|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА
"СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
– Что ответить неверующему
человеку, который говорит, что религия – это самовнушение?
– Скорее, нерелигиозный
человек – это самовнушение: он внушает себе, что Бога нет, хотя чувствует особую
благодать Божию, перст Божий на земле, видит это, потому что окружающий мир
– открытая книга промысла Божиего, нашего Творца, Который сотворил все видимое
и невидимое. Поэтому здесь не нужно никакого внушения: наяву посмотри и виждь.
А человек, который не хочет видеть, внушает себе: нет, это неправда, это не
то, нет ничего. Поэтому получается все наоборот.
– Сейчас многие
люди перед вступлением в брак, да и в браке заключают брачные контракты, в которых
описываются правила раздела имущества между супругами при разводе. Как Вы считаете,
православный человек может заключить с женой брачный контракт?
– Брачный
контракт уже с самого начала предполагает развод – человек уже готовится к нему.
А мы должны думать, что вступаем в брак навечно, чтобы вместе быть до конца
жизни и даже после. Поэтому о таком контракте и думать даже не надо.
Почему, к
сожалению, это у нас есть? Потому что постепенно идет утеря истинных ценностей.
Поначалу говорят: мы вот поживем вместе и посмотрим, как у нас все получится.
То есть живут блудно, не расписываются, не венчаются, потому что уже вначале
есть сомнение – будут вместе жить или не будут.
А если есть
необходимость жениться или замуж выходить, надо просто все внимательно взвесить,
подумать, принять решение и вступить в брак, не думая, что когда-то придется
его разрушить и разводиться. Надо думать, как его сохранить, и это поставить
в основу супружеской жизни – надо думать, как преумножить любовь между супругами,
и если есть такие добрые намерения, сразу зарегистрировать брак в ЗАГСе, повенчаться,
получить благословение священника и не думать, что когда-то что-то может случиться.
Ничего не
должно случиться, если мы будем верить и надеяться, что с Божией помощью сохраним
брак. А если мы будем думать: «А вдруг я через какое-то время найду человека
получше и захочу жить с ним, а не с нынешним своим партнером, как мы будем разводиться?»,
такие мысли не позволяют человеку утвердиться в намерениии сохранить святость,
целомудрие, чистоту и вечность брака.
Вот что нужно
ставить в основу брачного союза и думать, как его сохранить при всех обстоятельствах
жизни. Это и есть настоящая любовь, жертвенная любовь, когда человек может отдать
себя полностью для сохранения брачного союза.
А западные
веяния вроде брачного контракта направлены на ослабление брачного союза и самого
смысла брака.
– Я хочу поехать
в монастырь на каникулы, пожить, потрудиться, меня туда приглашают. Но родственники
мои, люди неверующие, против этой поездки. Что делать? И второй вопрос. У меня
есть 14-летний знакомый юноша. Ему очень хочется служить как батюшке. Как к
этому отнестись?
– Порыв вашего
сердца в каникулярные дни, когда человек не работает, идти в монастырь и потрудиться
там, неся послушание, я думаю, очень хорош. Это будет очень полезно и для родственников,
которые сейчас не понимают и не хотят отпускать. А когда человек поедет и будет
молиться за них – всем это будет во благо.
Что касается
подростка, который в будущем хотел бы стать священником – это хорошо. Нужно
только помочь подростку приобрести правильные навыки духовной жизни, молитвы,
чтения Священного Писания, изучения житий святых отцов. А когда время придет,
можно поступить в семинарию, получить образование. А потом, Бог даст, Господь,
может быть, сподобит его священнического сана.
Сейчас у
нас есть при храмах церковно-приходские школы, катехизаторские и миссионерские
курсы, так что можно, пока есть время и возможность, приобретать знания и навыки
духовной жизни. А если молодой человек ходит в церковь, то нужно, чтобы батюшка
его путеводил, руководил им на его духовном пути церковной жизни, давал наставления,
исповедовал, причащал – чтобы молодой человек вел активную жизнь и готовился
к высокому служению.
– Владыка,
простите за глупый вопрос, но тем не менее проблема существует: какой подарок
можно сделать священнику, чтобы он был ему полезен, нужен и удобен?
– Можно
сделать подарок, который будет служить не только священнику, но и всему приходу,
церкви. Может быть, есть необходимость в какой-то церковной утвари для храма.
