|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
– «Владыка, многих мучеников, расстрелянных в годы богоборчества, причислили к лику святых списком, без особых исследований. Я смущаюсь, а правильно ли это? Сейчас многие храмы и монастыри ищут своих мучеников, которых еще тысячи и тысячи. В связи с этим создаются человеческие легенды. Но все ли достойны венца святости только в связи с насильственной смертью?»
– Да, нашей Комиссией по канонизации святых принято решение, и это решение было утверждено на Архиерейском Соборе: причислить к лику святых всех новомучеников и исповедников Российских. Установлен специальный праздник, в который мы празднуем память всех пострадавших за Христа в годы лихолетья. Общим списком было принято, потому что о многих мы не знаем, и, может быть, никогда не узнаем их житие: многое делалось втайне. Людей без суда и следствия очень сильно мучили, они страдали за веру – их бросали в болотах, в лесах, в разных местах, так что о них мы, может, никогда и не узнаем... Поэтому наша Церковь приняла решение: всех таких людей причислить к лику святых, и они входят в число новомучеников. А тех, у которых возможно найти житие: их жизнь, их подвиги, их труды для блага нашего, для назидания нам – канонизировать поименно; чтобы мы, читая их труды, подвиги и страдания, которые они претерпели за Христа, за веру Христову в годы лихолетья, – укреплялись в вере. Это назидание нам, чтобы мы укреплялись в вере и знали, что отпадение от веры приносит такие испытания для нашей страны, для нашей Церкви. Поэтому искание сведений о подвигах и трудах наших отцов в годы лихолетья – это для нас благо, укрепление, утешение и радость, подкрепление наших духовных сил в вере – чтобы мы, подражая им, были крепкими и твердыми. Это наставление и назидание в добродетельной и христианской жизни. Для нас это хорошо. А кого мы не сможем найти, это уж как будет воля Божия.
Комиссия по канонизации святых очень серьезно относится к канонизации каждого святого, и многие подвижники, которых, мы считали, можно причислить к лику святых, Комиссией по канонизации были отклонены по причине отсутствия достаточных сведений для причисления к лику святых. Нельзя говорить, что мы огульно всех причисляем к лику святых: это очень тщательно исследуется.
– Ольга из Екатеринбурга спрашивает: «Я исповедалась, хотела причаститься на следующий день в праздник, но у меня раньше срока начались женские дни; я могу пойти к Причастию по их окончании, или еще раз нужно идти на Исповедь? Какой может быть перерыв между Исповедью и Причастием?»
– Желательно к Исповеди приступить накануне Причастия. Длительного перерыва – в течение недели, месяца или 2-3 дней – не должно быть. Положено накануне Причастия прийти на Исповедь. Тогда будет нормальная подготовка к этому великому таинству. Мы прислушиваемся к голосу Священного Писания, которое говорит: кто причащается недостойно, тот причащается в осуждение себе. И многие из вас болеют и умирают, потому что приступаете к таинству не подготовившись, то есть недостойно. Поэтому мы и предостерегаем наших верующих, чтобы не было в осуждение и не было причин для болезней и осложнений духовных и телесных. Мы и советуем: лучше исповедоваться накануне Причастия и не говорить: «Я исповедовался недельку назад, и ничего»... в течение этой недели мы много чего греховного могли совершить – осуждением, и мыслью, и желанием, и чувствами, и взглядом. Поэтому лучше всего подойти к Исповеди, очиститься и потом с чистой душой приступить к великому таинству Причастия.
– Вопрос от Ирины: «У меня ребенок с небольшой задержкой психического развития. Я не знаю, как объяснить ему, что такое Исповедь. Сам он за собой грехов не видит, но указывать ему то, что вижу я, я не хочу. Я пыталась ему читать детские книги на эту тему, но когда мы подошли к священнику, сын начал говорить о себе только хорошее. Как быть?»
