СЕЛО БЕЗ ЦЕРКВИ - НЕ СЕЛО.

          Тамара Петровна Долгушина, краевед из города Талицы, ведет большую поисковую и исследовательскую работу. Благодаря ее трудам жители Талицкого района имеют возможность соприкоснуться с историей, узнать о людях, некогда здесь живших. Долгое время Тамара Петровна работала преподавателем воскресной школы при талицком храме в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, поэтому закономерен ее интерес к истории Православия и храмам, расположенным на уральской земле.
          Сегодня она рассказывает о церкви во имя Святого Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, которая находилась в селе Катарацком – ныне село Беляковский Катарач Талицкого района.

          – Прежде чем повести рассказ о катарацком храме, думается, надо рассказать о святом Прокопии Устюжском: собирая материал, я обратила внимание, что в Свердловской области Прокопиевских церквей очень немного и люди зачастую не ведают, что это был за человек.
          А жил он в XIII веке. По национальности был немец, по вероисповеданию католик, богатый купец. Когда-то давным-давно приехал он с товарами в Новгород и там, зайдя в православный храм, был поражен красотой богослужения. Во время службы трепет охватил все его существо, и с той поры купец стал прихожанином храма, впоследствии принял православную веру. Неведомо нам, ныне живущим, что подвигло его раздать все богатство нуждающимся и стать иноком в монастыре Варлаама Хутынского. Став монахом, Прокопий искал уединения; спустя какое-то время ушел в город Устюг и там принял подвиг юродства Христа ради – притворился безумным, чтобы достичь совершенного смирения. Так Прокопий Устюжский стал первым юродивым на Руси.
          Много скорбей и тягот пришлось ему вынести. Голод и холод, обиды людские – все он переносил с великим смирением, и за подвиги Господь удостоил его дара прозорливости. Однажды он поклонился трехлетней девочке и сказал: «Вот мать великого святого». И эта девочка стала матерью святителя Стефана Пермского. Призывал горожан к молитве и покаянию – и своими молитвами юродивый Христа ради Прокопий спас Устюг от участи Содома и Гоморры. В память избавления города от гибели был установлен праздник Устюжской иконе Божией Матери. Преставился праведный Прокопий в глубокой старости в 1303 году у стен монастыря...
          Трудно теперь представить, что когда-то давно, в начале XIX века, село Катарацкое было окружено дремучими лесами, где водились птицы и звери, ныне уже диковинные. По селу протекала речка, не большая, но и не малая, от названия которой и пошло название села: река Катарач протекала по трем деревням, соответственно названным Средний Катарач, Нижний Катарач и Верхний Катарач, который часто и доныне называют Беляковский Катарач. В XVIII веке православные сёла были приписаны к Беляковскому приходу; много позднее Беляковский Катарач приписан к Христорождественской церкви Ирюмского прихода села Ирюмского Шадринского района. Жители Беляковского Катарача и приходских деревень были в основном русскими, большая часть их принадлежала к крестьянскому сословию. Народ был незлобивый и на удивление певучий. Анна Степановна Киселева (ныне покойная) напела мне несколько частушек: «Девки катарацкие шибко голосистые, а миленочки у них гордые, форсистые», «Катарацкие ребята как соловушки поют, катарацкие девчата от парней не отстают». Про катарацких в других деревнях говаривали: «Они, катарацкие, родятся с песней и умирают с песней».
          Песни песнями, а вот православных жителей в селе и окрестных деревнях было меньше, чем староверов. И консистория решила: быть в селе Катарацком церкви. Построить ее решили на казенный, то есть государственный счет, для ослабления раскола в близлежащих деревнях. И вот в 1836 году закладывается однопрестольный деревянный храм с колокольнею. Строится долго и трудно, почти десять лет (деньги на строительство от казны поступали с большими опозданиями и скупо). Пока строился, два раза горел. Приезжали дознаватели, да не дознались, порешили, что молния попала.
          После второго пожара дело пошло быстрее, тут уж и православные начали вносить на строительство храма посильную лепту. Так, дедушка Лаврентий Лукич Котлов внес 100 рублей на приобретение колокола (по тем временам сумма немалая). И вот 30 января 1850 года при большом стечении народа храм был освящен во имя Святого Праведного Прокопия, Христа ради Юродивого, Устюжского Чудотворца. Иконостас храма был устроен стараниями и усердием прихожан. В 1898 году храм был окрашен масляною краской с нанесением орнамента. Все эти работы были выполнены местным священником Кронидом Теремецким, который годом ранее обновил и позолотил иконостас храма. В то же время были построены и дома для причта: двухэтажный деревянный дом для священника. В 1898 году на каменном фундаменте построен дом для церковно-приходской школы, где преподавал слово Божие всё тот же протоиерей Кронид Теремецкий.
