|
РАЗРУШЕННЫЕ ХРАМЫ, УТЕРЯННЫЕ РЕЛИКВИИ
(Православная газета № 9 (22) 1995г.)
В последнее время православным верующим начали возвращать храмы, которыми
они когда-то владели. Не буду особо останавливаться на вопросе, в каком
виде их возвращают, - это особая тема. Достаточно напомнить, что та же
Свято-Троицкая единоверческая церковь (больше известная нынешнему поколению
как ДК автомобилистов) лишилась в результате владения ею безбожниками
куполов и колокольни.
Гораздо печальнее то, что многие замечательные
храмы Екатеринбурга нам уже не суждено увидеть. Прежде всего речь идет
о кафедральном Богоявленском соборе, находившемся на главной торговой
площади (ныне площадь 1905 года), напротив Гостиного двора. Красивое двухэтажное
здание в стиле русского барокко, заложенное еще в 1771 году, это было
самое высокое здание Екатеринбурга, с высотой
колокольни около 66 м. По элегантности общего силуэта, изысканности форм
храм был выдающимся архитектурным памятником эпохи.
В Богоявленском храме были погребены три
екатеринбургских епископа: Мелхиседек (ум. в 1845 г.), Ириней (ум. в 1860
г.) и Поликарп (ум. в 1891 г.).
Где сейчас находятся их останки? Вполне
возможно, что погребены под брусчаткой площади, и мы топчем их своими
ногами.
Напротив екатеринбургского окружного суда
(нынешний Дом союзов) стоял Екатерининский собор - уникальное здание,
построенное в византийском стиле. Сейчас на его месте нелепый аляповатый
фонтан "Каменный цветок".
Это было еще более древнее здание, заложенное
в 1758 г. В нем хранилась часть святых мощей праведного Симеона, Верхотурского
чудотворца.
На углу Покровского проспекта и улицы Уктусской
(ныне улиц Малышева и 8-е Марта) возвышался первый каменный храм Екатеринбурга
- Свято-Духовская церковь, особо любимая горожанами. Она была заложена
в 1755 г. "на оставшийся после смерти купца Филиппа Сокольникова пожиток".
Эти три собора придавали центру Екатеринбурга
совершенно неповторимый облик. Во многом благодаря им наш город когда-то
считался одним из красивейших в России.
Славны были екатеринбургские храмы и своими
уникальными реликвиями.
В Богоявленском соборе имелся Святой Крест
с частицами святых мощей 28 угодников Божиих, пожертвованный около 1819
г. Крест этот был вложен в пожертвованную в 1820 г. купцом Косьмою Броневым
икону с изображением ликов этих угодников. Кроме того, в ризнице имелось
несколько панагий, Евангелий и крестов, украшенных уральскими камнями.
В Екатерининском соборе находился топазовый потир, дискос и звездица,
а также массивная дарохранительница из уральских камней. А за правым клиросом
хранилось знамя Уральского горнозаводского батальона, пожалованное ему
к 100-летнему юбилею. В 1869 г., после расформирования батальона, это
знамя было передано на хранение в собор.
В Крестовоздвиженской церкви хранилась
частица Животворного древа Креста Господня и 6 частиц мощей святых угодников:
патриарха Павла, святого великомученика Пантелеимона, святых мучеников
Трифона, Меркурия, Ореста и Евгении. Известно, что частица древа Креста
Господня находилась в напрестольном кресте, а святые мощи - в кипарисовой
доске, на аналое около правого клироса.
В Спасской единоверческой церкви (тоже
уничтоженной, сейчас на ее месте корпус факультета иностранных языков пединститута)
хранились частицы святых мощей святого Иоанна Предтечи, первомученика
архидиакона Стефана, Иакова Персянина и Меркурия Смоленского. Кроме того,
в храме находились особенно чтимый старообрядцами крест, поступивший из
бывшего раскольничьего скита в селе Шарташ, и древняя Библия, напечатанная
в 1581 г.
В Свято-Троицком храме особенно чтились
образы Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца. Кроме того, прихожане
этого единоверческого храма гордились древним Евангелием, нижняя и верхняя
доски которого были обложены серебром с позолотой и драгоценными камнями.
Замечательной также была дарохранительница из драгоценных металлов и камней,
весившая 52 фунта.
Таков далеко не полный список того, что
потеряли православные верующие Екатеринбурга.
Здания храмов ныне возвращаются, правда с превеликим шумом и далеко не
все. Например, не слышно что-то ничего о возвращении верующим замечательного
храма на ВИЗе во имя Успения Божьей Матери, заложенного в 1831 г. Ныне
в нем расположен хлебозавод. Но почему-то не решается вопрос о возвращении
верующим православных реликвий. Понятно, что драгоценные церковные предметы
давно исчезли в казне или просто за бесценок проданы всяким Хаммерам (который,
кстати, имел концессию в Асбесте и наверняка многое что прикарманил из
уральского антиквариата).
Но не верится, что все эти бесконечно дорогие
христианские символы исчезли бесследно. Что-то все равно должно остаться
в запасниках музеев. Может имеет смысл извлечь их оттуда?
С. АГЕЕВ
Екатеринбург
|
|