|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
– Владыка, Екатерина из Новосибирска задает такой вопрос: «Профессор А.И.Осипов говорит, что первородный грех – это смертность, тленность и страстность. А наш приходской священник утверждает, что первородный грех – это поврежденная духовная наследственность. Это одно и то же?»
– Первородный грех – это наша испорченность, повреждение нашей природы. На Рождество Христово в церкви поется стихира: «Христос пришел на землю, чтобы наше падшее естество восстановить» – оно повреждено грехом, и его нужно преобразить, изменить. С помощью благодати Христовой мы, подвизаясь и противоборствуя всем нашим греховным порывам, искореняем все наши страсти постом, молитвой, добрыми поступками. Вместо страстей мы приобретаем добродетели, которые украшают и обогащают нашу душу.
– Владыка, следующий телезритель просил не называть его имени. У него два вопроса. Первый: «У меня бабушка знахарка, а отец – экстрасенс. Этот грех передается на наших детей?»
– Грех может передаваться, когда сам человек совершает подобные грехи. Если человек старается жить благочестивой христианской жизнью, это негативное влияние на его душу будет меньше. Все зависит от степени устремления человека к чистоте души, добродетельной жизни. Когда человек стремится быть ближе к Богу, Господь его хранит и оберегает от влияния греховного.
– И второй вопрос: «Скажите, сама икона спасает или Бог? У нас в храме все ставят свечи у иконы Божией Матери и у святых, а подсвечник пред иконой Спасителя всегда пустой...»
– Мы молимся Божией Матери и святым угодникам Божиим, чтобы они как имеющие дерзновение ко Христу исходатайствовали для нас милость и благословение, помощь и исцеление, чтобы Господь исполнил наши просьбы. Молимся мы Пречистой Деве Марии, зная, что Она может умолить Сына Своего Возлюбленного помочь нам в тех или иных обстоятельствах жизни.
– Владыка, вопрос от Алексея из города Моршанска: «Я инвалид II группы, моя невеста – тоже. Нас в ЗАГСе не регистрируют, и в церкви батюшка отказался нас венчать. Как быть?»
– Это нужно на месте решать. Очень сложно ответить, не зная конкретной ситуации и причины нежелания священника вас венчать. Для нас важно, чтобы брак был зарегистрирован; только после регистрации в ЗАГСе мы и совершаем таинство Венчания. А если регистрации нет, мы не венчаем.
– Вопрос от Галины из Мурманской области: «Три года назад пропал без вести мой сын. Как за него молиться? Как за живого или как за мертвого?»
– Поскольку мы не знаем его участи, лучше, конечно, молиться о его здравии – для Господа все живы. И, может быть, за такое усердное моление Господь откроет, что с сыном: тогда мы будем знать, как молиться.
– «Я работаю в храме реализатором, и хотела бы спросить, имеет ли право священник, служащий в храме, в отсутствие реализатора что-то брать, искать или проверять в его столе, где деньги, материальные ценности? Там же все документы, а материальная ответственность – на реализаторе...»
– Если он настоятель храма и отвечает за финансовую сторону жизни прихода, то, конечно, имеет право. А если он второй или третий священник, то может это делать только с благословения настоятеля. Поэтому надо к настоятелю обращаться за разъяснением этого вопроса, чтобы не было конфликта в приходе.
– Владыка, у нас звонок из Смоленска: «Владыка, ответьте, пожалуйста. Если человек не помнит или не знает, крещен он или нет, можно ли совершить таинство Крещения? Меня зовут Вячеслав».
– Если человек не знает, крещен он или нет, нужно идти в церковь и попросить, чтобы крестили. Есть даже формула: «Аще не крещен, крещается раб Божий такой-то во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Да, нужно обязательно идти и покреститься в таком случае.
– Вопрос от Веры из Перми: «У меня больна дочь, ей 22 года. Она уходит из дома, ей нравится жить на природе, в деревне. Последний раз она жила в монастыре, но сказали ее забрать. Она лечилась в психиатрической больнице. Скажите, что делать? Есть ли православные психиатрические больницы?»
– У нас в больницах есть православные врачи, которые могут проконсультировать и, может быть, назначить какое-то лечение, а православных психиатрических больниц нет. В монастырях, бывает, люди приходят, молятся и, находясь в атмосфере молитвенного общения и благочестивой жизни, приходят в нормальное состояние, чувствуют себя хорошо. Так что ей можно попробовать в каком-то монастыре побыть, помолиться, пожить монашеской жизнью.
