|
КРЕСТ - ЗНАМЯ ЛЮБВИ СПАСИТЕЛЯ К ЛЮДЯМ.
О значении креста для православного верующего христианина мы беседуем
с настоятелем Вознесенского Архиерейского подворья г. Екатеринбурга протоиереем
Николаем МАЛЕТОЙ.
– Можно ответить
словами апостола Павла, что такое крест – он говорит: «Ничем не похвалюсь, кроме
креста Господа нашего Иисуса Христа, в котором мир распялся для меня, и я для
мира». То есть с апостольских времен крест, который до Голгофской искупительной
жертвы Спасителя был позорным орудием казни, с первых же веков христианства
стал действительно символом праздника Воздвижения Креста. В духовных песнопениях
поется, что крест является хранителем Вселенной, красотой Церкви, ангелов славой
и демонов язвой.
В этом
смысле Крест Христов для православного христианина прежде всего символ спасения
– той Голгофской Жертвы, которая была принесена за весь человеческий род. Поэтому
в жизни каждого православного христианина, от самого ее начала и до земного
завершения, крест воспринимается как знамя победы, как символ той Жертвы, которая
была принесена. Крестится православный христианин, и священник надевает на него
крест.
Да и вся
наша жизнь показывает: не случайно в христианской православной традиции крест
занял такое важное место и приобрел огромное значение; об этом говорят святые
отцы. Ко кресту даже обращаются святые отцы, подвижники как к одушевленному
предмету. Те, кто был на великом повечерии хотя бы один раз в первые дни Великого
поста, хорошо знают, что там читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского.
И вообще в последовании великого повечерия есть такое обращение: «Непобедимая
и непостижимая Божественная животворящая сила Животворящего Честного Креста,
не остави нас, грешных». Обращение ко Кресту есть в вечерней молитве: «Да воскреснет
Бог, и расточатся врази Его», которая завершается так: «О пречестный и животворящий
Кресте Господень, помогай мне со Святой Пречистою Девой Богородицей и со всеми
святыми» – идет обращение ко Кресту как к живому существу.
Мы должны
об этом помнить и знать, чтобы не дать повода ищущим осквернить нашу святыню
– крест. Многие протестантствующие, те, кто называют себя христианами, в своих
сектах отвергают крест. Они остались в ветхозаветном мнении, что крест – это
орудие позорной казни, которое было до Христа. Как отмечают святые отцы, это
ухищрение бесовское. И чтобы так обесчестить крест, надо было иметь историю
со знаком отрицательным, когда креста боялись и страх и ужас нападал на человека
при воспоминании о кресте, потому что за крестом следовала эта страшная мука
– пытка осужденного на смерть через распятие.
Изменение
отношения ко кресту пошло уже с апостольских времен. Возьмем, к примеру, жизнеописание
Андрея Первозванного, который является апостолом Руси: в нем есть описание,
как он увидел издалека крест, который позднее стали называть Андреевским крестом.
Когда он увидел его, то стал в очень теплых словах выражать чувства, которые
его душа испытывала при виде креста. И он говорил: «Когда-то это действительно
наводило ужас на людей, а сейчас моя душа стремится к тебе, к тому, на котором
мой Учитель, Спаситель принес Себя в Жертву за всех нас». Поэтому для апостола
Андрея Первозванного это было вожделенно. Апостол Петр тоже был распят, но по
смирению своему попросил, чтобы его распяли вниз головой – он посчитал себя
недостойным быть распятым, как Христос.
Не только
протестанты, но и другие люди сегодня оспаривают, что крест почитался с первых
веков христианства; потому что изначально люди изображали свою принадлежность
к христианству в виде рисунков рыбы, пастуха или агнца и других символов. Но
были уже и признаки почитания креста. Конечно, первые христиане не могли выражать
его открыто, хотя многие стремились к этому. Об этом тоже в жизнеописании святителя
Киприана Карфагенского, по-моему, Понтий говорит – что тогда многие уже носили
крест. А как носили? По-моему, из III века на одном из сосудов сохранилось изображение
головы человека, у которого на лбу был начертан крест. Начертан, нарисован.
Со временем
кто-то начал изготавливать крест из дерева, из других твердых материалов. Первые
христиане носили кресты под одеждой, как мы и сейчас носим нательные крестики,
Не только потому, что это было небезопасно во времена гонений, а прежде всего
выражая святость и благоговение ко кресту, чтобы не было поруганий и посмеяния
креста язычниками.
– Отец
Николай, а как будет вернее: носить нательный крест на цепочке или на специальном
шнурочке?
