|
"РАЗЛИЧНЫЕ РАССКАЗЫ О СИНАЙСКИХ ОТЦАХ".
Один из интереснейших
памятников о синайских подвижниках первой половины VII века – «Различные рассказы
о синайских отцах», впервые опубликованные в начале ХХ века. Их автором в рукописи
назван Анастасий, но это не может быть знаменитый преподобный Анастасий Синаит,
поскольку автор, судя по многим указаниям текста, относился к более старшему
поколению, чем преподобный. Вероятно, это был иной Анастасий, как предположил
издатель текста Ф. Нау.
«Различные рассказы
о синайских отцах» повествуют о чудесах, произошедших в Синайской пустыне и
скалах по молитвам православных монахов. Эти рассказы полны живыми подробностями
духовной жизни синайских отцов со всеми ее особенностями – например, сугубым
духовным покровительством пророка Моисея и другими. В некоторых историях встречаются
сюжеты, которые нельзя признать традиционными для подобного жанра, однако в
целом перед нами произведение того же духа, что и написанный святым Иоанном
Мосхом «Луг духовный», – в нем все дышит благоговением перед святыней, явлены
смирение и любовь к ближним.
1. Десять
лет назад два неких отца святой горы Синай поднимались на поклонение в святую
обитель. Один из них еще [и ныне] жив по плоти. Когда они приблизились на расстояние
двух выстрелов из лука к [пещере] святого [пророка] Илии, они ощутили благоухание,
не подобное никакому благоуханию в мире. Тогда ученик подумал, что кто-то, живущий
здесь, воскурил ладан. [Но] старец, его духовник, который еще жив, сказал: «Это
благоухание не сей земли».
Затем, приближаясь
к церкви, они увидели, что внутри она подобна огненной пылающей печи с языками
пламени, вырывающимися из окон и дверей. Тогда, видя это, ученик испугался.
Но старец успокоил его, говоря: «Чего ты боишься, чадо мое? Это ангельская сила
и наш собрат служитель; не теряй мужества. Они почитают нашу природу на небесах,
а не мы – их». И так они бесстрашно вошли в церковь, как если бы [шагнули] в
[пылающую] печь. Они помолились и затем поднялись к обители утром.
Разглядывая
их, привратник увидел, что их лица прославлены и сияют подобно лицу Моисея,
и сказал им: «Что увидели вы, поднимаясь [сюда]?» Желая скрыть произошедшее,
они ответили: «Ничего». Тогда он сказал им: «Поверьте, вы видели некое видение,
ибо вот, лица ваши светятся славой Духа Святого». Тогда они поклонились ему
и открыли произошедшее, прося никому не рассказывать.
2. В другой
раз в этой святой обители – еще до святотатства и разорения, устроенных пришедшими
язычниками, – был брат, помощник пономаря, который неблагочинно спрятался в
храме, считая, что спать в нем не беззаконие. Тогда пономарь, думая, что его
ученик ушел раньше его, покадил святое место и, закрыв двери, удалился. Когда
наступила ночь, ученик, который спрятался в храме, вышел почистить лампады.
Когда он подошел к первой лампаде, [вышла] искра, которая по повелению Божиему
поразила его, иссушив весь его бок и руку и ногу, и он остался наполовину парализованным
до самой своей смерти.
3. Однажды
во время праздника Пятидесятницы была литургия в святой обители. [И] когда священник
возгласил: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», горы ответили
с устрашающим звуком, говоря троекратно: «Свят, свят, свят». И звук эха, раздаваясь,
повторялся около получаса. Этот возглас слышал не каждый, но только те, кто
имели уши, как Господь сказал: «Имеющий уши да услышит» (ср.: Мф. 11, 15).
4. Несколько
лет назад по попущению Господа случилась смертная болезнь в нашей пустыне, и
некоторые добродетельные благословенные отцы, придя к своему концу, были погребены
на кладбище отцов. На следующий день умер один из нерадивых братий, и был похоронен
над телом благословенного мужа. Когда через день другой отец пришел к своему
концу, то [братия], войдя [в склеп], чтобы поместить его мощи, обнаружили, что
блаженный муж сбросил тело нерадивого брата. Думая, что это произошло случайно,
а не что это нечто чудесное, взяли и снова положили [нерадивого] брата сверху
тела [праведника]. И прибыв на следующий день, снова обнаружили, что [блаженный]
отец изгнал брата.
Узнав об
этом, прибыл игумен монастыря и, войдя в склеп, сказал умершему: «Авва Иоанн,
при жизни ты был кроток и медлителен на гнев и поддерживал всех, а сейчас ты
изгоняешь брата?» И взяв останки брата, своими собственными руками поместил
их на [тело] старца. И сказал ему снова: «Терпи брата, авва Иоанн, даже если
он грешник, так же, как Бог терпит грехи мира». И с того дня старец не сбрасывал
тело брата.
