|
ВОСПОМИНАНИЯ О ВЛАДЫКЕ ПЛАТОНЕ
(Православная газета № 22 (56) 1996г.)
Божией милостью Архиепископ Платон (Владимир Петрович Удовенко) родился
в 1940 году в день празднования Собора преподобных отцов Киево-Печерских,
в ближних пещерах почивающих, в селе Успенка Ворошиловградской (Луганской)
области четвертым ребенком в семье. Отец погиб в 1942 г., детей вырастила,
приняв в дом еще двух сирот, мать - добрейшая и мудрая, как многие глубоко
верующие люди, воспитав их в истинном Православии и любви к Церкви.
Мальчиком Володя прислуживал в алтаре сельского
храма, навсегда сохранив в себе благоговейное отношение к алтарю, и в
этом благоговении к святости алтаря он и до сих пор не устает наставлять
и о нем напоминать.
Живой и любознательный, добрый мальчик,
он твердо и открыто исповедовал Православие и не был в те "обязательные"
годы ни пионером, ни комсомольцем, что не мешало ему иметь уважение и
авторитет среди сверстников.
Будучи слишком молодым для семинарии после
окончания средней школы в 1957 г., в течение года он был послушником в
Одесском Успенском монастыре. С 1958 г. по 1960 г. учился в Киевской,
затем в Одесской семинарии (Киевские духовные школы, как и Лавра, были
закрыты властями). Как и большинство юношей, в 1961 - 1964 гг. проходил
службу в рядах Советской Армии, где солдата Владимира Удовенко, как и
в школе, безуспешно старались "перевоспитать".
Закончив в 1965 г. Одесскую семинарию,
студент Удовенко продолжил образование в Ленинградской Духовной Академии,
которое успешно завершил со степенью кандидата богословия за сочинение
"Исторический обзор взаимоотношений Русской и Римско-Католической
Церквей"; после ЛДА закончил аспирантуру при Московской Духовной Академии,
с 1969 г. по 1972 г. был референтом Отдела Внешних Церковных сношений
(ОВЦС) Московского Патриархата.
Митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим
(Ротов, + 1978 г.), глубоко верующий, очень умный, духовно зрелый и проницательный,
не мог не увидеть в молодом способном студенте Академии, а затем аспиранте
и своем референте, стремления к глубокому познанию богословских дисциплин,
благоговейного отношения к алтарю, большой любви к церковному богослужению
и пению, смиренного и умного послушания начальству. "Владыка своим мудрым
наставлением и отеческим вниманием помогал мне, - говорил при своем наречении
будущий архиепископ Платон, - уразумевать, "что есть воля Божия".
От Владыки Никодима 14 апреля 1971 г. он
принял монашеский постриг с именем Платон, от него и последующие степени
священства: 17 апреля рукоположен во иеродиакона, и 12-го сентября во
иеромонаха.
3 ноября 1972 года, по благословению Святейшего
Патриарха Пимена, митрополитом Никодимом был возведен в сан архимандрита
и направлен на послушание в Аргентинскую епархию. Послушный воле начальства,
молодой архимандрит смиренно нес послушание в далекой южноамериканской
земле, где проповедовал Слово Евангелия бывшим нашим соотечественникам
и потомкам их, совершал богослужения и исполнял требы, посещая все приходы
тогдашнего Южноамериканского Экзархата, заслужив своим усердием уважение
и добрейшие отзывы.
Изволением Божиим и решением Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Пимена, Священного Синода Русской Православной
Церкви архимандрит Платон был возведен в сан епископа Аргентинского и
Южноамериканского 16 декабря 1973 года.
Вот уже более двадцати двух лет архиепископ
Платон несет свое монашеское и архиерейское послушание, не разделяя их.
Прослужив в Аргентине до 1980 года, Владыка
Платон был переведен в Россию, получив назначение заместителя председателя
ОВЦС и управляющего Свердловской кафедрой, что совмещать было нелегко:
дважды в неделю летать то в Москву, то назад, в Свердловск, работая практически
без отдыха. Несмотря на постоянную занятость в Москве, он неоднократно
послужил во всех храмах своей Епархии, заботясь о благолепии их и деятельной
жизни приходов.
