|
ТРИ
СПАСА - ТРИ ПРАЗДНИКА, ОБРАМЛЯЮЩИХ УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Три праздника - Всемилостивому Спасу (он называется в народе «медовый
Спас»), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (так называемый
«яблочный Спас»), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного
Образа Господа Иисуса Христа («третий Спас») - как бы связуют весь Успенский
пост.
1
августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение)
Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Этот праздник был установлен в Константинополе
по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника
относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных
Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего
Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров,
износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная
с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом
служили литии “для освящения мест и отвращения болезней”. 14 августа Животворящее
Древо Креста переносили обратно в царские палаты.
Русское название праздника “происхождение”
- неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию,
крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово “изнесение”.
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении
Руси 1 августа 988 года. В “Сказании действенных чинов святыя соборныя
и апостольския великия церкви Успения”, составленном в 1627 году по повелению
Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника
1 августа: “А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения
ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем”.
Известие о дне Крещения Руси сохранилось
в хронографах XVI века: “Крестися князь великий Владимир Киевский и вся
Русь августа 1”.
В этот праздник в храмах полагается вынос
Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое
освящение воды 1 августа совершается до или после литургии.
Вместе с освящением воды совершается освящение
меда (поэтому этот праздник и называется в народе “Первый медовый Спас”,
“Спас на воде”, “Мокрый Спас”). С этого дня благословляется вкушение его
нового сбора.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой
Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений
от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений
святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157—1174) с волжскими
болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских
болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая
на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая
была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской.
Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный
Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых
Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: “Всяк уповаяй на Тя,
Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров”. Вслед за
князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к
образу, пошли против врага.
Болгары были разбиты и обращены в бегство.
По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана
победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих
побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках
икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки
благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися.
В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и
императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной
власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
19 августа празднуется Преображение Господа
Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Об этом празднике мы уже рассказали
на 8-9 стр.
29 августа празднуется перенесение из Едессы
в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа,
которое произошло в 944 году.
Предание свидетельствует, что во времена
проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен
по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился
по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал
в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить
его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив
ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим
и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за
большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал
на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа,
но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени
и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя,
обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления
ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце).
Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный
Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением
принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной
болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика.
Им был апостол от семидесяти святой Фаддей (память 21 августа), который
проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.
Написав на Нерукотворном Образе слова “Христе Боже, всякий, уповая на
Тебя, не постыдится”, Авгарь украсил его и установил в нише над городскими
воротами.
Много лет жители хранили благочестивый
обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.
Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство.
Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому
епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром,
зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло
много лет, и жители забыли о святыне.
Но вот, когда в 545 году персидский царь
Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу
Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной
ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ
обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске,
закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного
хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они
не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась
по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959)
пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его
у эмира - правителя города.
С великими почестями Нерукотворный Образ
Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством
в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской
церкви Пресвятой Богородицы.
У тех, кто видел этот Нерукотворенный Образ
Господень, он невольно вызывал благоговение.
В иконе поражали глаза Спасителя - живые,
блестящие, они пронизывали каждого, приближающегося к Образу. Казалось,
глаза Спасителя испускают светлые лучи. Где бы ни стоял смотревший, создавалось
ощущение, что Спаситель смотрит именно на него каким-то особо приятным
и нежным взглядом.
Этот Образ имел что-то сверхъестественное.
Многие художники и иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали,
что никаким мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта, что на
земле нет красок, которые могут передать цвет Святого Образа.
О последующей судьбе Нерукотворного Образа
существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во
времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который
была взята святыня, потонул в Мраморном море.
По другим преданиям, Нерукотворный Образ
был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь
апостола Варфоломея.
Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно
давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый “на керамии”,
отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой,
отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.
Возможно, что разность преданий о первоначальном
Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси защитники
иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному
Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731)
прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление
царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный
факт.
Нерукотворный Образ помещался на знаменах
русских войск, ограждая их от врагов.
В Русской Православной Церкви есть благочестивый
обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь
Нерукотворному Образу Спасителя.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного
Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, “Спасом
на холсте”.
Особое почитание этого праздника в Русской
Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного
Образа одна из наиболее распространенных.
|
|