|
ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
И СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
К 75-ЛЕТИЮ УБИЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II И ЕГО СЕМЬИ
(Православная газета №14 (48) 1996г.)
Возлюбленные во Христе архипастыри, пастыри и чада Церкви Русской!
С сугубой молитвой и с особой болью в сердце
мы воспоминаем скорбную годовщину.
Семьдесят пять лет назад, в ночь с 16 на
17 июля 1918 года, была совершена беззаконная расправа над Императором
Николаем II и его семьей. По приказу властей были лишены жизни люди, вся
вина которых состояла в том, что они принадлежали к царствовавшей династии.
Императорская семья безропотно приняла выпавшие на ее долю страдания.
Узнав об убийстве царской семьи, Святитель
Московский Тихон с церковного амвона свидетельствовал: "...На днях совершилось
ужасное дело: расстрелян бывший Государь Император Николай Александрович...
и высшее наше правительство - Исполнительный Комитет - одобрил это и признал
законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может
согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это
дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто
совершил его..."
Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии
граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского,
и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа,
на его нравственном самосознании.
И сегодня мы от лица всей Церкви, от лица
всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим пред Богом и людьми покаяние
за этот грех. Прости нас, Господи!
Мы призываем к покаянию весь наш народ,
всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю,
независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности,
от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора.
Какое бы место ни занимал в истории Император
Николай II - убиение его и его семьи остается страшным уроком истории.
Урок этот учит нас тому, что тщетны попытки построить благо народа на
крови. Начало русской истории было отмечено убиением святых страстотерпцев
Бориса и Глеба, и не в сем ли грехе коренятся последовавшие за ним народные
беды? В начале нашего века, решив строить жизнь по-новому, вожди страны
снова начали с преступления. Вскоре после этого Россия утонула в крови,
оказалась ослеплена жаждой насилия и безумием вражды.
Ныне, отрекаясь от грехов прошлого, мы
должны понять: благие цели должны достигаться достойными средствами. Созидая
и обновляя жизнь народа, нельзя идти по пути беззакония и безнравственности.
Совершая любое дело, даже самое доброе и полезное, нельзя приносить в
жертву человеческую жизнь и свободу, чье-либо доброе имя, нравственные
нормы и нормы закона.
Задачей Церкви является служение, направленное
на внутреннее преображение народа Божия, на его нравственное совершенствование.
Для этого нам, чадам одной Матери-Церкви,
надо остро прочувствовать единство наше в Теле Христовом, члены Которого,
будучи непохожи друг на друга, вместе суть одно (1 Кор. гл. 12). Покаяние
в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением
единства. Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской
Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой
в верности духу Христову мы искренне стремимся. Пусть не нарушает мира
церковного и неоднозначное отношение архипастырей, пастырей и мирян наших
к вопросу о канонизации Императора Николая II и его семьи. Призываем всех
вас молиться, чтобы Церковь смогла вынести об этом суждение в духе соборного
согласия, не уступая давлению суетных мирских настроений. Тогда, и только
тогда суждение это будет действительно выражением голоса Церковной полноты,
принесет пользу Церкви и Отечеству.
Мы призываем высшие гражданские власти
возобновить детальное расследование убийства Императора Николая II, его
семьи, членов Императорской Фамилии и их родственников. Руководить таким
дорасследованием должна авторитетная и полномочная комиссия, в которую
могут войти представители Церковного Священноначалия, органов высшей государственной
власти, ученого мира, церковной и светской общественности. Комиссии этой
необходимо рассмотреть все аспекты екатеринбургского преступления - нравственные,
правовые, политические. Это нужно не только для установления исторической
истины, но и для того, чтобы государственная власть законодательно осудила
совершенное злодеяние, восстановив тем самым преемство своей верности
закону и нравственности.
Всем нам да дарует Бог быть ревностными
в стремлении исполнить заповедь Его: "Будьте совершенны, как совершенен
Отец наш Небесный" (Мф. 5, 48). Пусть все дела, слова, помышления наши
будут достойны нашего христианского звания. И да не посрамят они нас пред
лицом Господа, Который "будет судить вселенную по правде, и народы - по
истине Своей" (Пс. 95, 13).
|
|