ПРАЗДНОВАНИЕ "СПОРУЧНИЦЕ ГРЕШНЫХ".

           29 марта начинается Страстная седмица, названная так в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа, когда православные соблюдают самый строгий пост и уделяют посещению храмов и молитве больше времени, чем во все дни Великого поста – это время подготовки к Пасхе. Все дни Страстной седмицы верующие называют Великими. О значении для православных христиан Страстной седмицы мы попросили рассказать священников Екатеринбургской епархии.

           Священник Сергий Серебренников, клирик храма во имя Преподобного Серафима Саровского г. Новоуральска:
           – Страстная седмица – это особый период, когда надо и поминать, и молиться. Желательно, конечно, быть всю неделю в храме и соблюдать пост. А самое главное – соблюдать духовный пост: без духовного поста пост в еде теряет смысл. Многие мне сейчас говорят: «Мы соблюдаем пост, но в храм не ходим», а желательно в Страстную седмицу обязательно быть в храме. Потому что без этого не получится поста.

           Священник Андрей Федореев, настоятель храма во имя Преподобного Серафима Саровского г. Бисерти:
           – Страстная седмица говорит нам о страстях Христовых – Господь страдал на Кресте; прошла уже Крестопоклонная неделя, впереди Страстная седмица, и будет читаться акафист страстям Христовым, где вспоминается, что Господь за нас пострадал, за наши грехи претерпел великие страдания: был распят на Кресте.
           И именно такое сугубое моление мы совершаем в Страстную седмицу: усиливаем молитву, усиливаем пост, чтобы подойти к великому празднику Воскресения Христова с чистой душою и радостью в сердце.

           Священник Георгий Шлей, настоятель прихода во имя Преподобного Сергия Радонежского п. Большой Исток:
           – В Страстную седмицу мы в приходе будем читать канон Андрея Критского. В душе каждого православного христианина покаянные молитвы появляются, и в то же время человек настраивается на радостную встречу с Господом Иисусом Христом. Поэтому покаянные молебны мы должны служить в течение всего Великого поста; последняя неделя – это уже не пост, это страсти Господни. Поэтому в течение Страстной седмицы мы уже в предвкушении встречи с Господом, и у нас уже должна быть радость духовная прежде скорби по нашей плоти. Естественно, мы читаем Евангелие: мы должны сораспяться со Христом – вместе с Ним пережить все Его страдания.
           В дни Страстной седмицы мы уже о пище, о чем-то другом физическом не должны думать, мне так кажется. Мы должны именно проникнуться атмосферой самого праздника – Пасхи Господней – и в завершение поста достойно, светло и радостно сказать друг другу: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!», и в течение года поддерживать эту радость постоянно.

           Священник Игорь Панов, настоятель прихода во имя Cвятителя Николая с. Мезенского:
           – Страстная седмица – это время приготовления к Пасхе: особое время, когда человек старается заглянуть в глубины своей души и так раскаяться в своих грехах, чтобы достойно встретить праздник Пасхи, всем сердцем откликнуться на призыв священника «Христос воскресе!» и радостно ответить ему «Воистину воскресе!» – всем сердцем, как дети, принять радость праздника. В этом и есть, я думаю, смысл Страстной седмицы.

           Протоиерей Валерий Шихалев, настоятель прихода во имя Святителя Николая п. Рудничного:
           – Каждый день Страстной седмицы, начиная со среды, посвящен определенным воспоминаниям о евангельских событиях. Это Тайная Вечеря, предательство Иуды, арест Иисуса Христа, Его суд у Пилата, распятие – каждому событию в Страстную седмицу посвящены определенные богослужения. И когда человек регулярно их посещает, он как бы (в малой, конечно, степени) напитывается тем духом, тем состоянием, которые пришлось пережить апостолам, когда их Учитель был взят, осужден, распят и погребен: они испытывали чувство потери и ужаса от случившегося.
           В то же время Страстная седмица для нас скрашивается тем, что, в отличие от апостолов, мы не только верим, но и твердо знаем, что Христос воскрес. Поэтому это время не только сопереживания страстям Христовым, но и время ожидания главного, для чего это все совершалось – Христова Воскресения и изведения людей из ада, из царства смерти на дарование жизни вечной.

           Священник Иаков Айсин, настоятель архиерейского подворья во имя Великомученицы Екатерины г. Первоуральска:
           – Чем Страстная седмица должна отличаться от других недель Великого поста? Наверное, более усердной молитвой: каждый верующий христианин в эти дни должен обязательно ходить в храм, ежедневно совершать утренние и вечерние молитвы. Ведь в Страстную седмицу проводятся очень сложные службы: Литургия Преждеосвященных Даров первые три дня, затем – Чистый четверг, в который мы ожидаем на причастие всех прихожан. Пятницу, субботу и воскресенье уже идут подготовка и встреча светлой Пасхальной службы.
           И на последующей Светлой седмице тоже желательно каждый день приходить в храм на богослужение.