– Это совершенно
не имеет никакого значения. Не важно, будет ли это цепочка, тесемка, просто
ниточка – лишь было бы более-менее надежно и прочно; кому как угодно.
– Батюшка,
в православных церковных лавках можно увидеть и приобрести кресты разной формы.
А имеет ли значение, сколько концов у креста?
– Как говорит
святитель Димитрий Ростовский, мы почитаем не то, сколько есть концов у креста,
а почитаем сам крест.
Потому что мы знаем, что есть вполне православные, приемлемые, канонические
формы креста: и четырехконечные, и шестиконечные, и восьмиконечные имеются кресты.
И не концы почитаются у креста, а почитается именно Спаситель, который принес
Себя в ужасную Жертву на Кресте. Святитель Димитрий очень хорошо отзывается
об этом: как через первое древо райское прародители пали, так древом Креста
восстали. Прародители умерли смертью духовной прежде всего, а силой Животворящего
Креста мы воскресли. И если древо изгнало из рая и низвело в ад прародителей
и всех потомков, то Голгофское Крестное древо служит той лестницей, лествицей,
которая возводит на Небо.
Почему,
собственно, я затронул тему, как в древности носили люди крест? Потому что и
в наше время, например, копты – есть такая египетская Церковь, которая не входит
в семью Православных Поместных Церквей – до сих пор сохраняют старинную традицию
рисовать, делать татуировку креста на запястье, на руке. Известно, что в Греческой
Церкви такой традиции нет, поэтому и говорят, что традиция ношения крестиков
появилась у нас на Руси со времен Крещения Руси. Для того чтобы отличить, кто
крещеный, а кто еще не окрещенный, те, кто уже принял христианскую веру – надевали
крестики, а кто оставался еще язычниками, крестиков не носили…
Святитель
Димитрий говорит, что крест имеет очень большое значение в жизни православного
христианина. Первоначально самые простенькие деревянные крестики надевали и
носили поверх одежды. Но вскоре эта практика прекращается, и право носить кресты
поверх одежды, как сейчас носят священнослужители, было предоставлено только
епископам, архиереям. Священникам другого сана стало позволительно носить кресты
поверх одежды со времен императора Павла. А простой народ стал носить нательные
крестики только под одеждой, почему они и получили такое название.
– Отец Николай,
можно ли, скажем, свой нательный крестик кому-то подарить?
– Можно
подарить. Вокруг креста немало суеверий, и это говорит об огромном значении
для православного христианина креста, символа того Креста, на котором был распят
Христос. Многие считают: если есть распятие на кресте – это правильный нательный
крестик. Это не совсем верное утверждение, потому что собственно распятия не
должно быть на нательном крестике. Потому что нательный крестик – это символ,
а не образ. Канонически правильно (об этом говорят и современные богословы)
у священника на его наперсном кресте, который носится уже поверх одежды, должно
быть распятие, потому что в данном случае оно не только символ Креста, на котором
распялся Христос, но и образ Креста. А на образ можно уже, что называется, молиться.
Таким образом, утверждение, что на нательном крестике должно быть обязательно
распятие, с литургической и богословской точки зрения – не совсем верное требование.
На сегодняшний
день именно распятие служит отличительным признаком православного креста от
католического. На православном распятии ступни Спасителя пригвождены двумя гвоздями,
и правая нога находится рядом с левой. У католиков ступни Христа пригвождены
одним гвоздем и находятся в скрещенном виде. И это отличительное свойство, этот
признак необходимо знать тем, кто приобретает нательный крестик в магазинах,
в которые они поступают не из церковных мастерских. Особенно это касается зарубежных
стран.
Я неоднократно
отмечал: когда мне приносили крестики, приобретенные в ювелирных магазинах,
с просьбой освятить их, то на них висела бирочка, в которой это изделие именовалось
«ритуальной подвеской». Вот это очень красноречиво говорит об отношении человека
к кресту. Если для него это ритуальная подвеска, то таково и отношение к ней.
Можно обвешаться хоть тысячами крестиков разных форм, но если не будет веры
во Христа распятого и Воскресшего, не будет правильного, благоговейного отношения
к кресту, он так и останется «ритуальной подвеской», амулетом или чем угодно.
И он, конечно, не будет защищать и сохранять человека, не будет, как сказано
выше, «для демонов язвой».
– Отец
Николай, а как правильно поступить, найдя крест? Можно ли его поднимать и носить
или нужно просто пройти мимо?