– Навязывать не надо, но надо показать, что есть грех, что добродетель. Рассказать о грехах и о добродетелях. Человек все равно поймет, хотя у него и нарушено сознание. Надо показать; он просто не знает, что такое добродетель, а есть противоположность добродетели – грех, и в нем нужно каяться и очищаться. Это нужно рассказать, объяснить, cделать сравнение. Даже на своей личной жизни он должен почувствовать, что совершение того или иного греха отдается тяжестью или горечью в душе, а совершая добро, чувствуешь радость и утешение, мир в душе. Поэтому он и чувством своим, и мыслью поймет, что есть грех и добродетель, и что в грехе нужно исповедоваться, чтобы не чувствовать эту тяжесть. Конечно, еще важно помолиться, чтобы Господь ему открыл глаза, чтобы он сам увидел грех и в нем раскаялся.
– У нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте!
– Это раба Божия Галина из Омска. С праздником Вас, Владыка.
– И вас с праздником.
– Спасибо Вам огромное! Хочу поблагодарить за Вашу программу. Слава Богу, что она есть, что Вы много даете людям…
– Из Омска уже третий звонок срывается. А телезрительница вопрос хотела задать: дочка ушла и живет «гражданским браком» – что ей нужно предпринять в этой ситуации?
– Очень неприятная ситуация в нашей стране сейчас – люди пошли по ложному пути, вступают в «гражданский брак» и думают, что это что-то предупредит, изменит. На самом деле просто погрязают в грехах и лишаются благодати Божией, которая способствует крепкой семье, единодушию в семейной жизни. Но что можно сделать? Нужно только молиться, чтобы Господь вразумил их и они скорее оставили эту порочную, греховную жизнь. И если они увидели, что могут жить вместе в крепкой семье, то нужно исповедаться, раскаяться в тяжком грехе прелюбодеяния, повенчаться и жить законно. Конечно, нужно предварительно зарегистрировать брак, потом повенчаться и жить законным браком. И это будет хорошо. Но очень плохо, что современная молодежь не идет по этому пути. Нужно от этого избавиться, и, конечно, нужно, чтобы родители заранее воспитывали, говорили, объясняли, чтобы ни в коем случае не допустить добрачные союзы, потому что это большой грех, который накладывается на всю жизнь человека. И это пятно, которое, к сожалению, не смоется никогда, только настоящим сильным покаянием в этом.
Кроме того, «гражданский брак» скажется и на будущем потомстве – к сожалению, очень негативно. В таких незаконных браках, к сожалению, рождаются больные дети. Сейчас у нас огромный процент больных детей, психически ненормальных, с разными отклонениями телесными и духовными... Это и показатель: так жить нельзя. Нужно урегулировать и привести в порядок нашу жизнь. И Церковь громогласно об этом говорит: нужно не через грех блуда вступать в брак, не через путь «познавания» друг друга, а через путь духовного узнавания. Главное – посмотри на душу, на состояние души, а не через плоть. Смог ли бы я с такой душой жить вместе? Плоть – это разграничение чувств, и все. Человек потерял зрение духовное, ничего не видит, не слышит, не понимает, а потом в ослеплении вступает в брак. И когда приходит в себя, видит много недостатков во второй половине, начинаются ссоры, недовольства, и в конечном итоге – разводы, которые приносят очень много страданий и мучений каждому из членов семьи. Нужно положить конец этому! Нельзя так! Нужно воспитывать детей с самого раннего возраста в целомудрии, в правильном отношении к браку, к супругу и так далее. И я думаю, этим путем мы сможем побороть греховную жизнь, которая приносит нам слабую семью. Нужна крепкая семья, а крепкая семья только в целомудрии созидается.
В данном случае, конечно, нужен разговор, собеседование, объяснение, если есть возможность, то со священником поговорить, рассказать, разъяснить, растолковать, чтобы человек понял: это неправильный путь создания семьи. И пошел по правильному пути. И, конечно, мать должна молиться, чтобы Господь посетил детей своей благодатью, вразумил их Своими путями Божиими и отвратил от греха, дал правильный путь в жизни.
– Звонит телезритель из Вологды. Алло, здравствуйте!
– У меня такой вопрос: сейчас идет активное развитие науки, технологий, интернета. Согласны ли Вы с тем, что люди становятся более рациональными? Как, по-Вашему, наука воздействует на детей и современную молодежь? И как предостеречь молодое поколение от более чем достаточного научного прогресса?
