|
КАК
С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ДУШИ ПРОВЕСТИ ДНИ УСПЕНСКОГО ПОСТА
Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи
и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно
изображено и время употребления и качества постной пищи. Все строго рассчитано
с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые
обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу
телесную природу, а - напротив - сделать ее легкой, крепкой и способной
подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Пост есть необходимое средство для успеха
в жизни духовной и для получения спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю
пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видно,
что и польза поста многоразлична:
а) пост скоро и ясно показывает человеку,
что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной,
но от простой пищи и пития;
б) пост очень скоро обнаруживает господствующие
в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть
его больше всего любит;
в) пост делает нас способными к молитве
и размышлению о Боге и Божественном. “Кто постится, тот с добрым духом
молится”, - говорит св. Иоанн Златоуст.
Вообще пост есть сильное средство приготовления
ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные
и боголюбивые люди - всегда и везде. Все святые весьма строго постились
сами и единодушно советовали поститься другим.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться
во время постов - “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать
уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен
(то есть еды, пищи - ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как
от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно
воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда
и рыба, смотря по различию святых постов”.
Успенский пост не так строг, как Великий,
но более строг, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского
поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать
самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - “с варением
пищи, но без елея”, то есть без масла; по субботним и воскресным дням
разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня, когда
в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться
от этих плодов. По преданию св. отцов, “если же кто от братии снесть гроздие
прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит
гроздие во весь месяц август”.
В праздник Преображения Господня по церковному
Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам
и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом
телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает
его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют
одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо
нам поститься и духовно: “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне,
разрешим всяк союз неправды”, - заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане - воздержание
от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от
страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности
и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление
пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и
прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной
песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно
утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то
возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам,
никогда не ядущим”.
И Великий, и Успенский посты особенно
строги к развлечениям - в императорской России даже гражданские законы
запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища,
спектакли.
|
|