"РАЗЛИЧНЫЕ РАССКАЗЫ О СИНАЙСКИХ ОТЦАХ".

          Один из интереснейших памятников о синайских подвижниках первой половины VII века – «Различные рассказы о синайских отцах», впервые опубликованные в начале ХХ века. Их автором в рукописи назван Анастасий, но это не может быть знаменитый преподобный Анастасий Синаит, поскольку автор, судя по многим указаниям текста, относился к более старшему поколению, чем преподобный. Вероятно, это был иной Анастасий, как предположил издатель текста Ф. Нау.
          «Различные рассказы о синайских отцах» повествуют о чудесах, произошедших в Синайской пустыне и скалах по молитвам православных монахов. Эти рассказы полны живыми подробностями духовной жизни синайских отцов со всеми ее особенностями – например, сугубым духовным покровительством пророка Моисея и другими. В некоторых историях встречаются сюжеты, которые нельзя признать традиционными для подобного жанра, однако в целом перед нами произведение того же духа, что и написанный святым Иоанном Мосхом «Луг духовный», – в нем все дышит благоговением перед святыней, явлены смирение и любовь к ближним.

          1. Десять лет назад два неких отца святой горы Синай поднимались на поклонение в святую обитель. Один из них еще [и ныне] жив по плоти. Когда они приблизились на расстояние двух выстрелов из лука к [пещере] святого [пророка] Илии, они ощутили благоухание, не подобное никакому благоуханию в мире. Тогда ученик подумал, что кто-то, живущий здесь, воскурил ладан. [Но] старец, его духовник, который еще жив, сказал: «Это благоухание не сей земли».
          Затем, приближаясь к церкви, они увидели, что внутри она подобна огненной пылающей печи с языками пламени, вырывающимися из окон и дверей. Тогда, видя это, ученик испугался. Но старец успокоил его, говоря: «Чего ты боишься, чадо мое? Это ангельская сила и наш собрат служитель; не теряй мужества. Они почитают нашу природу на небесах, а не мы – их». И так они бесстрашно вошли в церковь, как если бы [шагнули] в [пылающую] печь. Они помолились и затем поднялись к обители утром.
          Разглядывая их, привратник увидел, что их лица прославлены и сияют подобно лицу Моисея, и сказал им: «Что увидели вы, поднимаясь [сюда]?» Желая скрыть произошедшее, они ответили: «Ничего». Тогда он сказал им: «Поверьте, вы видели некое видение, ибо вот, лица ваши светятся славой Духа Святого». Тогда они поклонились ему и открыли произошедшее, прося никому не рассказывать.
          2. В другой раз в этой святой обители – еще до святотатства и разорения, устроенных пришедшими язычниками, – был брат, помощник пономаря, который неблагочинно спрятался в храме, считая, что спать в нем не беззаконие. Тогда пономарь, думая, что его ученик ушел раньше его, покадил святое место и, закрыв двери, удалился. Когда наступила ночь, ученик, который спрятался в храме, вышел почистить лампады. Когда он подошел к первой лампаде, [вышла] искра, которая по повелению Божиему поразила его, иссушив весь его бок и руку и ногу, и он остался наполовину парализованным до самой своей смерти.
          3. Однажды во время праздника Пятидесятницы была литургия в святой обители. [И] когда священник возгласил: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», горы ответили с устрашающим звуком, говоря троекратно: «Свят, свят, свят». И звук эха, раздаваясь, повторялся около получаса. Этот возглас слышал не каждый, но только те, кто имели уши, как Господь сказал: «Имеющий уши да услышит» (ср.: Мф. 11, 15).
          4. Несколько лет назад по попущению Господа случилась смертная болезнь в нашей пустыне, и некоторые добродетельные благословенные отцы, придя к своему концу, были погребены на кладбище отцов. На следующий день умер один из нерадивых братий, и был похоронен над телом благословенного мужа. Когда через день другой отец пришел к своему концу, то [братия], войдя [в склеп], чтобы поместить его мощи, обнаружили, что блаженный муж сбросил тело нерадивого брата. Думая, что это произошло случайно, а не что это нечто чудесное, взяли и снова положили [нерадивого] брата сверху тела [праведника]. И прибыв на следующий день, снова обнаружили, что [блаженный] отец изгнал брата.
          Узнав об этом, прибыл игумен монастыря и, войдя в склеп, сказал умершему: «Авва Иоанн, при жизни ты был кроток и медлителен на гнев и поддерживал всех, а сейчас ты изгоняешь брата?» И взяв останки брата, своими собственными руками поместил их на [тело] старца. И сказал ему снова: «Терпи брата, авва Иоанн, даже если он грешник, так же, как Бог терпит грехи мира». И с того дня старец не сбрасывал тело брата.
