|
9 ИЮЛЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
РЕПОРТАЖ ИЗ НОВО-ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ Г.ЕКАТЕРИНБУРГА
(Православная газета № 14 (72) 1997 г.)
Утро этого дня выдалось хмурым, ненастным и не по-летнему прохладным.
Тучи все больше сгущались, небо темнело, и горожане, спешащие на работу,
озабоченно посматривали вверх и прибавляли шаг. "Ах, опять этот дождь;
все дожди да дожди, половина лета прошла, а тепла все нет..." - читалось
на многих лицах.
Но у людей, входивших этим утром через
главную арку на территорию Ново-Тихвинского женского монастыря, скверная
погода отрицательных эмоций не вызывала. На лицах - ощущение праздника.
Идут и стар, и млад; многие держат на руках детей, некоторые из них -
совсем крошечные. И еще - очень часто в руках можно увидеть цветы. Какой
же праздник без цветов? Тем более - такой...
Сегодня - "Тихвинская". Так просто, но
с сердечной любовью называют его православные люди. И совсем не случайно
движется сегодня к Александро-Невскому собору нескончаемая вереница людей.
Ведь Новотихвинский женский монастырь и был основан в честь Тихвинской
иконы Божией Матери. Открытый в 1809 году, вот уже почти две сотни лет
стоит он под невидимой сенью Покрова Божией Матери, охраняющей свои владения.
Ветры времени почти не коснулись его - все так же гордо высятся стены
монастыря. Где ныне те, кто закрывал его в богоборческие послереволюционные
годы? Нет их; да и память о них - осталась ли? А монастырь - вот он, стоит.
И каждый год именно в это время тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться
одной из Святынь Русской земли - Тихвинской иконе Божией Матери.
...Чудесным образом явилась эта икона в
пределы Святой Руси. Предание говорит, что много веков назад первообраз
иконы находился в Византийской империи, в Царьграде, куда в V веке она
была принесена из Иерусалима греческой императрицей Евдокией. Сама же
икона была, по преданию, написана евангелистом и одним из апостолов Христа
св. Лукой. Для иконы был построен специальный храм, названный Влахернским.
За 70 лет до падения Царьграда от рук турок икона исчезла из Влахернского
храма и чудесным образом объявилась под городом Тихвином Новгородской
области.
Сквозь века дошел до наших дней рассказ
о том, как вскоре после явления Тихвинской иконы некоторые новгородские
купцы были в Царьграде и посетили греческого Патриарха. Тогда-то купцы
и передали ему, как появилась в Тихвине неведомая никому доселе икона.
Патриарх же, сопоставив время, когда икона исчезла из Царьграда и появилась
в Тихвине, пришел к заключению, что это и есть та самая, Царьградская
икона, стоявшая прежде во Влахернском храме.
Патриарх
греческий рассказал купцам, что не сразу Божия Матерь лишила Царьград
своей милости - икона Ее несколько раз скрывалась из Царьграда, но потом
появлялась вновь. "Ныне же за гордость нашу и неправды она совсем нас
оставила", - горестно заключил Патриарх свой рассказ...
Но избрав своим уделом город Тихвин, новым
светом милости и благодати осияла эта икона Русскую землю. Прославлена
она была великими чудесами - прозрением слепых, исцелением бесноватых,
а милость Небесной Заступницы, являвшей свою помощь через эту икону всем
с верою и любовью к ней притекающим, прославила этот образ по всей православной
Руси. Один из списков святой иконы Богоматери "мерою и подобием самого
чудотворного образа Тихвинския", как сказано в древнем описании, в ризе,
шитой золотом руками прежних насельниц монастыря, и в среброкованном окладе,
украшенном жемчугом и драгоценными камнями, и находится сейчас в Александро-Невском
соборе на территории Ново-Тихвинского монастыря. Именно ему - чудотворному
образу Тихвинской Божией Матери - и пришли поклониться сегодня православные
люди, обратиться за помощью и защитой.
...Между тем храм почти полностью заполняется
верующими. Идет Божественная Литургия. В самом центре храма - Тихвинская
икона Божией Матери. Образ чудной, какой-то неземной красоты и благодати,
любовно украшен живыми цветами - стараниями нынешних насельниц монастыря,
руководимых матушкой Любовью. По обеим сторонам образа - тоже живые цветы,
много цветов. Многие держат принесенные цветы в руках, ведь впереди еще
- крестный ход.
Глаза и чувства верующих обращены к образу
Той, к кому сегодня они пришли, каждый - со своим. Кто-то - поблагодарить
за уже полученную помощь, кто-то - попросить помощи в каком-нибудь деле,
избавлении от постигшей беды, болезни, несчастья... У кого-то запойно
пьет муж, у кого-то болен ребенок, у кого-то давно нет вестей от ушедшего
в армию сына... Много бед и невзгод витает сегодня над Православной Россией.
