|
9 ИЮЛЯ 2010 ГОДА НОВО-ТИХВИНСКОМУ МОНАСТЫРЮ - 200 ЛЕТ.
ОБИТЕЛЬ И ЕЕ ИГУМЕНИИ.
Игумения Александра. Годы перед настоятельством
Июльским
днем 1827 года в пермском кафедральном соборе совершалось особо торжественное
богослужение: на литургии за малым входом епископ Дионисий возвел в сан игумении
новую настоятельницу Ново-Тихвинского монастыря. Ею стала монахиня Александра.
Игумения
Александра происходила из небогатой крестьянской семьи из села Стриганского
Ирбитского уезда. Анастасия (так звали матушку Александру в миру) жила очень
скромно, отличалась кротким нравом, строгим поведением и трудолюбием. Она славилась
в селе как первая мастерица, умевшая ткать тонкие узорчатые полотна. Родители
желали отдать ее замуж и приготовили приданое, да и многие сватались к ней –
кто из сельчан не хотел бы женить своего сына на такой искусной рукодельнице
и рачительной хозяйке! Но Анастасия всем отказывала. Так и жила она, ожидая,
в чем откроется ей воля Божия о ее жизненном пути.
Однажды,
когда Анастасии было девятнадцать лет, в Стриганское пришел крестный ход из
Екатеринбурга, носивший по епархии святыни – Тихвинскую икону Богородицы и ковчег
с частицами святых мощей. От сестер, принимавших участие в крестном ходе, Анастасия
узнала, что в Екатеринбурге открыт монастырь. В одном из исторических описаний
повествуется об этом так (вероятно, со слов самой матушки Александры): «Когда
монахини и певчие белицы находились со святынями в Стриганском селе, тогда Настасья
Ивановна, узнав по рассказам сестер монастырскую жизнь в Екатеринбургской обители,
возымела решительное желание поступить в оную, потому что и раньше, дома привыкла
вести уединенную, скромную жизнь труженицы-тканицы и крестьянки-работницы».
Так в 1811
году Анастасия поступила в монастырь. У новой послушницы были, как говорят,
«золотые руки», поэтому вскоре после поступления в обитель матушка Таисия назначила
ее старшей в ткацкой мастерской. Руководила ею послушница Анастасия одиннадцать
лет, затем около года была благочинной монастыря – в монашество ее постригли
в 1824 году. А затем, после кончины игумении Таисии, именно монахиню Александру
избрали новой настоятельницей Ново-Тихвинской обители.
Труды
и молитвы
Игумения
Александра, деятельная, ревностная, умело решала любые трудности монастырской
жизни, во всем уповая на Господа. Так, по ее благословению сестры научились
изготовлению собственного кирпича, чтобы возводить из него здания; вблизи обители
выкопали большой пруд. Когда выяснилось, что Александро-Невский собор, который
строился уже около двадцати лет, из-за ошибок строителей может обрушиться, матушка
Александра приняла дерзновенное решение – разобрать храм до основания и строить
заново.
В то время,
когда игумения Александра стала настоятельницей, в монастыре было уже более
двухсот насельниц. Чтобы обеспечить своих сестер всем необходимым, матушка открывала
новые рукодельные мастерские: свечной завод, год спустя – иконописную мастерскую.
Особенно же заботилась игумения Александра о золотошвейном послушании. И благодаря
ее трудам и молитвам уже вскоре монастырские золотошвеи славились на всю епархию
и могли выполнять самые сложные работы. Так, в 1841 году «от усердия к святому
угоднику Симеону Праведному» матушка Александра преподнесла архимандриту Афанасию,
настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря, митру, изготовленную сестрами.
Путь
милосердия
Игумения
Александра всегда с любовью заботилась о немощных сестрах и богомольцах. В 1832
году был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»,
выстроенный специально для больных и престарелых. К этой небольшой однопрестольной
церкви прилегал больничный корпус, и «во время служения, при открытии дверей,
все болящие и даже на одрах лежащие имели возможность слушать священнослужение...».