Это будет радость и священнику, и всем прихожанам храма – ведь у них обновляется
и благоукрашается церковь.
Что касается
подарка непосредственно лично священнику, то можно подарить что-нибудь из праздничных
священнических одежд, наперсный крест или крест с украшениями или какую-нибудь
книгу хорошую.
– У меня три
дочери. Старшая дочь очень рано вышла замуж, у нее свекровь староверка была,
и она ее покрестила по-староверчески. И сейчас мне сказали, что она не имеет
права ходить в храм. Ей 36 лет, и она спрашивает, что сейчас ей делать.
– Если ваша
дочь была крещена в старообрядческой церкви, единственное, что нужно будет совершить
– Миропомазание; именно в этом различие между Церквами. После Миропомазания
она сможет приступать к таинствам церковным. Что касается самого таинства Крещения,
то и старообрядцы совершают его с троекратным погружением в воду, формулы правильно
произносят.
Конечно,
надо посоветоваться с духовником, настоятелем храма, чтобы выяснить все моменты
прошлого Крещения: где крестили, кто крестил. И тогда можно уже принимать более
конкретное и правильное решение.
– У меня такой
вопрос. Если, например, чада нашли своего духовного отца, а его переводят в
другой храм или даже в область, то как нужно поступать чадам – оставаться в
своем приходе или следовать за своим духовником и менять приход?
– Нет,
надо оставаться в своем приходе, потому что духовник приводит человека не к
себе, а ко Христу, а мы должны оставаться в той церкви, где мы живем, служить
Богу и людям и слушаться воли Христа Спасителя, жить по воле Божией. При необходимости
можно поехать в храм, где совершает послушание духовник, посоветоваться и исповедаться,
если есть такая потребность. А лучше оставаться на своих местах и никаких передвижений
не делать.
Перемещение
священника по благословению делается – по воле Божией, – и надо подчиниться
этой воле.
– Случайно
узнала, что священник, к которому я хожу, является архимандритом. Понятия не
имею, что это значит. Это как-то сказывается на его взаимоотношении с паствой?
Может, надо себя как-то по-другому вести? Помогите не наделать глупостей.
– Архимандрит,
протоиерей, игумен… просто надо знать и понимать все наши церковные чины. Есть
название, чин, который получает священнослужитель, будучи женатым. Женатый священник
становится протоиереем с крестовым украшением, протоиереем с митрой. А духовенство
монашеского направления – из монахов. У них простой священник называется иеромонахом,
потом игумен, а потом архимандрит. Такой чин он получает за свои заслуги, труды
и подвиги, которые он несет во славу Божию и во благо нашей Церкви.
Конечно,
это обязывает самого человека, который носит высокий чин архимандрита или протоиерея,
быть на высоте своего послушания и светить всем. Конечно, и прихожане должны
относиться к этому человеку с достоинством, любовью, послушанием и с чувством
долга перед священником, который удостоился столь высокого сана.
– Зачем православные
расчленяют святых и рассылают части их тел по миру? Как-то странно слышать предложения
пойти помолиться голове одного или ступне другого. Что же это за любовь к святым,
что их тела буквально рассеяны по миру? Что-то есть в этом языческое.
– Здесь
ничего языческого нет. Это почитание святых мощей. Мощи – это большая святыня,
пропитанная духом и благодатью Божией и источающая для нас силу Божию, которая
необходима нам для нашего спасения, укрепления в вере и благочестивой жизни.
Есть такая
практика, традиция, когда частицы мощей того или иного угодника передаются в
разные концы страны, мира, чтобы как можно больше людей могли соприкасаться
со святыней. Для этого и совершается такое благочестивое отделение частиц мощей
того или иного святого. Люди, с верою притекающие к святым мощам, получают пользу,
помощь, исцеления от болезней и своих страстей, похотей греховных. И, конечно,
человек воодушевляется на благочестивую духовную жизнь, ведущую в Царство Божие,
подражая тому или иному святому в своей жизни, который помогает своими молитвами
всем, кто притекает к нему с любовью, благоговением и со страхом Божиим.
– Владыка,
меня интересует грань, отделяющая доброе христианское отношение к людям от человекоугодия,
которое само по себе является грехом. Как ее определить?
– Конечно,
мы должны человеку помогать в его нуждах, печалях, скорбях, болезнях, трудностях.