– Тоже
одно из суеверий. Многие считают, что если ты нашел крест на дороге или в здании,
его нельзя поднимать. Считают, что если ты поднял этот крест, то возьмешь на
себя все проблемы (болезни, грехи и так далее) того человека, который носил
этот крест. Это заблуждение. Есть понятие жизненного креста. И Господь говорит
не о крестике как чем-то вещественном, а о кресте как целожизненном подвиге.
Он говорит:
«Кто хочет за Мной следовать, возьми крест свой и следуй за Мной». Не какой-то
нательный крестик, не деревянный или металлический большой взвалить на плечи…
Крест – это именно то, что Господь посылает человеку: испытания, болезни, искушения.
Это – вся наша жизнь, несение вот этого креста. И никогда наша жизнь, наши дела,
мысли, чувства, болезни и несчастья не переходят в крестик нательный как вещество.
В этой
связи не только можно, но и нужно поднимать крест, ведь в противном случае мы
оставляем его практически на попрание. Надо поднять крест и, если у вас нет
в нем надобности, его можно просто принести в храм. Есть много нуждающихся,
есть бедные люди, которые крестятся, а приобрести крестик нет возможности. И
к нам в храм крестики такие приносят, они находятся там, где заказывают требы.
Обращаются с такой просьбой не совсем обеспеченные люди, или даже те, кого принято
считать бомжами. Они хотят носить крестик, они крещеные, они пытаются выбраться
из этой ямы, в том числе с надеждой и верой на помощь Христа через крест.
– А
можно ли крест передавать по наследству?
– Конечно,
можно. Все, что относится к найденному крестику, можно сказать о крестике, который
передается из поколения в поколение по наследству. Почему бы и нет? И мы опять
не берем на себя чужие немощи и проблемы, потому что если у нас есть отношение
к кресту, что он как крест сам по себе нас защищает и охраняет – это одно. Если
есть отношение, что через крестик передаются все беды, невзгоды, проблемы того
человека, который его носил, – это другое: чисто языческое, магическое отношение.
– Батюшка, у
одной моей знакомой серебряный крестик сильно и внезапно почернел. И она расценила
это как весть о скорой болезни или даже смерти. Как Вы прокомментируете ситуацию?
– Ничего
в этом страшного нет, это вполне естественная реакция металла. У одного человека
крестик чернеет, у другого не чернеет – у каждого человека идет выделение пота
собственного состава. В конце концов, можно обратить внимание на то, какого
качества этот крестик. Может быть, это не совсем серебро – в нем имеются какие-то
добавки, тот же мельхиор. И если рассуждать подобным образом, это все находится
в области, грубо говоря, вещества, и никак не признак того, что происходит в
духовном плане. Нельзя говорить, что если человек нагрешил, то черная душа очернила
крест, и он заржавел. Ничего подобного. Это обычные, скажем так, химико-физические
процессы, и ничего более.
Мы опять
же склонны так, чисто по-магически, язычески, напрямую усматривать процессы,
происходящие с вещами. С теми же свечами, например: трещит она или не трещит,
почернела или нет, потухла или не потухла. В жизни все проще: открыли дверь,
появился сквозняк – потухла свеча. А люди часто боятся.
– Давайте
затронем такую сторону, связанную с нательными крестиками – как относиться к
тому, что теряется крестик? Как реагировать?
– Я бы
сказал – никак. Если потеря креста – наша халатность, небрежение и так далее,
если мы его безответственно повесили на ненадежную ниточку и потеряли, то покаяться
можно только в небрежении, в безответственности. Но суждение о том, что «если
человек потерял крестик, то жди болезни или даже смерти» – это опять заблуждение
из той области, о которой я говорил выше – языческого, магического отношения.
Конечно, нужно за крестиком следить, но если он потерялся – купить новый и носить
дальше с верой и надеждой.
– И
надеяться на то, что твой крестик нашел добрый, порядочный человек?
– Я думаю,
что здесь каких-то успокаивающих, отвлекающих маневров не нужно искать. Если
мы будем входить в рассуждения, где мы потеряли, в каком месте, кто его нашел
– достойный или недостойный, мы запутаемся во второстепенном. Это имеет, конечно,
значение, но не является главенствующим. Лучше, чтобы ваш крестик нашелся в
приличном, благопристойном месте, и люди нашли его и использовали по назначению,
а не растоптали и выкинули.
Вот в том
смысле, как мы упоминали историю первых веков христианства, когда христиане
стали носить кресты на теле, под одеждой, во избежание кощунственного отношения
к кресту со стороны язычников; и здесь хорошо перекреститься и сказать: «Господи,
помоги, чтобы этот крестик был обретен человеком, которому он послужит во благо».
Беседовала
Лидия
ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|