5. Примерно
в 6 милях от святой обители есть трудная и неприступная местность, которая называется
Турван. В этом месте обитал некий удивительный старец, у которого был один ученик.
Когда наш святой отец Иоанн был игуменом, на святую гору, отвергнув все, пришли
из Константинополя братья-близнецы, принадлежащие к [одному] знатному семейству.
Пробыв два года в монастыре и покинув его, они ушли, чтобы подвизаться в безмолвии,
в Турван, где обитал великий старец с его учеником. Через несколько лет они
умерли. Взяв тела, старец и его ученик погребли их в пещере.
Спустя несколько
дней старец также умер. Желая почтить его, ученик положил его [тело] между двумя
знатными [людьми]. Придя на третий день чтобы воскурить ладан для старца, ученик
обнаружил, что тело удалено с прежнего места, и очень огорчился. Он [опять]
поместил его между двух братьев, но придя снова, увидел, что тело снова отодвинуто.
Это случилось и в третий раз. Тогда ученик сел, сокрушаясь, и сказал себе: «Неужели
старец имел некую ересь в своей душе или некий грех, что эти новоначальные выбросили
его три раза?» И как только он начал плакать, думая так, этой же ночью два брата
явились ему, говоря: «Поверь, человече, твой старец не был еретиком и ни в чем
не имеет порицания, и он есть совершенный слуга Божий. Как же ты не сообразил,
что мы вместе были рождены, вместе сражались в земном царстве, вместе пришли
к монашеству, вместе были погребены и вместе отправились ко Христу? Почему же
ты разлучаешь нас и помещаешь другого между нами?» Когда брат услышал и понял
это, он с усердием прославил Бога.
6. Авва Мартирий,
когда постриг нашего преподобного отца Иоанна, игумена, в возрасте 20 лет, пошел
с ним к столпу нашей пустыни авве Иоанну Савваиту в пустыню Гуда, где он был
со своим учеником Стефаном Каппадокийским. Когда старец-савваит увидел их, он
покраснел и взял воды, налил ее в небольшой таз, омыл ноги ученика [аввы Мартирия]
и поцеловал его главу; но не умыл ноги [самого] аввы Мартирия, который был старше.
Авва Стефан
соблазнился этим. После отшествия аввы Мартирия с его учеником авва Иоанн заметил,
что его собственный ученик смущен, и сказал ему: «Почему ты соблазняешься? Поверь
мне, я не знаю, кто этот юноша, но сегодня я принял игумена Синая и омыл его
ноги». Спустя 40 лет он действительно стал игуменом, согласно предсказанию этого
старца.
Также авва
Стратигий Затворник, который никогда не выходил, появился [в обители] в тот
день, когда авва Иоанн принял монашеский постриг.
7. Однажды
пришла группа из шести голодных странников, и когда они сели, наш преподобный
отец Иоанн увидел кого-то с короткими волосами и одетым в еврейскую одежду.
Этот человек расхаживал как обладающий властью и отдавал приказы поварам, и
экономам, и кладовщикам, и другим рабочим. После того как гости ушли и когда
все служившие [им] сели есть, они искали того, кто расхаживал, надзирая [за
делами], но нигде его не нашли. Тогда раб Божий наш преподобный отец сказал:
«Оставьте его. Господин Моисей не сделал ничего необычного в том месте, где
он служил прежде».
8. В области
Арселау жил также авва Михаил Ивериец, который отошел ко Господу пять лет назад.
У этого Михаила был ученик по имени Евстафий, пришедший из Вавилона. Он рассказал
нам следующее.
Когда авва
Михаил заболел, авва Евстафий заплакал от горя. Могилы отцов в этом месте были
очень трудными и опасными, потому что спуск [к ним] был усыпан маленькими скользкими
камнями. Авва Михаил сказал Евстафию: «Чадо, налей [воды], чтобы я умылся и
заснул». Когда это было сделано, он сказал ему снова: «Чадо, ты знаешь, что
спуск к могиле сложный и скользкий, и если я умру здесь, для тебя будет опасно
нести меня и спускаться. Возможно, ты упадешь и погибнешь сам. Но [давай] мы
[вместе] пойдем потихоньку». И спустившись вниз, старец сотворил молитву и,
облобызав Евстафия, сказал: «Мир да пребудет с тобой, чадо, молись обо мне».
И, закрыв сам себя в могиле, он отошел ко Господу с радостью и ликованием.
(Продолжение
следует)
Анастасий Синайский Перевел
с древнегреческого Василий Львов
Православие.ру
|
|