|
"ПРИДИТЕ, НАУЧИМСЯ ПОКАЯНИЮ!".
1200 ЛЕТ ЦЕРКОВЬ НАЧИНАЕТ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ЧТЕНИЕМ КАНОНА СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО.
На Великом
повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы Великого поста
поется и читается по частям, а на утрене четверга пятой седмицы поста в полном
составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он
читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается
верующими так же, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. «Мистагог
покаяния», т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, – так называет
святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.
Великий канон
состоит из 250 тропарей и великим именуется не только по необычно большому числу
стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения.
В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета,
в духовном свете. В тропарях канона персонажи священной истории то представляют
нам высокие образцы святой жизни, то примерами своего глубокого падения побуждают
нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие
духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей
и пророков, поучается ими в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения,
то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на
Бога, всегда готового принять грешника.
Нельзя научить
тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубоко и искренне. Через
весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил
больше всех человек, един согрешил Тебе (Господи), но смилуйся и будь милосерд
ко мне, ибо Ты Благоутробен». «Благоутробен» – значит, милостив и милосерд так,
как мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим жалеет ребенка и
любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои
грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.
Весь Ветхий
Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая
добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах,
побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не
только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения,
молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку
и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим
опытом и вместе с нами смиренно и горячо молиться.
Почему Святая
Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому,
что пост – это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и
направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления,
раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию,
самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.
Творец этого
столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ
Критский, родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан
Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до
семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного
слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви
божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась, и он стал
говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость
божественных книг. На четырнадцатом году жизни святой Андрей был приведен родителями
в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении
в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской
патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь
в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский
патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого
Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе
с двумя старцами-монахами был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха,
чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями
Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под
мусульманским игом.
После окончания
Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись
известным своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви императору
и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище «Иерусалимита»,
т. е. «Иерусалимлянина».
В столице
империи он получил послушание возглавить дом для сирот при Великой церкви Святой
Софии с зачислением в клир главного храма Византии.
20 лет служил
он в сане диакона и трудился в доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение.
Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми
богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.
После двадцатилетнего
диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен
на самую далекую кафедру империи – остров Крит, где за свои усердные труды был
удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову
Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский
строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он
был любящим отцом, неустанно проповедующим и молитвами своими отражающим все
напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой.
Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.
Несколько
раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом
и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых
икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы
святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими
друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться
на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740
года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.
Святитель
Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат
каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы,
т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение,
кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца.
В рукописях сохранились каноны Недели ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы,
включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого
Андрея. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит
даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих,
святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.
|
|