Через несколько лет, в 1838 году в обители было открыто училище для девочек,
куда принимали «девиц духовного звания», причем предпочтение среди них отдавалось
сиротам. Содержалось училище полностью за монастырский счет, попечительницей
была сама настоятельница, преподавали священники и сестры монастыря. Матушка
Александра, несмотря на множество трудов, сама ежедневно просматривала журналы,
куда учителя вносили отчеты о знаниях воспитанниц, а иногда даже приходила в
классы и спрашивала учениц что-нибудь из пройденных ими уроков.
Радость
обители
В 1837
году монастырь посетил наследник престола Великий князь Александр Николаевич,
будущий император Александр II. Наследник путешествовал по Сибири и Уралу со
своим наставником Василием Жуковским и не преминул посетить обитель, которой
некогда благодетельствовал его дед. Принимали высоких гостей в пятницу, постный
день. Конечно, наследнику и его свите была предложена трапеза, и, по монастырскому
преданию, Великий князь сказал: «Нигде так вкусно не ел – а все потому, что
это монастырь, и еда готовится с молитвой».
В 1854
году произошло еще одно радостное для матушки Александры и сестер событие –
через сорок лет после закладки был наконец-то полностью освящен обширный Александро-Невский
собор, вмещавший до пяти тысяч человек. Труды игумении Александры, благословившей
перестроить храм, принесли свой плод: теперь все сестры обители и многочисленные
богомольцы могли молиться в просторном соборе. Это было последним, что успела
сделать игумения Александра. В начале ноября 1857 года она заболела бронхитом.
Несмотря на лечение, болезнь прогрессировала, и 10 февраля 1858 года, в шестьдесят
шесть лет, матушка Александра тихо отошла ко Господу.
Ученица
двух игумений
После кончины
игумении Александры настоятельский посох приняла игумения Магдалина (в миру
– Мария Анатольевна Неустроева). Она управляла монастырем тридцать пять лет
– с 1858 по 1893 годы. В монастырь Машу Неустроеву отдали в 1817 году, пятилетней
девочкой. Первой ее духовной воспитательницей была сама игумения Таисия. В монастыре
послушницу Марию, как и всех других насельниц, обучали грамоте, Закону Божиему,
рукоделиям, причем у нее обнаружились способности и к шитью, и к пению, и к
рисованию. Сестру Марию определили на послушание в золотошвейную мастерскую;
кроме того, она занималась шитьем по канве шерстями, шелками и бисером, трафаретным
рисованием, а во время богослужений пела и читала на клиросе. Когда Марии было
четырнадцать лет, скончалась игумения Таисия, которая была для нее, как и для
других сестер, наставницей и духовной матерью. Жизнь послушницы Марии проходила
теперь под руководством новой настоятельницы, матушки Александры.
Игумения
Александра видела скромность, усердие и необыкновенное трудолюбие юной послушницы
– и решила поручить ей необычное для такого возраста послушание. В 1830 году
послушницу Марию, которой было всего лишь восемнадцать лет, назначили старшей
над всеми рукодельными мастерскими. Прошло еще шесть лет, и к столь серьезному
послушанию добавилось еще одно – заведование монастырской библиотекой. Чтение
святых отцов было одним из самых любимых занятий послушницы Марии – и в то время,
и спустя годы, уже после назначения ее на настоятельскую должность. В дореволюционной
монастырской библиотеке хранилось много книг с ее собственноручными пометками
и надписями.
Вскоре
послушница Мария была облачена в рясофор, а в 1844 году приняла монашеский постриг
с именем Магдалина. Матушка Александра очень ценила монахиню Магдалину за ее
усердие и трудолюбие, со временем она поручала своей помощнице все более сложные
послушания. В 1848 году игумения Александра доверила ей ответственное дело,
одно из самых дорогих ее сердцу, – монахиня Магдалина начала помогать ей в управлении
монастырским училищем. При этом она продолжала нести все прежние свои послушания
и прекрасно с ними справлялась, а с 1856 года была назначена и казначеей монастыря.
Через несколько
дней после кончины матушки Александры монахиня Магдалина была избрана сестрами
новой настоятельницей. Вскоре она была возведена в сан игумении.
