9 ИЮЛЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
РЕПОРТАЖ ИЗ НОВО-ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ Г.ЕКАТЕРИНБУРГА

(Православная газета № 14 (72) 1997 г.)

      Утро этого дня выдалось хмурым, ненастным и не по-летнему прохладным. Тучи все больше сгущались, небо темнело, и горожане, спешащие на работу, озабоченно посматривали вверх и прибавляли шаг. "Ах, опять этот дождь; все дожди да дожди, половина лета прошла, а тепла все нет..." - читалось на многих лицах.
      Но у людей, входивших этим утром через главную арку на территорию Ново-Тихвинского женского монастыря, скверная погода отрицательных эмоций не вызывала. На лицах - ощущение праздника. Идут и стар, и млад; многие держат на руках детей, некоторые из них - совсем крошечные. И еще - очень часто в руках можно увидеть цветы. Какой же праздник без цветов? Тем более - такой...
      Сегодня - "Тихвинская". Так просто, но с сердечной любовью называют его православные люди. И совсем не случайно движется сегодня к Александро-Невскому собору нескончаемая вереница людей. Ведь Новотихвинский женский монастырь и был основан в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Открытый в 1809 году, вот уже почти две сотни лет стоит он под невидимой сенью Покрова Божией Матери, охраняющей свои владения. Ветры времени почти не коснулись его - все так же гордо высятся стены монастыря. Где ныне те, кто закрывал его в богоборческие послереволюционные годы? Нет их; да и память о них - осталась ли? А монастырь - вот он, стоит. И каждый год именно в это время тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться одной из Святынь Русской земли - Тихвинской иконе Божией Матери.
      ...Чудесным образом явилась эта икона в пределы Святой Руси. Предание говорит, что много веков назад первообраз иконы находился в Византийской империи, в Царьграде, куда в V веке она была принесена из Иерусалима греческой императрицей Евдокией. Сама же икона была, по преданию, написана евангелистом и одним из апостолов Христа св. Лукой. Для иконы был построен специальный храм, названный Влахернским. За 70 лет до падения Царьграда от рук турок икона исчезла из Влахернского храма и чудесным образом объявилась под городом Тихвином Новгородской области.
      Сквозь века дошел до наших дней рассказ о том, как вскоре после явления Тихвинской иконы некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили греческого Патриарха. Тогда-то купцы и передали ему, как появилась в Тихвине неведомая никому доселе икона. Патриарх же, сопоставив время, когда икона исчезла из Царьграда и появилась в Тихвине, пришел к заключению, что это и есть та самая, Царьградская икона, стоявшая прежде во Влахернском храме.
     Патриарх греческий рассказал купцам, что не сразу Божия Матерь лишила Царьград своей милости - икона Ее несколько раз скрывалась из Царьграда, но потом появлялась вновь. "Ныне же за гордость нашу и неправды она совсем нас оставила", - горестно заключил Патриарх свой рассказ...
      Но избрав своим уделом город Тихвин, новым светом милости и благодати осияла эта икона Русскую землю. Прославлена она была великими чудесами - прозрением слепых, исцелением бесноватых, а милость Небесной Заступницы, являвшей свою помощь через эту икону всем с верою и любовью к ней притекающим, прославила этот образ по всей православной Руси. Один из списков святой иконы Богоматери "мерою и подобием самого чудотворного образа Тихвинския", как сказано в древнем описании, в ризе, шитой золотом руками прежних насельниц монастыря, и в среброкованном окладе, украшенном жемчугом и драгоценными камнями, и находится сейчас в Александро-Невском соборе на территории Ново-Тихвинского монастыря. Именно ему - чудотворному образу Тихвинской Божией Матери - и пришли поклониться сегодня православные люди, обратиться за помощью и защитой.
      ...Между тем храм почти полностью заполняется верующими. Идет Божественная Литургия. В самом центре храма - Тихвинская икона Божией Матери. Образ чудной, какой-то неземной красоты и благодати, любовно украшен живыми цветами - стараниями нынешних насельниц монастыря, руководимых матушкой Любовью. По обеим сторонам образа - тоже живые цветы, много цветов. Многие держат принесенные цветы в руках, ведь впереди еще - крестный ход.
