КРЕСТ - ЗНАМЯ ЛЮБВИ СПАСИТЕЛЯ К ЛЮДЯМ.

           О значении креста для православного верующего христианина мы беседуем с настоятелем Вознесенского Архиерейского подворья г. Екатеринбурга протоиереем Николаем МАЛЕТОЙ.

          
– Можно ответить словами апостола Павла, что такое крест – он говорит: «Ничем не похвалюсь, кроме креста Господа нашего Иисуса Христа, в котором мир распялся для меня, и я для мира». То есть с апостольских времен крест, который до Голгофской искупительной жертвы Спасителя был позорным орудием казни, с первых же веков христианства стал действительно символом праздника Воздвижения Креста. В духовных песнопениях поется, что крест является хранителем Вселенной, красотой Церкви, ангелов славой и демонов язвой.
           В этом смысле Крест Христов для православного христианина прежде всего символ спасения – той Голгофской Жертвы, которая была принесена за весь человеческий род. Поэтому в жизни каждого православного христианина, от самого ее начала и до земного завершения, крест воспринимается как знамя победы, как символ той Жертвы, которая была принесена. Крестится православный христианин, и священник надевает на него крест.
           Да и вся наша жизнь показывает: не случайно в христианской православной традиции крест занял такое важное место и приобрел огромное значение; об этом говорят святые отцы. Ко кресту даже обращаются святые отцы, подвижники как к одушевленному предмету. Те, кто был на великом повечерии хотя бы один раз в первые дни Великого поста, хорошо знают, что там читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского. И вообще в последовании великого повечерия есть такое обращение: «Непобедимая и непостижимая Божественная животворящая сила Животворящего Честного Креста, не остави нас, грешных». Обращение ко Кресту есть в вечерней молитве: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», которая завершается так: «О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай мне со Святой Пречистою Девой Богородицей и со всеми святыми» – идет обращение ко Кресту как к живому существу.
           Мы должны об этом помнить и знать, чтобы не дать повода ищущим осквернить нашу святыню – крест. Многие протестантствующие, те, кто называют себя христианами, в своих сектах отвергают крест. Они остались в ветхозаветном мнении, что крест – это орудие позорной казни, которое было до Христа. Как отмечают святые отцы, это ухищрение бесовское. И чтобы так обесчестить крест, надо было иметь историю со знаком отрицательным, когда креста боялись и страх и ужас нападал на человека при воспоминании о кресте, потому что за крестом следовала эта страшная мука – пытка осужденного на смерть через распятие.
           Изменение отношения ко кресту пошло уже с апостольских времен. Возьмем, к примеру, жизнеописание Андрея Первозванного, который является апостолом Руси: в нем есть описание, как он увидел издалека крест, который позднее стали называть Андреевским крестом. Когда он увидел его, то стал в очень теплых словах выражать чувства, которые его душа испытывала при виде креста. И он говорил: «Когда-то это действительно наводило ужас на людей, а сейчас моя душа стремится к тебе, к тому, на котором мой Учитель, Спаситель принес Себя в Жертву за всех нас». Поэтому для апостола Андрея Первозванного это было вожделенно. Апостол Петр тоже был распят, но по смирению своему попросил, чтобы его распяли вниз головой – он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос.
           Не только протестанты, но и другие люди сегодня оспаривают, что крест почитался с первых веков христианства; потому что изначально люди изображали свою принадлежность к христианству в виде рисунков рыбы, пастуха или агнца и других символов. Но были уже и признаки почитания креста. Конечно, первые христиане не могли выражать его открыто, хотя многие стремились к этому. Об этом тоже в жизнеописании святителя Киприана Карфагенского, по-моему, Понтий говорит – что тогда многие уже носили крест. А как носили? По-моему, из III века на одном из сосудов сохранилось изображение головы человека, у которого на лбу был начертан крест. Начертан, нарисован.
           Со временем кто-то начал изготавливать крест из дерева, из других твердых материалов. Первые христиане носили кресты под одеждой, как мы и сейчас носим нательные крестики, Не только потому, что это было небезопасно во времена гонений, а прежде всего выражая святость и благоговение ко кресту, чтобы не было поруганий и посмеяния креста язычниками.
           – Отец Николай, а как будет вернее: носить нательный крест на цепочке или на специальном шнурочке?
           – Это совершенно не имеет никакого значения. Не важно, будет ли это цепочка, тесемка, просто ниточка – лишь было бы более-менее надежно и прочно; кому как угодно.