Но когда мы стараемся выполнять все его прихоти или потворствовать каким-то
его слабостям, чтобы завоевать его расположение к себе или с корыстной целью
для себя что-то получить, то проявляется, конечно, человекоугодие – с какими-то
корыстными целями для себя или выгодами для других.
Надо быть
очень внимательными к себе, чтобы не переходить от человеколюбия к человекоугодию.
Стремиться быть действительно помощником, попечителем бескорыстно, без всяких
задних мыслей: а может, что-то я от этого еще и поимею? Ведь мы должны так делать
добро, чтобы, как говорится в евангельском наставлении, правая рука не знала,
что делает левая – делать не ради человека, а ради Бога, ради того, чтобы Господь
через это доброе дело нам помогал и даровал нам вечную жизнь.
Вся суть
наших добрых дел – чтобы Господь принял нас в вечную обитель через то доброе
милосердное дело, которое мы совершим по отношению к нашим ближним, исполняя
тем заповедь Божию о том, чтобы возлюбить Бога всем сердцем своим и ближнего,
как самого себя. Как мы думаем о себе, чтобы нам было хорошо и спасительно,
так мы должны делать полезное и спасительное и ближним своим.
– Владыка,
как распознать волю Божию, как это почувствовать? Ведь если бы мы могли сразу
понять, за что посылаются те или иные наказания, было бы намного проще...
– Воля Божия
вся заключена в Евангельском учении. Если мы постараемся хорошо изучить Священное
Писание, мы поймем, что там все написано, как Богу угодно, как нужно поступать
по воле Божией в том или ином случае. Поэтому мы и говорим всегда: цель нашей
жизни – стараться как можно больше приблизить ее к жизни евангельской, то есть
к воле Божией. И когда так мы будем строить свою жизнь, то увидим разницу между
волей Божией и волей человеческой, своей, которая ведет нас к страданиям, мучениям,
неприятностям...
И распознать
мы это сможем, когда будем просвещены светом Евангельского учения, благодатью
Божией через очищение своей души от различных пороков и грехов.
– Можно ли
во время поста заказывать благодарственные молебны?
– Можно
и нужно всегда Бога благодарить.
– И в заповедях
Божиих, и в Евангелии для людей прописаны определенные правила поведения. Если
первородный грех Господь дает нам как способ познания добра и зла, греха и страсти,
не получается ли, что современный человек нарушает эти заповеди прямо сейчас,
живя на земле?
– Я уже
говорил сегодня, что Господь дал заповеди о посте и воздержании первым людям,
и они их нарушили. И сейчас, если мы нарушаем эти заповеди, мы удаляем себя
от Бога, от благодати Божией и теряем возможность получать те великие милости,
которые Он может нам дать.
Заповеди
Священного Писания Нового Завета мы тоже должны постепенно осваивать и применять
в своей жизни, чтобы она была близка к жизни евангельской, а евангельская жизнь
– близка к нашей жизни. Эта задача всегда перед нами стоит. Как православные
христиане мы должны любить Христа, потому что Он совершил дело нашего искупления
и дал нам заповеди, чтобы мы не погибли, но пришли в разум истинный, спаслись
и достигли вечного блаженства, которого были лишены грехопадением Адама и Евы.
– «Вызвали
на священника на отпевание. Он запросил полторы тысячи рублей. Как в таких случаях
поступать, чтобы избавиться от осуждения, как смиряться, чтобы не прогневить
Бога?» – спрашивает Антонина из Пензы.
– Если возникают
такие ситуации, существует вышестоящее церковное начальство, с которым нужно
общаться – сообщить, не возмущаясь и не доходя до нервного срыва. С благочинным
или с Правящим Архиереем можно обсудить этот вопрос и правильные пути его решения.
Тогда не будет ни гнева, ни раздражения, ни осуждения.
– Обратилась
в храм, хотела купить книгу профессора Осипова. Мне отказал архимандрит, сказав,
что его запретили и что надо смиряться. Почему его запретили?
– Никто
его не запретил. Слава Богу, Алексей Ильич трудится в Московской Духовной академии,
проводит семинары и преподает свои дисциплины. Он частый гость на телеканале
«Союз», мы слышим его лекции, ответы на вопросы из зала. Слава Богу, что у нас
есть человек, который очень доступно, кратко и четко может раскрыть очень глубокие
вопросы догматического учения, нравоучительного понимания на основе писаний
святых отцов нашей Церкви.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи - Лидия ЕЖКОВА
|
|