– Действительно, компьютеры и новая техника нередко негативно сказываюется на психике человека. Много, конечно, мы теряем от этого: способность самостоятельно мыслить, решать вопросы, быть решительнее – все за нас делает компьютер. Это, казалось бы, с одной стороны хорошо, а с другой стороны – мы очень многое теряем. Но каждый предмет в нашей жизни может быть и полезным, и неполезным. Все зависит от человека: как человек к этому относится, как он к нему привязан. Если человек сознательно, разумно относится к этому как к вспомоществованию для его дальнейшего развития, то это, конечно, может быть ему на пользу. А если он просто окунулся, привязан и не может оторваться, то это, конечно, пристрастие, которое не приносит ему пользы – только развращение и деградацию личности.
Все зависит от человека; если человек разумно к этому относится, то и будет пользоваться, чтобы получить пользу... Опять-таки здесь нужно воспитание. Мы хотим в школах такого воспитания духовного и культурного, чтобы ребенок благоразумно относился ко всему окружающему и знал, что полезно, что неполезно и в какой степени... Это все в наших силах. Для того нам Господь и дал разум, чтобы мы им работали и разбирали, что полезно и неполезно, что хорошо и плохо, что греховно и негреховно. И когда у нас грани такие будут, тогда нам никакие научные достижения не будут во вред, а будут во благо.
– Спасибо, Владыка. Мария Леонтьевна из Екатеринбурга спрашивает, будет ли что-то делать Русская Православная Церковь для борьбы с сектами? «У меня сосед кришнаит, он делает много зла, секта затягивает очень много народа. Я ходила специально на их службы, чтобы понять, о чем они проповедуют. И обнаружила, что они учат ненависти, а не любви и единению. Сколько еще Русская Православная Церковь будет это терпеть? И сможет ли победить когда-нибудь?»
– Русская Православная Церковь активно говорит всем о ценностях Православия. И у каждого человека есть возможность прислушаться к голосу Церкви и избрать то доброе и хорошее, о чем говорит Церковь всем жителям нашей страны. Это и есть борьба с сектами, с религиозными верованиями, направлениями, которые деструктивно действуют на психику человека, на его разум, интеллект, ведут, может быть, не к добру и любви, а к злу и ненависти – в этом весь труд наш заключается; мы открыты для всех, и каждый человек может притекать к совету, к голосу Церкви. И прислушиваясь к этому голосу, знать о Боге, об истине, о Православии, стремиться к Православию. И уметь уже так защищать себя от натиска сект, которые дерзко вторгаются в душу человека, чтобы его оторвать от правильного пути.
Есть у нас при храмах воскресные школы для взрослых, есть катехизаторские, миссионерские, библейские курсы, где каждый человек, верующий или неверующий, может приобрести знание о Боге, о Православии, оградить себя от влияний различных сект. Таким образом мы сможем общими усилиями, трудами избавиться от этого влияния.
– Владыка, Вероника из Екатеринбурга задает такой вопрос: «Я слышала в передаче «Беседы с батюшкой», что если ангел является не святому, а простому человеку, то этот человек болен психически. Мне 11 лет, и мне являлся ангел, я что – больная?»
– Ангел Господень может являться к любому человеку в нужное время для укрепления его души, укрепления в вере. Это не значит, что ангел является только больным людям или после появления ангела человек становится больным. Наоборот, явление ангела приносит радость и утешение, это добрая, хорошая весть. Ведь Господь промышляет о каждом и желает, чтобы люди спаслись и в разум истины пришли. Это и есть вразумление Божие, когда человеку является ангел или силы Божии, чтобы возвестить ту или иную радость для человека. Но это, конечно, очень редкие случаи. Опыт нашей Церкви глубок и велик, и мы имеем очень много свидетельств о явлениях ангелов, святых угодников Божиих. Мы верим, что есть явления ангелов, но не стремимся к этому: есть опасность, что под видом ангела явится дьявол. Вот тогда может быть и повреждение ума, болезнь какая-то. Вот почему опытные подвижники не желали видеть что-то; они желали лучше быть в состоянии веры, чем увидеть, потому что хотели быть такими, о которых Господь сказал: «Блаженны невидевшие, но верующие». Вот как апостол Фома – он не верил, что Господь воскрес и говорил: пока я не пощупаю, пальцами своими не дотронусь до ран Христовых, я не поверю. И когда Господь показал ему, Фома воскликнул: «Ты Господь мой и Бог мой!». А Господь сказал: «Ты поверил, потому что увидел, а блаженны те, которые не видели, но веруют». Вот мы по свидетельству апостола Фомы верим в Воскресение Христа, верим в явление Христа, верим, что ангелы есть, Небесное Царство, ангельский мир, мир святых угодников Божиих, где живут они, прославляя Бога. И мы в это верим, потому что хотим быть блаженными в Царстве Божием, поэтому не стремимся «видеть». Стремление к «видению» может быть нам не на пользу. Ибо если в виде ангелов явится дьявол, он может ввести нас в заблуждение, и мы потеряем все: рай, райские обители, блаженство, вечное общение с Богом. Это очень страшно, тяжело. Лучше лишиться на время этой жизни нашей всяких явлений, наслаждений от явлений ангельского мира, чтобы не лишиться блаженства Царства Божия. Мы ведь можем возгордиться и потерять благодать Божию, а может случиться, что под видом ангела мы будем кланяться дьяволу. Поэтому лучше не видеть, но веровать, и это принесет нам блаженство.