      Глаза и чувства верующих обращены к образу Той, к кому сегодня они пришли, каждый - со своим. Кто-то - поблагодарить за уже полученную помощь, кто-то - попросить помощи в каком-нибудь деле, избавлении от постигшей беды, болезни, несчастья... У кого-то запойно пьет муж, у кого-то болен ребенок, у кого-то давно нет вестей от ушедшего в армию сына... Много бед и невзгод витает сегодня над Православной Россией. Но никому не отказывает в помощи Божия Матерь - каждому помогает по вере его. Да и когда еще просить помощи, как не сегодня, в день прославления Ее чудотворного образа? Особенно милостива Тихвинская икона Божией Матери к детям - вот почему их сегодня так много в храме.
      ...Литургия заканчивается. После краткого молебна священники поднимают образ и на руках выносят его из храма. Начинается крестный ход. Впереди - торжественно несомый образ Богоматери Тихвинской, следом - священники Александро-Невского собора и насельницы Ново-Тихвинского монастыря, ведомые матушкой Любовью. Сразу же после них - верующие, с цветами и зажженными свечами. Как только крестный ход начинает двигаться, торжественным звоном оглашается все вокруг. Лица людей светлеют, многие улыбаются. Кажется, что даже сам воздух наполняется ликованием и радостью! Впечатление такое, что сама Божия Матерь вышла обойти и посмотреть Свои владения, и природа - люди, деревья и цветы - приветствуют Ее.
      Четырежды останавливается крестный ход, читается акафист Тихвинской иконе Богородицы. Над склоненными головами раздаются чистые слова, обращенные к Той, чей праздник отмечается сегодня: "Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощные люди Твоя, разсеянные собери, заблудшие на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри всех нас призрением милостивого Твоего заступления..."
      Часть зданий Ново-Тихвинского монастыря сегодня занята военным госпиталем; вот почему рядом, неподалеку от молящихся, остановились несколько женщин в белых халатах... Одна из них перекрестилась широким крестным знамением, низко поклонилась...
      ...А вон там, поодаль, нерешительно остановилась группа молодых парней в больничных халатах. Это те, кто лечится сегодня в госпитале, "солдатики", как их ласково называют женщины в толпе верующих. Что вспомнили они, что удержало их на месте при взгляде на образ Богородицы? Родной дом, мать, которая, провожая их в армию, благословила вот таким же образком Пречистой и своими руками надела на них, свято и истово веря в Ее заступничество, только бы вернулся живой, здоровый, невредимый?..
      После чтения акафиста крестный ход снова трогается в путь, проходит мимо больничных корпусов. У открытых окон - сестры, врачи, нянечки и снова "солдатики" - видно из тех, кому выходить на улицу еще нельзя. Некоторые из врачей спускаются вниз, чтобы встретить крестный ход. И всякий раз, когда процессия трогается в путь, со звонницы собора раздается малиново-золотистый звон. "Се, Пречистая, грядет..."
      Останавливаются, пропуская крестный ход, и несколько офицеров. Словно по команде, снимают головные уборы, один из них, с погонами подполковника, размашисто крестится...
      Наконец, крестный ход возвращается к тому месту, откуда он начался - ко входу в Александро-Невский собор. Образ поворачивается ликом к верующим, и вновь радостный перезвон раздается с храмовой звонницы. И вот чудо - небо, которое было затянуто темными тучами и даже прорывалось косым дождем, на глазах светлеет, и тучи, словно разведенные чьей-то невидимой доброй рукой, расходятся в стороны. В мгновение ока небо очищается, и всех заливает ослепительно-яркий солнечный свет. "Посмотри, как Божия Матерь Свою икону и нас всех встречает..." - шепчет на ухо маленькой девочке немолодая женщина в светлом головном платке - видимо, бабушка.
      Начинается старинный русский церковный обряд: священники поднимают икону повыше при входе в храм, и верующие, пригибаясь, проходят под образом. Кажется, что сама Божия Матерь невидимо покрывает проходящих Своей благодатью и берет под Свою Защиту и Покров...
      Наконец, все верующие проходят под образом и оказываются в храме. С пением тропаря икона вносится в храм. Почти все присутствующие опускаются на колени, те, кто в силу возраста не может, - склоняются в глубоком поясном поклоне. Да и чем еще, как не глубоким поклоном, может изъяснить человек свою душевную немощь и преклонение пред Той, которая "Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим"?..
      ...Заканчивается праздник. Но не закончилось и не закончится Заступничество за нас Той, образу Которой пришли поклониться сегодня сотни верующих. Лишь бы верили в Ее помощь, лишь бы искали Ее заступления, лишь бы молились к Ней...
      В этом - залог нашего спасения.

Ю.ДУДАКОВ,
г. Екатеринбург

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.