СЕКРЕТЫ АРХИЕРЕЙСКИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЕЛОК.

           Режиссер Владимир Сизов: «…Когда малыш громко закричал на царя Ирода: «Не приходи сюда больше!» – это стало для меня самой высокой оценкой нашего труда…»

           Архиерейские елки, которые были проведены в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии, стали доброй традицией... Рождественские елки для ребятишек проводят во всех приходах епархии, поэтому некоторые советы специалиста могут пригодиться организаторам детских праздников.
           Владимир Анатольевич Сизов – заслуженный артист России. Он стал первым в Екатеринбурге режиссером в разработке и постановке православного театрализованного действия, посвященного Рождеству Христову, в котором были соединены и народная и православная культура, и светские традиции проведения новогодних елок. О своей работе над подготовкой православного театрализованного действия Владимир Анатольевич рассказал на семинаре «Православная культура: традиции и современность», прошедшем в Отделе культурного наследия Екатеринбургской епархии. В работе семинара принимали участие люди, которые только-только начали работу с детьми в приходах епархии, поэтому они с интересом слушали докладчика, как губка, впитывали его советы и рекомендации. Многие даже пытались вести конспекты… А записать и запомнить было что: за плечами у Владимира Анатольевича – годы работы, масса удачных постановок, заслуженный авторитет коллег и любовь зрителей.
           Впрочем, предоставим слово самому актеру, режиссеру и постановщику:
           – По своему первому образованию я – актер. Профессия, сами понимаете, публичная. Занимаюсь этим делом давно – в театр пришел в 1969 году, так что в 2009-м у меня был 40-й сезон. Вопросы культуры и религии лично меня интересовали всегда. Был период, когда я хотел сделать первый в мире Священный театр. Сложности были очень большие, потому что тогда это было ненужным – у нас была другая страна, которая не признавала Церковь и религию. И тем не менее я занимался этими вопросами, читал Библию, мне были знакомы многие библейские сюжеты.
           Первое театральное действо для проведения Архиерейских елок было написано священником, а разыграно на паперти. То есть театр как бы подошел прямо к храму, но не вошел внутрь. Конечно, мы и не ставили перед собой задачу входить в храм с представлениями; наше действо должно было стать обращением к самой широкой аудитории. Мы знали, что к нам на представления должны были прийти самые разные дети: воцерковленные и не очень, верующие в Бога и даже не знающие о Его существовании, малыши и подростки – и мы должны были из этой разнородной публики сделать публику, единую по эмоциям, по оценкам происходящего на сцене… Единую еще и с актерами.
           Задача стояла для меня очень простая, потому что прежде я участвовал в нескольких проектах на тему Рождества и, как говорят в актерской среде, «был в теме». Кроме того, я принимал участие в разработке рождественского спектакля в театре кукол.
           Естественно, я взял за основу эти народные представления, в том числе и вертепные, которые издавна были известны и любимы на Руси. Я не стал изобретать велосипед, а пошел традиционным народным путем. В подготовке спектакля мы пошли по трем путям: народная культура, христианский сюжет о Рождении Богомладенца и определенная светская часть. Проблема была с Дедом Морозом: куда же его девать? Опыт моей работы подсказывает: как только мы убираем из нашей жизни какие-то традиционные вещи, меняем сложившиеся стереотипы, сразу возникает какое-то неудовлетворение, недосказанность. Поэтому для Деда Мороза нашлось место в третьей, светской части театрализованного действия, как собственно и было в России на Рождественских елках до революции – из записи рассказов очевидцев и участников Рождественских праздников в России мы знаем, что Дед Мороз был одной из ключевых фигур Рождественских праздников, как и известная песенка «В лесу родилась елочка», которая отсчитывает сейчас второй век своей жизни. Ее пели наши прабабушки, ее поют наши дети, будут петь внуки и правнуки…
           Здесь мне хотелось бы остановиться на особенностях детской психологии восприятия театрального действия. Мне хотелось добиться того, чтобы и маленький ребенок что-то видел своими глазами, и ребятам постарше не было скучно: чтобы они еще что-то и поняли, узнали, познали… Естественно, хотелось говорить с детьми таким языком, который был бы для них понятен.
           Суть творчества в работе с детьми – диалог с ними. Если есть диалог с залом, то все состоялось. Хочется отметить, что священнослужители Екатеринбургской епархии с большим вниманием отнеслись к работе актеров. Мы, конечно же, прислушались к их замечаниям и предложениям, и тут же вносили некоторые корректировки в ход спектакля. Эти взаимные внимание, помощь и понимание дали мне и всем участникам театрализованных представлений важный положительный фон, который возникал во время нашей работы.
           Наверное, на это влияли и стены духовно-просветительского центра епархии, в котором мы работали; наверное, сказывалось и то, что желание работать здесь над данной программой было очень большим. В работе режиссера и артиста от желания трудиться зависит очень многое: когда оно есть, все происходит легко и удачно.
           Конечно, мы были очень рады получить благословение Правящего Архиерея епархии Владыки Викентия на свою работу. В процессе работы многие приобщились к Церкви, были в нашей труппе и люди, которые во время подготовки православного театрализованного действия впервые в жизни пришли в храм. Душа потребовала…
           Поэтому я хочу ободрить и поддержать тех людей, кто в будущем намерен заниматься с детьми в своих приходах и воскресных школах постановкой театрализованных действий и представлений. Доверяйте себе больше. И деткам. Они вас чаще приводят к результату; главное, чтобы они были заинтересованы в своей деятельности, чтобы у них возникала цель творчества.
           Для меня лично самой большой похвалой было, когда маленький ребенок, который еще ничего не понимал в православии, так живо и непосредственно реагировал на все происходящее на сцене. По ходу действия в зале несколько раз появлялся Ирод… И когда малыш громко закричал на него: «Не приходи сюда больше!» – это стало для меня самой высокой оценкой нашего труда.

           ...Дошкольным педагогам и психологам хорошо известно, что мышление у детей, особенно младшего возраста – образное; дети лучше воспринимают то, что видят собственными глазами, меньше – то, что слышат. Поэтому именно театральные постановки с красочными яркими декорациями и костюмами, «ожившие» куклы становятся украшением любого детского праздника. Это хорошо известно преподавателям и церковно-приходских, и воскресных школ приходов епархии, которые работают с детьми.
           Прихожане многих храмов могут с радостью припомнить детские праздники, которые проходят у них в приходах. Настоящие спектакли ставят в Тавде и Верхней Туре, Красноуральске, Салде, Нижнем Тагиле, во многих приходах екатеринбургских храмов. Сценарии для них некоторые одни придумывают сами, другие используют методические разработки, которые имеются в отделе церковно-приходских школ и Учебном отделе Екатеринбургской епархии. Самым начинающим режиссерам-постановщикам можно порекомендовать детские православные журналы «Нескучный сад» и «Божий мир», где публикуются интересные сказки и сценарии, поставить которые под силу каждой школе. Могут помочь и сотрудники Православной библиотеки епархии.
Так что пожелаем всем удачи, успехов в творчестве и Божией помощи!

Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.