– Ираида спрашивает: «Я православная, а муж башкир. Мой сын поэтому вырос вне Православия. Ему 40 лет. Я считаю, что все его беды оттого, что не верит. Сама я не могу ходить в церковь, я инвалид, поэтому молиться в церкви за него не могу. Как помочь сыну?»
– Помочь сыну можно и в домашней обстановке, даже будучи инвалидом и не имея возможности прийти в церковь и помолиться. Домашняя молитва в таком случае сильна и крепка и важна пред Богом, потому что человек не ходит в церковь не потому, что он не хочет или ленится, или считает, что нет возможности. Он хочет, но здоровье не позволяет, поэтому Господь, видя немощь человека, принимает молитву домашнюю как церковную. И эта молитва имеет очень большую силу воздействовать на сына, чтобы он вразумился и оставил грех беззакония, стал верующим человеком, избавился от многих бед и скорбей, которые его окружают. А скорби – это призывы Божии, наверное, за молитвы матери, чтобы человек вразумился, пришел в себя, посмотрел на себя, увидел, что так нельзя: нужно жить по-другому. А по-другому – это с Богом жить, потому что без Бога одни скорби, страдания и неудачи. Если возвратится к вере, к церковной жизни, то, мы надеемся, Господь даст ему все к благопоспешению и удачу во всем. Главное, конечно, возвратиться к церковной жизни, чтобы достигнуть вечных радостей в Царстве Божием.
– Ольга из Нижнего Тагила задает вопрос: «Где можно совершить обряд изгнания бесов из человека?»
– Обряд изгнания бесов из человека может совершить сам человек. Каким образом? Покаянием, очищением души от греха, потому что причина беснования – грех. И я, по-моему, говорил, что есть место в Священном Писании, где апостол Павел за грех кровосмешения позволил войти в душу кровосмешенника дьяволу, чтобы во измождении плоти спаслась душа. И когда он раскаялся, исправился, Господь исцелил его от этого беснования – бес вышел из него, и он стал нормальным человеком. Почему я и сказал, что очищение от беснования находится в руках каждого бесноватого человека. Покаяние, исправление своей жизни, гармония жизни в себе жизнью по заповедям Христовым принесут человеку освобождение от бесовской силы. Если человек действительно исправился, живет нормальной христианской жизнью, в помощь ему даются Церковью люди, которые могут отчитать молитву от беснования. Есть у нас благословленные чиноначалием нашей Церкви люди, которые это делают. В Троице-Сергиевой Лавре отец Герман это делает по благословению, туда можно съездить, в других местах есть такие люди. В нашей епархии мы не имеем таких священников, поэтому нужно поехать в Троице-Сергиеву Лавру и помолиться преподобному Сергию, покаяться, исповедаться хорошо, дать обет исправления своей жизни, не возвращаться к грехам. И Господь даст исцеление.
– Мария из Белгорода спрашивает: «Когда объединятся Русская Православная и старообрядческая Церкви?»