           Священник Иоанн Барчук, настоятель прихода п. Азанка:
           – Страстная седмица – это время приготовления к встрече праздника Пасхи. Конечно, она проходит более строго, чем обычные дни святой Четыредесятницы: здесь христиане готовятся уже к встрече Господа, к Воскресению Христову – они проводят усиленное воздержание, в строгом пощении стараются подготовить себя к празднику.
Дни страстной седмицы – такие же постные дни, но более строгие. Поэтому необходимо усиленно молиться в это время, желательно в храме, но если нет возможности сходить в церковь, нужно усилить домашнюю молитву.          

           Священник Владимир Душин, настоятель прихода в честь Святых Апостолов Петра и Павла г. Средне-уральска:
           – Страстная седмица – основная неделя Великого поста, богослужения проводятся каждый день. В это время вспоминаются страдания Господа и одновременно идет подготовка к празднику Пасхи, Светлого Христова Воскресения.
           Один из наших клириков в нынешнем году едет вместе с Владыкой в Иерусалим за Благодатным Огнем. Будем за него молиться и с нетерпением ждать его с этой великой святыней.

           Священник Андрей Шестаков, настоятель прихода в честь Оптинских Старцев г. Екатеринбурга:
           – В дни Страстной седмицы мы не просто вспоминаем, а переживаем страдания Христа. Господь пострадал за наши грехи, а потом воскрес, поэтому мы стараемся, по мере сил, в эти дни пострадать со Христом, чтобы вместе с Ним воскреснуть для более духовной жизни, более духовных мыслей, чувств, желаний, слов, дел.
           И это для православных христиан самое главное – пострадать вместе с Христом, сподобиться радостной встречи Пасхи.

           Священник Алексий Исмагилов, клирик Свято-Троицкого Архиерейского подворья г. Нижнего Тагила:
           – Страстная седмица, можно сказать, это уже начало Пасхи. Пасха от Страстной седмицы неотделима. Пост заканчивается, и начинается Страстная седмица, в дни которой мы вспоминаем страдания Христовы и последующее Его Воскресение. Каждый день Страстной седмицы по важности ничем не уступает самой Пасхе; в эти дни проводятся строго определенные чтения, богослужения. И если есть возможность, надо, конечно, приходить на них в храм. Только через церковное богослужение христианин входит в молитвенную близость к тем событиям и страданиям Христа, и это связано с нашим покаянием. Чем ближе мы ощутим все эти события, весь их трагизм, тем больше мы ощутим и всю Пасхальную радость. Радость присутствует даже в страданиях Христа, потому что дает больше духовных сил христианину нести потом уже свой крест.
           И как раз Страстная седмица, время прохождения с Господом через молитву, через воспоминания и через страдания – это большая помощь нам. Потому что Господь и нам дает наш крест, и многое зависит от того, с чем человек этот крест примет. Конечно, если с ропотом, как неблагоразумный разбойник, то ничего хорошего не будет: ему Господь подавал лекарство, чтобы исцелить душу, а он принял его с ропотом и осуждением – в таком случае лекарство может оказаться для человека ядом. А мы, помолившись в Страстную седмицу и ощутив все, что было, чуть-чуть приблизив и осознав подвиг Господа, принимаем с радостью все, что нам подается – понимаем, что все это не зря: если уж Господь Своим любимым ученикам сказал взойти на крест, то и мы должны присоединиться к ним, взойдя на тот крест, который нам Господь подает.
           Умиляясь на богослужениях, которые проходят в Страстную седмицу, мы постепенно приближаемся и приобщаемся к великой Пасхальной радости. Ведь если не будет великих страданий, то и радость будет постольку поскольку: человек как бы соглашается с тем, что есть, но, по сути, не радуется. А когда он сам прошел через этот подвиг, тогда у него и радость, соответственно, уже своя.

           Протоиерей Евгений Попиченко, клирик храма во имя Целителя Пантелеимона г. Екатеринбурга:
           – Богослужения Церкви на Страстной седмице – это не просто воспоминания каких-либо событий: через службу человек преодолевает время и пространство, становится соучастником того, что случилось при Понтии Пилате. И особенно это важно во дни страстей Христовых, когда мы не только слышим о Христе, а стоим перед Крестом – кто в числе кого: кто в толпе, которая кричит и требует у Пилата распятия, кто в числе испугавшихся учеников, кто в числе Жен-Мироносиц, которые, несмотря на ужас и страх, сохранили верность Христу.
           И очень важно – на Руси всегда дни Страстной седмицы были выходными, чтобы люди планировали время и пришли хотя бы на службу страстей Христовых, совершаемую вечером в Четверг; хотя бы на вынос Плащаницы, который будет совершаться в Пятницу днем; хотя бы в Великую Субботу – быть со Христом, быть Ему верным, быть в сострадании, переживать то, что случилось с нашим Спасителем.

