
людей, Святая Церковь установила в течение поста три праздника, как бы обрамляющие
его - Всемилостивому Спасу, 14 августа, (он называется в народе "медовый
Спас"), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,19 августа,
(так называемый "яблочный Спас") и перенесение из Едессы в Константинополь
Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, 29 августа, ("третий Спас")
Сегодня, 14 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение
(изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен
в IX веке в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе.
Существовал обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня,
хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св.
Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 14 августа, две недели эта
святыня носилась по городу, при этом служили молебны "для освящения мест
и отвращения болезней".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении
Руси 1(14) августа 988 года. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста
и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину в этот день совершается
и малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается освящение меда
(поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас",
"Спас на воде", "Мокрый Спас").
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот
же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы
и Честного Креста во время сражений святого
благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.
В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших
угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной,
князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева
и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении
несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый
князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице:
"Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену
и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины
и, приложившись к образу, пошли против врага.
Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим
императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством
чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от
бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали
полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися.
В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора
Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был
установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
|
|