– Это процесс очень непростой. Но надеемся, что с Божией помощью, может быть, дойдем до такого времени, когда найдутся компромиссы для объединения, уйдут причины разделения и в некоторых случаях даже вражды друг к другу. Мы православные христиане одной Церкви Христовой. И, конечно, должны жить мирно и дружно, но есть некоторые особенности, которые нас разделяют и приносят такие неприятности. Нужно молиться. Вот несколько лет назад мы не думали, что возможно соединиться Матери-Церкви и Зарубежной Русской Православной Церкви. И это случилось, и это милость Божия, радость. Поэтому нужно молиться, и с Божией помощью наши пожелания услышит и увидит Господь, и будет так, чтобы мы это совершили в своей жизни.
– Мария Ивановна из города Заречного спрашивает: «Я православная, но у меня есть нелицеприятный вопрос о православной школе в Заречном. Мы с недоверием относимся к руководителю школы. Помогите разобраться в ситуации».
– Мы разбираемся в этой ситуации. Но если мы православные, то не нужно иметь таких подозрений, потому что именно подозрение перешло в неприятности, связанные с этой школой. Эта школа одной из первых стала православной. И директор школы подняла ее до довольно хорошего уровня. Но начались раздоры и несогласия, и из-за них теперь школа находится в сложном положении. Я так думаю: если директор смогла положить основу и довести до высокой степени развития, она смогла бы и дальше вывести из этого положения. Только нужно, чтобы люди, которые окружают, не мешали, а помогали. И тогда все встанет на место. Если мы говорим, что мы православные, то нужно по-православному и относиться: с любовью, с кротостью, с терпеливостью и с желанием – даже не просто желанием, а делами помогать, чтобы школа дальше жила и вышла из этих трудностей.
– «Почему Церковь уделяет мало внимания пожилым людям? Я хотела передать лекарства для заключенных, в епархии мне подсказали телефон Ново-Тихвинского монастыря. Я им дозвонилась, но там бросили трубку. Хотелось бы, чтобы молодые пенсионерки помогали более старым; почему их не организуют для этого? Неужели так трудно священнику бросить клич? Многие бы откликнулись».
– Мы помогаем людям, находящимся в местах лишения свободы. Во многом помогаем. И есть у нас священники, назначенные, в каждой тюрьме они посещают заключенных регулярно. Через этих священников можно отправить те или иные приношения, в которых, может быть, люди нуждаются. Они нам пишут письма, в чем они нуждаются, мы удовлетворяем их просьбы, посылаем, направляем и так далее. Поэтому нельзя сказать, что совсем ничего не делается.
Что касается еще одного вопроса – помощи старшим... считаю, важно возвратиться к тому, чтобы каждый приход, как мы неоднократно говорили, имел группу мирян – прихожанок или прихожан, которые бы взяли на себя обязанность помогать престарелым, нуждающимся в помощи. Есть люди старенькие, прикованные к постели, нуждающиеся в помощи, хотя бы в посещении, внимании, которого лишен старый человек, находящийся один в комнате. Это нужно сделать, и я неоднократно обращался к нашим прихожанам с призывом организовать такие группы в каждом приходе. Нуждающихся много, и надо, чтобы за ними ухаживали и помогали.
– Ирина спрашивает: «Как пережить измену мужа? Брак венчаный».
– Этот тяжелый грех в наше время становится каким-то бичом для общества. Измены не должно быть. Мы должны бороться с этим общими усилиями, приоритетом в нашем обществе должно быть целомудрие и отвращение от греха прелюбодеяния. Это должно культивироваться в нашем обществе: целомудрие – на первом месте. Но, к сожалению, сейчас это стало нормой жизни – измены, и живут с любовниками. Это очень неприятно, скорбно, трагично для России, для нашего Отечества. Вот вы видите, это венчаный брак, значит, люди православные. А если православные, значит должна быть православная семья, крепкие корни, крепкие узы и крепкие взаимоотношения, чтобы не допускать внебрачных союзов; такого не должно быть. Но, видно, вера очень слабая, поэтому и допускаются падения. В данном случае можно посоветовать, если есть силы, – простить и привлечь к покаянию, к осознанию великого греха, чтобы больше к этому не возвратиться. И тем самым приобретет эта женщина человека в лоне нашей Церкви. Укрепленная вера укрепит и взаимоотношения, и брачные узы. Спасет человека от греха, от падения, от разгула и сохранит семью. А если еще и ребенок есть, то, конечно, очень важно, чтобы он имел и отца, и мать. А необдуманные похождения ведут к горю семьи, к горю детей и, конечно, к их недосточному воспитанию.
