|
КАК ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ?
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после уставного утреннего
богослужения в Донском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста.
Для того
чтобы человек имел силу преодолевать пороки, он должен не только бороться с
грехом, но и воспитывать в себе добродетель. И существуют два непременных условия,
которые нужно исполнить для того, чтобы душа человека наполнялась добродетелью.
Человек формируется как личность в общении с другими людьми. Если человека поместить
в полную изоляцию с самого рождения, то он как личность не состоится. Общение
является очень важным фактором не только умственного, но и духовного развития.
Именно поэтому так важно, чтобы с самого раннего детства ребенка окружали добрые
люди, в первую очередь — родители и члены семьи. Если в семье ребенок не видит
пример доброй жизни, то он не будет добрым человеком, потому что ничто не научает
так, как живой пример.
Но и люди
взрослые в значительной мере находятся под влиянием тех, кто их окружает. Сознательно
или несознательно, но мы впитываем мысли, слова, манеру поведения, образ мыслей.
И даже если с чем-то мы не соглашаемся, то постоянное общение накладывает на
нас совершенно определенный отпечаток. Вот почему очень важно, чтобы в нашем
окружении не было злых людей. Замечательно об этом говорит святитель Иоанн Златоуст:
«Злые люди более вреда причиняют, чем ядовитые змеи, потому что сии открыто
яд свой наносят, а другие ежедневно и скрыто поражают». Действительно, такие
люди, порой скрыто от нас, могут систематически отравлять наше сознание, влияя
на нашу волю и на наши чувства. Тот же святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как
больные глаза заражают здоровые, как прокаженный заражает чистого, так и злой
человек заражает человека духовно здорового».
Вот почему
внимание к нашему окружению является очень важным в деле духовного возрастания.
Недаром слово Божие говорит: Измите злаго от вас самех (1 Кор. 5, 13). И Церковь
своей дисциплиной всячески старалась ограждать христианскую общину от влияния
злых людей. Хорошо известно, что преодоление злого влияния осуществляется через
вразумление. А если вразумление неэффективно, если вразумление не приносит доброго
плода, то Господь повелевает отсекать от общения таких людей. И человеческая
мудрость во многом проявляется через формирование близкого к нам окружения.
Но есть еще
одно условие, соблюдение которого необходимо для духовного возрастания: человек
не должен пребывать в праздности. Праздность не следует путать с отдыхом. Господь
заповедью Своей установил седьмой день как день отдыха. Человек нуждается в
нем для восполнения физических и духовных сил, и отдых есть дело богоугодное.
Праздность же есть сознательное уклонение от всякого труда. Праздность есть
некий вакуум, а вакуум всегда заполняется, и чаще всего злыми мыслями и злыми
делами. Праздность можно сравнить с физическим состоянием нашего организма:
когда мы пребываем в расслаблении, когда не тренируем свой организм, когда не
воздействуем на него, то он начинает дряхлеть, слабеть. Так же и праздность:
она формирует некую духовную слабость, которая восполняется чаще всего злой
силой.
И праздность,
и окружение человека оказывают на душу очень сильное воздействие. Вот почему
святые отцы, уча нас духовному возрастанию, особое внимание уделяют тому, чтобы
человек, ставший на путь духовного возрастания, уклонялся от злых и пребывал
в труде, или в молитве, или в отдыхе, который тоже требует духовного содержания.
Научаемые мудростью святоотеческой, будем стараться восходить от силы к силе,
особенно же используя для этого восхождения дивные дни Святой Четыредесятницы,
которая и даруется нам для того, чтобы мобилизовать наши силы и помочь нам в
борьбе с грехом. Аминь.
Патриархия. Ру
|
|