Уральцы искренне полюбили усердного и благоговейного
служителя Церкви, умного, яркого проповедника, по-монашески скромного,
очень простого, доброго, но требовательного к себе и подчиненным деятельного
архипастыря. Когда через четыре года Владыку Платона перевели ближе к
Москве, в Ярославль, они, уральиы, не переставали ездить в Ярославль на
богослужения духовно сроднившегося с ними архиепископа Платона.
С юности будущий архипастырь имел заветную
мечту: построить или хотя бы восстановить один храм - в то время, когда
храмы массово закрывались. В Ярославле этой мечте пришло осуществление:
только в самом Ярославле было открыто восемь храмов и почти восстановлен
древний (с 1314г.) Свято-Введенский Толгский монастырь, Спасо-Яковлевский
Дмитриевский монастырь в Ростове Великом, более пятидесяти храмов в больших
и малых городах и селах области, возвращены в храмы святые мощи свв. благоверных
князей Ярославских Феодора, Давида и Константина, Василия и Константина,
святителя Димитрия, митрополита Ростовского, прп. Авраамия Ростовского,
обретены останки святителя Игнатия Брянчанинова, обретены и возвращены
в Иркутск мощи святителя Иннокентия Иркутского, облаченные в новую мантию
Владыки Платона.
Перестав нести послушание в ОВЦС, Архиепископ
Платон вскоре вновь был вынужден нести двойную нагрузку: по благословению
Святейшего Патриарха Пимена принял участие в избирательной кампании и
был выбран ярославцами депутатом Верховного Совета России. В течение четырех
лет, участвуя в государственном законотворчестве, особенно в составлении
''Закона о свободе совести", он вновь нес огромную нагрузку, осознавая
необходимость своего служения Богу, Церкви, людям, России.
Никто из предыдущих в Ярославле архиереев
не вник так глубоко в историю Ярославской Епархии, как Архиепископ Платон,
в чем убеждался каждый, кому приходилось общаться с ним по поводу открытия
или восстановления храмов и монастырей Ярославской земли. Проявляя неустанную
заботу об уставном богослужении, чинном церковном пении, благолепии храмов,
Владыка часто посещал храмы без предупреждения, во время службы, смотрел,
слушал, молился и уже потом делал свои замечания.
Чуждый человекоугодничества, Архиепископ
Платон никогда не льстит, бесстрашно защищает то, что считает за правду;
по самостоятельности своей как архиерея и твердости характера всегда имеет
собственное мнение, высказывая его, если считает необходимым ради пользы
Святой Церкви; не любит постороннего вмешательства в зависящие от него
распоряжения, честен и прям.
Добрым примером собственной жизни и христианского
благочестия Владыка Платон снискал огромную любовь и неизменное уважение
всех людей от губернатора до последнего нищего, мимо которого он никогда
не проходит, не подав милостыни. Он, действительно, излучал и излучает
свет, благодатным богослужением и неустанной проповедью собирая в храм
множество людей. Этот благодатный свет архиерейства ощущают все, кто имеет
как литургическое, так и личное общение с Архиепископом Платоном. О нем
можно сказать словами, отнесенными в свое время к Московскому митрополиту
Платону (Левшину): "В чтении и пении голос сладкозвучный, стройный, послушный
течению его мыслей и движению его сердца. Вера и убеждение говорили его
устами. Слова его были так осмыслены умом, так оживлены верою, что проникали
в сердца слушателей. К нему можно было по справедливости применить изречение
св. апостола: "Веровах, тем же возглаголах".
С 1993 года и по сей день Архиепископ Платон
вновь несет свое нелегкое послушание в далекой Аргентине. С любовью и
терпением доносит он слово Божие до православных людей, которые не знают
русского языка и никогда не были в России, но все они любят своего архипастыря,
ибо для них Владыка является частицей Отчизны.
Да благословит Господь труды его!
3. В. КИЗМЕР, Н. С. ТОКАРЕВА
Екатеринбург-Ярославль
|
|