          В приход Прокопиевской церкви села Катарацкого вошли следующие деревни: Средний Катарач, Нижний Катарач, Антрак, Данилова. Были построены две часовни – в селе Катарацком и Антраке – Петро-Павловская. В земской и народной школах Закон Божий вел законоучитель – местный священник.
          Так, священник Прокопиевской церкви иерей Рафаил Соколовский в церковно-приходской школе села Катарацкого открыл регентский класс, где обучал детей церковному пению, благостному и стройному. В церкви на одном клиросе пели взрослые, на другом – дети, вспоминает уроженец деревни Пеньки Федор Исаакович Бутаков, а ему об этом рассказывала его тётка. Батюшка на свои средства сшил девочкам платья, а мальчикам купил сапоги, рубахи и брюки. Катарацкие певчие пели так чудесно, что часто их приглашали в соседние села – в Смолино и Бутку. Да и батюшки имели прекрасные голоса. Так, отец Кронид Теремецкий имел пасеку и часто звал на чаек с медком прихожан, а потом в сумерках зажигали лампу, открывали окно, и отец Кронид пел и светские, и духовные песни. Сбегалось слушать все село! Но как-то весной ехал батюшка на кошевке и провалился в рыхлый водянистый снег, тяжело «заболел горлом» и петь уже не мог, но детей учил до самой смерти. Почил в Бозе глубоким стариком, 95 лет от роду. Был похоронен на церковном погосте. За смирение и кротость он был глубоко любим прихожанами – на похороны батюшки пришли люди из всех приходских деревень. И на надгробии была выбита надпись: «Отцу Крониду от неутешных прихожан».
          В Прокопиевской церкви, по преданию, был список с чудотворной иконы Прокопия Устюжского, который обладал великой целительной силой. В двадцатые годы свирепствовал тиф, не щадил ни старых, ни малых. Батюшка едва успевал отпевать. И вот однажды в церковь прибрел древний старик Захар Квашнин и умолял батюшку взять икону Прокопа (так он сказал) и идти к нему в дом. А у него семья большая – 15 человек, и все горели в тифу. «Одна надея осталась – на Прокопа», – сказал старик и заплакал.
          Батюшка снял икону, а она была большая, понес по деревне, заходил в дома и прикладывал икону к холодеющим губам болящих. Дошел до дома Захара, зашел, и страшная картина открылась ему: все родственники Захара метались в тифозном жару. Прикладывая икону и молясь, священник плакал. Обошел село, воротился назад. А наутро к нему прибегали люди и сказывали, что тиф отступил и что у Захара все поднялись. И с того дня ни один человек в селе от тифа не умер. А кто выздоровел, часами молились у чудотворной иконы Прокопия, а потом собрали денег и «одели» ее в серебряный оклад, который по декрету «Об изъятии церковных ценностей» в 1922 году содрали богоборцы. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. Люди говорят, что когда ломали храм Божий, иконы срывали и бросали в реку. Но может, кто-то из сельчан и не дал ее на поругание. Кто знает... Может, и объявится, когда церковь Божию построят в селе.
          История донесла до нас немного имен славного священства села Катарацкого, но и их должно помнить и молиться за них: протоиерей Кронид Теремецкий, иерей Рафаил Соколовский, иерей Андрей Александрович Носов, протоиерей Сергий Ляпустин, псаломщик Константин Иоаннов Лапин, псаломщик Петр Михайлов Козельских.
Жития Покровской церкви было 90 лет.
          Помню, как в апреле прошлого года в Беляковский Катарач собрался народ из всех окрестных деревень. Ждали приезда батюшки. Все собрались у старого кирпичного магазина, который отдали под молитвенный дом. День был холодный, ветреный, но народ не расходился. Приехал священник, отец Сергий Прилипко. И зазвучал молебен под катарацким небом впервые за последние 78 лет. Люди стояли не шелохнувшись. Женщины поближе, мужчины в отдалении, пожилые, молодые и совсем юные. После молебна отслужили панихиду за почивших, затем Крестным ходом обошли здание молитвенного дома. А потом хор под управлением Евгения Федоровича Калуцкого на два голоса пропел духовные песнопения знаменитым киевским распевом – «Милость мира» и другие. Весьма хорошо пели.
          Евгений Федорович высказал мнение и поднял вопрос о восстановлении-строительстве церкви с просторной колокольней, где разместилась бы звонница – колоколов на восемь и более, достойная земли катарацкой, чье народное пение знаменито далеко за пределами талицкого края, Свердловской области – известно и в России, и в мире.
          И верится, что когда-нибудь в селе Катарацком будет построена церковь во имя Прокопия Устюжского и снова колокольным звоном созовет усердных прихожан на службу – и потянется людской ручеек к храму, к вере.

Тамара Долгушина, краевед
г. Талица

          Инициативная группа из числа катарацких жителей и земляков, уехавших когда-то в город, просит всех катарачцев, живущих ныне в других городах, принять посильное участие в строительстве молитвенного дома и церкви на своей малой родине. Божие благословение пусть пребывает со всеми вами!

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.