          5. Примерно в 6 милях от святой обители есть трудная и неприступная местность, которая называется Турван. В этом месте обитал некий удивительный старец, у которого был один ученик. Когда наш святой отец Иоанн был игуменом, на святую гору, отвергнув все, пришли из Константинополя братья-близнецы, принадлежащие к [одному] знатному семейству. Пробыв два года в монастыре и покинув его, они ушли, чтобы подвизаться в безмолвии, в Турван, где обитал великий старец с его учеником. Через несколько лет они умерли. Взяв тела, старец и его ученик погребли их в пещере.
          Спустя несколько дней старец также умер. Желая почтить его, ученик положил его [тело] между двумя знатными [людьми]. Придя на третий день чтобы воскурить ладан для старца, ученик обнаружил, что тело удалено с прежнего места, и очень огорчился. Он [опять] поместил его между двух братьев, но придя снова, увидел, что тело снова отодвинуто. Это случилось и в третий раз. Тогда ученик сел, сокрушаясь, и сказал себе: «Неужели старец имел некую ересь в своей душе или некий грех, что эти новоначальные выбросили его три раза?» И как только он начал плакать, думая так, этой же ночью два брата явились ему, говоря: «Поверь, человече, твой старец не был еретиком и ни в чем не имеет порицания, и он есть совершенный слуга Божий. Как же ты не сообразил, что мы вместе были рождены, вместе сражались в земном царстве, вместе пришли к монашеству, вместе были погребены и вместе отправились ко Христу? Почему же ты разлучаешь нас и помещаешь другого между нами?» Когда брат услышал и понял это, он с усердием прославил Бога.
          6. Авва Мартирий, когда постриг нашего преподобного отца Иоанна, игумена, в возрасте 20 лет, пошел с ним к столпу нашей пустыни авве Иоанну Савваиту в пустыню Гуда, где он был со своим учеником Стефаном Каппадокийским. Когда старец-савваит увидел их, он покраснел и взял воды, налил ее в небольшой таз, омыл ноги ученика [аввы Мартирия] и поцеловал его главу; но не умыл ноги [самого] аввы Мартирия, который был старше.
          Авва Стефан соблазнился этим. После отшествия аввы Мартирия с его учеником авва Иоанн заметил, что его собственный ученик смущен, и сказал ему: «Почему ты соблазняешься? Поверь мне, я не знаю, кто этот юноша, но сегодня я принял игумена Синая и омыл его ноги». Спустя 40 лет он действительно стал игуменом, согласно предсказанию этого старца.
          Также авва Стратигий Затворник, который никогда не выходил, появился [в обители] в тот день, когда авва Иоанн принял монашеский постриг.
          7. Однажды пришла группа из шести голодных странников, и когда они сели, наш преподобный отец Иоанн увидел кого-то с короткими волосами и одетым в еврейскую одежду. Этот человек расхаживал как обладающий властью и отдавал приказы поварам, и экономам, и кладовщикам, и другим рабочим. После того как гости ушли и когда все служившие [им] сели есть, они искали того, кто расхаживал, надзирая [за делами], но нигде его не нашли. Тогда раб Божий наш преподобный отец сказал: «Оставьте его. Господин Моисей не сделал ничего необычного в том месте, где он служил прежде».
          8. В области Арселау жил также авва Михаил Ивериец, который отошел ко Господу пять лет назад. У этого Михаила был ученик по имени Евстафий, пришедший из Вавилона. Он рассказал нам следующее.
          Когда авва Михаил заболел, авва Евстафий заплакал от горя. Могилы отцов в этом месте были очень трудными и опасными, потому что спуск [к ним] был усыпан маленькими скользкими камнями. Авва Михаил сказал Евстафию: «Чадо, налей [воды], чтобы я умылся и заснул». Когда это было сделано, он сказал ему снова: «Чадо, ты знаешь, что спуск к могиле сложный и скользкий, и если я умру здесь, для тебя будет опасно нести меня и спускаться. Возможно, ты упадешь и погибнешь сам. Но [давай] мы [вместе] пойдем потихоньку». И спустившись вниз, старец сотворил молитву и, облобызав Евстафия, сказал: «Мир да пребудет с тобой, чадо, молись обо мне». И, закрыв сам себя в могиле, он отошел ко Господу с радостью и ликованием.

(Продолжение следует)

Анастасий Синайский Перевел
с древнегреческого Василий Львов
Православие.ру

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.