Расцвет
обители
Игумения
Магдалина с большим усердием и энергией продолжала обустраивать монастырь. В
1865 году была достроена монументальная надвратная церковь в честь Введения
во Храм Пресвятой Богородицы. Церковь освятили 23 июня, в преддверии главного
праздника обители – дня Тихвинской иконы Божией Матери. Через год архиепископ
Неофит освятил еще один храм – во имя преподобного Феодосия Тотемского. Эта
церковь завершила уникальную архитектурную композицию восточного фасада. Теперь
перед теми, кто подъезжал к монастырю по Александровскому проспекту, еще издали
открывалась великолепная панорама – стройный ансамбль из трех храмов, соединенных
келейными корпусами; в центре была самая высокая Введенская церковь.
Монастырь
рос с небывалой быстротой: ко времени назначения игумении Магдалины здесь насчитывалось
около четырехсот сестер, к 1881 году их было уже 510, а в 1890 году – 605. Для
управления такой большой обителью настоятельница должна была иметь великие самоотверженность,
энергию и организаторский талант, а главное – пламенную молитву и смиренную
надежду на Господа. Такой и была матушка Магдалина.
Тридцать
пять лет самоотверженных трудов
Чтение
Священного Писания и святоотеческих книг, ежедневное посещение богослужений,
участие в таинствах, келейная молитва, труд над очищением своей души – все это
было главное в жизни обители и ее сестер. Но, зная, какую духовную пользу могут
принести монахиням и внешние труды, если они исполняются со смирением и самоотречением,
матушка Магдалина заботилась и о том, чтобы ни одна насельница монастыря не
оставалась праздной. Едва только поступая в обитель, сестра сразу получала несколько
занятий. В первую очередь она должна была выучиться грамоте и Закону Божиему,
одновременно ее обучали различным рукоделиям, стараясь выявить ее способности.
Затем сестре поручали дело либо в одной из мастерских, либо на «церковном послушании»,
либо на так называемых общих (чаще всего хозяйственных или сельских) работах.
Одним из
главных попечений оставались для игумении Магдалины и дела милосердия. По-прежнему
с любовью относилась матушка Магдалина к монастырскому училищу, оставаясь, как
и раньше, его попечительницей. При ней монастырское училище было преобразовано
в четырехклассное, а затем – в епархиальное с шестиклассным курсом обучения.
И хотя училище по сути уже не было монастырским, игумения Магдалина оставалась
его начальницей еще десять лет, продолжая заботиться обо всех его нуждах.
С таким
же милосердием заботилась игумения Магдалина и о приюте, созданном ею при обители
в 1865 году. Здесь воспитывались девочки-сироты духовного сословия 6-10 лет.
О том, с какой нежностью и любовью относилась матушка Магдалина к сиротам, говорит
такой случай: один именитый посетитель увидел в покоях настоятельницы воспитанницу-сироту
и спросил ее: «Что, матушка игумения родня тебе?» – «Нет, не родня, а только
мама», – ответила девочка.
Тридцать
пять лет несла игумения Магдалина нелегкий крест настоятельства – для монастыря
это время было целой эпохой. Силы постепенно покидали матушку Магдалину, но,
несмотря на это, она продолжала все их отдавать на служение обители. С конца
1880-х годов игумения Магдалина все более недомогала, нередко жаловалась на
головные боли и упадок сил. Но, сохраняя духовную бодрость и превозмогая себя,
она до последних дней продолжала заниматься монастырскими делами. Только за
несколько недель до кончины она не смогла уже вставать с одра болезни. Матушка
Магдалина чувствовала приближение смерти и нередко в забытьи говорила келейницам:
«Пора, пора отправляться домой», «Ах! Поскорей бы домой, наскучило мне здесь»...
10 января 1893 года в 6 часов утра ее душа перешла из этого мира в блаженную
Вечность, куда стремилась всю жизнь.
Так завершилось
это благословленное Господом настоятельство, которое принесло столько блага
Ново-Тихвинскому монастырю. Впереди обитель ожидали еще много событий – и радостных,
и скорбных: приезд отца Иоанна Кронштадтского, столетний юбилей, первая русская
революция и октябрьский переворот, закрытие монастыря, аресты насельниц и, наконец,
через годы – возрождение… Но обо всем этом – в следующих публикациях.
Анастасия ТИТОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|