           – Батюшка, в православных церковных лавках можно увидеть и приобрести кресты разной формы. А имеет ли значение, сколько концов у креста?
           – Как говорит святитель Димитрий Ростовский, мы почитаем не то, сколько есть концов у креста, а почитаем сам крест.
Потому что мы знаем, что есть вполне православные, приемлемые, канонические формы креста: и четырехконечные, и шестиконечные, и восьмиконечные имеются кресты. И не концы почитаются у креста, а почитается именно Спаситель, который принес Себя в ужасную Жертву на Кресте. Святитель Димитрий очень хорошо отзывается об этом: как через первое древо райское прародители пали, так древом Креста восстали. Прародители умерли смертью духовной прежде всего, а силой Животворящего Креста мы воскресли. И если древо изгнало из рая и низвело в ад прародителей и всех потомков, то Голгофское Крестное древо служит той лестницей, лествицей, которая возводит на Небо.
           Почему, собственно, я затронул тему, как в древности носили люди крест? Потому что и в наше время, например, копты – есть такая египетская Церковь, которая не входит в семью Православных Поместных Церквей – до сих пор сохраняют старинную традицию рисовать, делать татуировку креста на запястье, на руке. Известно, что в Греческой Церкви такой традиции нет, поэтому и говорят, что традиция ношения крестиков появилась у нас на Руси со времен Крещения Руси. Для того чтобы отличить, кто крещеный, а кто еще не окрещенный, те, кто уже принял христианскую веру – надевали крестики, а кто оставался еще язычниками, крестиков не носили…
           Святитель Димитрий говорит, что крест имеет очень большое значение в жизни православного христианина. Первоначально самые простенькие деревянные крестики надевали и носили поверх одежды. Но вскоре эта практика прекращается, и право носить кресты поверх одежды, как сейчас носят священнослужители, было предоставлено только епископам, архиереям. Священникам другого сана стало позволительно носить кресты поверх одежды со времен императора Павла. А простой народ стал носить нательные крестики только под одеждой, почему они и получили такое название.
           – Отец Николай, можно ли, скажем, свой нательный крестик кому-то подарить?
           – Можно подарить. Вокруг креста немало суеверий, и это говорит об огромном значении для православного христианина креста, символа того Креста, на котором был распят Христос. Многие считают: если есть распятие на кресте – это правильный нательный крестик. Это не совсем верное утверждение, потому что собственно распятия не должно быть на нательном крестике. Потому что нательный крестик – это символ, а не образ. Канонически правильно (об этом говорят и современные богословы) у священника на его наперсном кресте, который носится уже поверх одежды, должно быть распятие, потому что в данном случае оно не только символ Креста, на котором распялся Христос, но и образ Креста. А на образ можно уже, что называется, молиться. Таким образом, утверждение, что на нательном крестике должно быть обязательно распятие, с литургической и богословской точки зрения – не совсем верное требование.
           На сегодняшний день именно распятие служит отличительным признаком православного креста от католического. На православном распятии ступни Спасителя пригвождены двумя гвоздями, и правая нога находится рядом с левой. У католиков ступни Христа пригвождены одним гвоздем и находятся в скрещенном виде. И это отличительное свойство, этот признак необходимо знать тем, кто приобретает нательный крестик в магазинах, в которые они поступают не из церковных мастерских. Особенно это касается зарубежных стран.
           Я неоднократно отмечал: когда мне приносили крестики, приобретенные в ювелирных магазинах, с просьбой освятить их, то на них висела бирочка, в которой это изделие именовалось «ритуальной подвеской». Вот это очень красноречиво говорит об отношении человека к кресту. Если для него это ритуальная подвеска, то таково и отношение к ней. Можно обвешаться хоть тысячами крестиков разных форм, но если не будет веры во Христа распятого и Воскресшего, не будет правильного, благоговейного отношения к кресту, он так и останется «ритуальной подвеской», амулетом или чем угодно. И он, конечно, не будет защищать и сохранять человека, не будет, как сказано выше, «для демонов язвой».
           – Отец Николай, а как правильно поступить, найдя крест? Можно ли его поднимать и носить или нужно просто пройти мимо?