Но никому не отказывает в помощи Божия Матерь - каждому помогает по вере
его. Да и когда еще просить помощи, как не сегодня, в день прославления
Ее чудотворного образа? Особенно милостива Тихвинская икона Божией Матери
к детям - вот почему их сегодня так много в храме.
...Литургия заканчивается. После краткого
молебна священники поднимают образ и на руках выносят его из храма. Начинается
крестный ход. Впереди - торжественно несомый образ Богоматери Тихвинской,
следом - священники Александро-Невского собора и насельницы Ново-Тихвинского
монастыря, ведомые матушкой Любовью. Сразу же после них - верующие, с
цветами и зажженными свечами. Как только крестный ход начинает двигаться,
торжественным звоном оглашается все вокруг. Лица людей светлеют, многие
улыбаются. Кажется, что даже сам воздух наполняется ликованием и радостью!
Впечатление такое, что сама Божия Матерь вышла обойти и посмотреть Свои
владения, и природа - люди, деревья и цветы - приветствуют Ее.
Четырежды останавливается крестный ход,
читается акафист Тихвинской иконе Богородицы. Над склоненными головами
раздаются чистые слова, обращенные к Той, чей праздник отмечается сегодня:
"Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощные люди Твоя, разсеянные
собери, заблудшие на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри,
младенцы воспитай и призри всех нас призрением милостивого Твоего заступления..."
Часть зданий Ново-Тихвинского монастыря
сегодня занята военным госпиталем; вот почему рядом, неподалеку от молящихся,
остановились несколько женщин в белых халатах... Одна из них перекрестилась
широким крестным знамением, низко поклонилась...
...А вон там, поодаль, нерешительно остановилась
группа молодых парней в больничных халатах. Это те, кто лечится сегодня
в госпитале, "солдатики", как их ласково называют женщины в толпе верующих.
Что вспомнили они, что удержало их на месте при взгляде на образ Богородицы?
Родной дом, мать, которая, провожая их в армию, благословила вот таким
же образком Пречистой и своими руками надела на них, свято и истово веря
в Ее заступничество, только бы вернулся живой, здоровый, невредимый?..
После чтения акафиста крестный ход снова
трогается в путь, проходит мимо больничных корпусов. У открытых окон -
сестры, врачи, нянечки и снова "солдатики" - видно из тех, кому выходить
на улицу еще нельзя. Некоторые из врачей спускаются вниз, чтобы встретить
крестный ход. И всякий раз, когда процессия трогается в путь, со звонницы
собора раздается малиново-золотистый звон. "Се, Пречистая, грядет..."
Останавливаются, пропуская крестный ход,
и несколько офицеров. Словно по команде, снимают головные уборы, один
из них, с погонами подполковника, размашисто крестится...
Наконец, крестный ход возвращается к тому
месту, откуда он начался - ко входу в Александро-Невский собор. Образ
поворачивается ликом к верующим, и вновь радостный перезвон раздается
с храмовой звонницы. И вот чудо - небо, которое было затянуто темными
тучами и даже прорывалось косым дождем, на глазах светлеет, и тучи, словно
разведенные чьей-то невидимой доброй рукой, расходятся в стороны. В мгновение
ока небо очищается, и всех заливает ослепительно-яркий солнечный свет.
"Посмотри, как Божия Матерь Свою икону и нас всех встречает..." - шепчет
на ухо маленькой девочке немолодая женщина в светлом головном платке -
видимо, бабушка.
Начинается старинный русский церковный
обряд: священники поднимают икону повыше при входе в храм, и верующие,
пригибаясь, проходят под образом. Кажется, что сама Божия Матерь невидимо
покрывает проходящих Своей благодатью и берет под Свою Защиту и Покров...
Наконец, все верующие проходят под образом
и оказываются в храме. С пением тропаря икона вносится в храм. Почти все
присутствующие опускаются на колени, те, кто в силу возраста не может,
- склоняются в глубоком поясном поклоне. Да и чем еще, как не глубоким
поклоном, может изъяснить человек свою душевную немощь и преклонение пред
Той, которая "Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим"?..
...Заканчивается праздник. Но не закончилось
и не закончится Заступничество за нас Той, образу Которой пришли поклониться
сегодня сотни верующих. Лишь бы верили в Ее помощь, лишь бы искали Ее
заступления, лишь бы молились к Ней...
В этом - залог нашего спасения.
Ю.ДУДАКОВ,
г. Екатеринбург
|
|