           Священник Владимир Кисяков, настоятель прихода во имя Архангела Михаила п. Ачита:
           – Страстную седмицу хочется встретить достойно, со смирением, получить молитвенный настрой, подготовиться к Пасхе и принять ее. Ну и, конечно, хочется и себя настроить на этот лад: как Сам Христос шел на Голгофу, так и мы должны проходить те испытания, которые Господь ниспосылает нам, кладет на наши плечи, пронести их так же, как Он.

           Священник Олег Сененко, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы п. Горный Щит:
           – Страстная седмица – это экзамен, конечно же, сложный. Образно говоря, желудок – самый сильный раздражитель у человека, и при помощи молитовки, при помощи разговора человека с Богом, мы можем видеть в себе то, что чаще всего не видим во все дни жизни. Именно посредством поста, посредством соединения духовного и телесного выявляются самые негативные стороны человека. Вот и попробуй с этим побороться: изменить-то надо духовную часть, а не физическую.

           Священник Василий Питомцев, настоятель храма во имя Святителя Николая п. Пия:
           – Я призываю всех строже относиться к себе в дни Страстной седмицы, соблюсти пост как положено – и достойно встретить Пасху.

           Священник Владимир Сулеменев, настоятель прихода в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с. Пристань:
           – Страстная седмица – это очень серьезное дело, недаром мы все так чтим ее. Мы вспоминаем шествие Христа на Голгофу, все Его страдания. Все, что пережил Господь, – это просто непостижимо нашему уму. И об этом надо не просто говорить, надо почувствовать это все, через сердце пронести.
           Возможно ли нам понять Его чувства к нам, Его любовь к нам? Все это нужно прожить и пережить именно днями Страстной седмицы. Границ нет, чтобы передать наши чувства любви к Богу – это должна быть любовь жертвенная, потому что Он для нас пошел на такую страшную жертву. Через Свои страдания Он дал нам будущее бессмертное царство любви и добра, и мы должны это по достоинству оценить.

           Игумен Филипп (Ельшин), наместник Свято-Николаевского мужского монастыря г.Верхотурья:
           – Мы в монастыре настроились на пост Великой Четыредесятницы и пост Страстной седмицы как на одно целое. Поэтому хотим дожить до этого события, хотим пережить его – сердцем, душой, умом; дожить до Пасхи.
           Мы все знаем – это время воспоминаний страстей Христовых. Страсти Христовы это всегда тема, сложная для беседы. Распятие, Голгофская жертва – это величие милосердия Божия, снисхождения Божия, без слез об этом не скажешь.

           Священник Димитрий Моисеев, клирик храма в честь Рождества Христова г. Екатеринбурга:
           – Страстная седмица – главное богослужебное время всего года. И до революции на Страстной седмице все общественные учреждения закрывались, чтобы люди молились в храме. Человек, который суетится, занимается какими-то мирскими заботами, не ходит в храм на богослужения, рискует пропустить главное событие года – Пасху Христову.
           Конечно, он придет в храм в Воскресение Христово, освятит куличи, постоит на Литургии, но ощущение сораспятия с Господом и совоскресения с Ним он не переживет в этом году. Поэтому советую всем верующим людям отложить всякое житейское попечение и Страстную седмицу, когда Господь ради нас с вами идет на вольное страдание, посвятить Господу. И поверьте, каждый, кто будет прилежно ходить на службы Страстной седмицы, об этом не пожалеет.

           Священник Игорь Холманских, настоятель храма во имя Праведного Симеона Верхотурского с. Обуховского:
           – Страстная седмица особенно примечательна тем, что в эти дни мы не только узнаем о событиях предательства, распятия и Воскресения Христа. Это особенные дни в жизни любого христианина, и если человеку удается так построить свою церковную жизнь, что он все дни Страстной седмицы пребывает в храме на богослужениях, то так или иначе он проживает все эти события. И естественно, что потом праздник Пасхи совсем иначе воспринимается человеком – чаще всего он заново открывает для себя, что такое этот праздник.
           И если не иметь такого опыта, говорить о тех событиях становится сложнее. Великая духовная история превращается в какие-то чисто внешние атрибуты, картинки, представляя собой одни голые знания. Каждый, наверное, сможет привести примеры из своей собственной жизни, когда мы начинаем углубляться в знания только когда нам нужно в чем-то разобраться, мы столкнулись в жизни с какой-то проблемой, которую нам нужно решить. Да, мы немного знаем теорию, знаем, откуда можно почерпнуть дополнительные знания и сведения для ее решения. Но пока мы эту задачу не начнем решать, мы не сможем определенно сказать, можно ли это сделать и как.
           Вот и здесь то же происходит. Когда человек проживает все события Страстной седмицы, он проживает то, что прожили Христос, апостолы, Жены-Мироносицы. И он уже в полноте подходит к торжеству праздника Пасхи, той высоты, что никакими словами этого не передать. Это – как любить: об этом можно говорить много, но рассказать, что это такое и как это происходит – невозможно.

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.