           – Тоже одно из суеверий. Многие считают, что если ты нашел крест на дороге или в здании, его нельзя поднимать. Считают, что если ты поднял этот крест, то возьмешь на себя все проблемы (болезни, грехи и так далее) того человека, который носил этот крест. Это заблуждение. Есть понятие жизненного креста. И Господь говорит не о крестике как чем-то вещественном, а о кресте как целожизненном подвиге.
           Он говорит: «Кто хочет за Мной следовать, возьми крест свой и следуй за Мной». Не какой-то нательный крестик, не деревянный или металлический большой взвалить на плечи… Крест – это именно то, что Господь посылает человеку: испытания, болезни, искушения. Это – вся наша жизнь, несение вот этого креста. И никогда наша жизнь, наши дела, мысли, чувства, болезни и несчастья не переходят в крестик нательный как вещество.
           В этой связи не только можно, но и нужно поднимать крест, ведь в противном случае мы оставляем его практически на попрание. Надо поднять крест и, если у вас нет в нем надобности, его можно просто принести в храм. Есть много нуждающихся, есть бедные люди, которые крестятся, а приобрести крестик нет возможности. И к нам в храм крестики такие приносят, они находятся там, где заказывают требы. Обращаются с такой просьбой не совсем обеспеченные люди, или даже те, кого принято считать бомжами. Они хотят носить крестик, они крещеные, они пытаются выбраться из этой ямы, в том числе с надеждой и верой на помощь Христа через крест.
           – А можно ли крест передавать по наследству?
           – Конечно, можно. Все, что относится к найденному крестику, можно сказать о крестике, который передается из поколения в поколение по наследству. Почему бы и нет? И мы опять не берем на себя чужие немощи и проблемы, потому что если у нас есть отношение к кресту, что он как крест сам по себе нас защищает и охраняет – это одно. Если есть отношение, что через крестик передаются все беды, невзгоды, проблемы того человека, который его носил, – это другое: чисто языческое, магическое отношение.
           – Батюшка, у одной моей знакомой серебряный крестик сильно и внезапно почернел. И она расценила это как весть о скорой болезни или даже смерти. Как Вы прокомментируете ситуацию?
           – Ничего в этом страшного нет, это вполне естественная реакция металла. У одного человека крестик чернеет, у другого не чернеет – у каждого человека идет выделение пота собственного состава. В конце концов, можно обратить внимание на то, какого качества этот крестик. Может быть, это не совсем серебро – в нем имеются какие-то добавки, тот же мельхиор. И если рассуждать подобным образом, это все находится в области, грубо говоря, вещества, и никак не признак того, что происходит в духовном плане. Нельзя говорить, что если человек нагрешил, то черная душа очернила крест, и он заржавел. Ничего подобного. Это обычные, скажем так, химико-физические процессы, и ничего более.
           Мы опять же склонны так, чисто по-магически, язычески, напрямую усматривать процессы, происходящие с вещами. С теми же свечами, например: трещит она или не трещит, почернела или нет, потухла или не потухла. В жизни все проще: открыли дверь, появился сквозняк – потухла свеча. А люди часто боятся.
           – Давайте затронем такую сторону, связанную с нательными крестиками – как относиться к тому, что теряется крестик? Как реагировать?
           – Я бы сказал – никак. Если потеря креста – наша халатность, небрежение и так далее, если мы его безответственно повесили на ненадежную ниточку и потеряли, то покаяться можно только в небрежении, в безответственности. Но суждение о том, что «если человек потерял крестик, то жди болезни или даже смерти» – это опять заблуждение из той области, о которой я говорил выше – языческого, магического отношения. Конечно, нужно за крестиком следить, но если он потерялся – купить новый и носить дальше с верой и надеждой.
           – И надеяться на то, что твой крестик нашел добрый, порядочный человек?
           – Я думаю, что здесь каких-то успокаивающих, отвлекающих маневров не нужно искать. Если мы будем входить в рассуждения, где мы потеряли, в каком месте, кто его нашел – достойный или недостойный, мы запутаемся во второстепенном. Это имеет, конечно, значение, но не является главенствующим. Лучше, чтобы ваш крестик нашелся в приличном, благопристойном месте, и люди нашли его и использовали по назначению, а не растоптали и выкинули.
           Вот в том смысле, как мы упоминали историю первых веков христианства, когда христиане стали носить кресты на теле, под одеждой, во избежание кощунственного отношения к кресту со стороны язычников; и здесь хорошо перекреститься и сказать: «Господи, помоги, чтобы этот крестик был обретен человеком, которому он послужит во благо».

Беседовала
Лидия
ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.