– Вопрос из города Саранска от Михаила: «Хочу поступать в духовную семинарию, но при этом вижу, что некоторые священники разводятся, их жены выходят замуж за других, а священник второй раз потом жениться не может. Что делать? Как избежать таких печальных случаев?»
– Да, есть такие искушения, но это не значит, что не нужно идти по пути, к которому Господь нас призывает. Если у человека есть желание поступать в семинарию, – это зов Божий в сердце человека идти по пути к Богу.
Искушения встречаются в жизни любого человека. Будущий священник должен быть очень внимательным, когда избирает себе спутницу жизни. Нужно не просто легкомысленно относиться, как это делается у сегодняшней молодежи: посмотрел, понравилась, влюбился, воспламенился и забыл все... И потом не знает, как из этого выйти. А человек должен быть очень степенным, держать дистанцию и не воспламеняться плотской любовью, а воспламеняться любовью духовной, любовью самоотверженной и жертвенной. Когда мы увидим друг в друге жертвенную любовь, когда человек может жертвовать собой ради своего ближнего, тогда мы узнаем, что это начало той любви, которая положена в основу. И после благословения Церкви в таинстве Брака уже скрепляется и любовь плотская, которая дана нам для деторождения, для воспитания детей. Поэтому будущий пастырь, будущий священнослужитель должен избирать себе спутницу жизни на основе веры, целомудрия, добродетельной жизни. И Господь пошлет целомудренную девицу, которая вместе с ним будет разделять труды пастырского служения.
– Владыка, из Ижевска от Алексея такой вопрос: «Папа Римский Бенедикт XVI недавно заявил: «Мы самая правильная вера в Господа!» Как Вы относитесь к этому заявлению?»
– Каждая конфессия говорит о том, что вера их истинна, но Православная вера потому так и называется, что правильно славит Бога; само название нашей веры говорит о правильности пути, которым она идет – прямой путь к Царствию Божию. Сам Христос-Спаситель сказал: «По плодам их узнаете их». Вот мы видим плоды Православной нашей веры: огромное количество святых угодников Божиих, чудес, которые совершаются молитвами этих святых, икон Божией Матери, через которые Пресвятая Богородица направляет Свою милость. И мы видим, что Православная Русь сподобилась особого благодатного Покрова Божией Матери и особым проявлением милости через эти иконы. У нас проявилось около 400 икон, и даже больше. Это показатель, что Божия Матерь особо чтит, особо проявляет милость и любовь к православному русскому народу, который стремится жить по заповедям Христовым. А это самое главное, ради чего нас Божия Матерь и любит, и покрывает своей милостью. Когда мы стремимся ко Христу и желаем жить по Его воле, учению, по заповедям Христовым – это и есть основание получить от Пресвятой Богородицы милость и заступление, чтобы Она имела дерзновение приступить к Сыну Своему Возлюбленному – получить от Бога для нас милость.
– Вопрос от Григория: «Как добиться смирения? Какую литературу почитать? Какую молитву читать?»
– Смирение человек приобретает через терпение скорбей, отречение от своей воли, понуждение своей воле выполнять волю Божию. И опыт такой жизни в смирении мы можем найти у святых отцов нашей Церкви. Есть много творений святых отцов, которые научают нас этой добродетели. Книга Аввы Дорофея, можно сказать, должна быть настольной книгой для нас в упражнении добродетели смирения. И у других святых отцов можно почитать много полезных и интересных для нас наставлений и назиданий в добродетели смирения. Конечно, смирение имеет очень большое значение для нас. Смирение – основа духовной жизни, твердыня, крепость, которая нас укрепляет, чтобы мы не сошли с правильного пути, не попали в какие-то соблазны дьявольские. Диавол, как рыкающий лев, ищет, чтобы нас поглотить: он уловляет нас, когда мы в гордости находимся. А когда мы в смирении, он, конечно, не имеет к нам доступа. Поэтому очень важно идти по пути смирения в великой для нас борьбе со злом, когда диавол увлекает нас в нашей гордыне.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|