– «Мне сказали, что сорокоуст о здравии нужно заказывать обязательно в трех церквях. Скажите, как правильно заказывать сорокоуст?»
– Сорокоуст можно заказать и в одной церкви. Есть сорокоуст о здравии, а есть об упокоении, сорокоуст – это когда сорок дней молятся за поминаемого человека. Если есть возможность, то нет ничего предосудительного, если заказывать сорокоуст в нескольких храмах – это связано с возможностями человека и желанием усугубить молитву за близкого, чтобы Господь его миловал и помогал в тех или иных ситуациях жизни либо проявлял Свою милость к усопшему.
– Владыка, и такой вопрос: «Профессор А.И.Осипов говорит, что после Причастия человеку может быть очень плохо. Это действительно так?»
– Да, бывает и такое. Я не знаю, что имел в виду Алексий Ильич, но таинство – как лекарство: по-разному действует на человека; бывает, сначала усиливаются те или иные болезни, а потом утихают, человек исцеляется. Причастие – лекарство для души, оно имеет свое воздействие: иногда такое благодатное и радостное, невыразимое состояние души, а иногда – и другие ощущения. Но если человек принимает это с благодарностью и с любовью к Богу, это, конечно, нам во благо: Господь по Своей любви дает некоторые испытания, а мы с терпением это принимаем. А если роптать, недовольствовать и даже высказывать какие-то слова недоверия, неверия в действенность святых таинств – нам это не на пользу. Все, что Господь нам посылает, мы должны принимать с благодарностью.
– Владыка, звонок из Жигулевска: «Здравствуйте. У меня вопрос по поводу пожертвований. Нам батюшка сказал, что желательно подавать не деньгами, а лучше подавать продуктами, потому что люди, которые принимают подаяние, потом употребляют алкоголь и дебоширят. А у меня такая ситуация – трое маленьких детей, я с младшим младенчиком на руках, обвешана сумками – у меня нет возможности носить пакеты с едой, мне легче подавать деньгами. Как правильней подавать милостыню? Как быть в моей ситуации? Спасибо».
– Подавайте по вашим возможностям: можно деньгами, можно продуктами питания, одеждой. Подают по потребностям человека. Если просящий нуждается в одежде, мы ему поможем одеться предложив излишки нашей одежды. Это тоже милостыня. Поэтому не нужно говорить, что только деньгами или продуктами питания. Есть возможности разные: и деньгами, и продуктами, и одеждой, и какими-то строительными материалами, если они кому-то нужны, кому-то можно помочь добрым словом, отзывчивостью своей – это тоже милостыня духовная.
– Владыка, была еще вторая часть вопроса. Вообще насколько важно, куда человек, которому ты подал милостыню, ее тратит? Телезрителя смущает, что подаяние могут потратить на выпивку, на сигареты, еще на что-то. Так ли это важно?
– Все может быть: человек говорит, что ему нужно на хлеб или на лекарства, а на самом деле тратит милостыню на свои греховные привязанности. Но мы же даем милостыню Богу, чтобы Господь принял ее для блага человека. Я думаю, рано или поздно Господь вразумит этого человека, если он принимает милостыню и тратит на греховное. Все Господь знает, и рано или поздно все откроется. Надо вразумить этого человека, чтобы он правильно себя вел. Но при этом нам больше нужно отдаваться на волю Божию – Господь Сам знает все. А нам нужно только от чистого сердца, от всей своей души совершать дела милосердия. Конечно, мы должны трезво оценивать ситуацию: бывает, четко знаем, что человеку будут не на пользу наши деньги – в таких случаях лучше не деньгами давать, а накормить его, одеть, помочь чем-то, чтобы не дать ему то, что его соблазняет.
– Владыка, вопрос Вам прислала матушка Любовь из Нижегородской области: «Я вдова священника. Пока он был жив, подбирал старые, негодные иконы и книги, хотел их отреставрировать. А теперь он умер, и я не знаю, что с ними делать. Сжечь боюсь. Благословите, куда это все деть?»
– Если это старые иконы, то можно их привезти или в храм или в монастырь; в Нижегородской области много монастырей, в том числе и Дивеевский. Там, по-моему, есть и иконописная мастерская, в которой могут или отреставрировать иконы или написать на этих досках новое изображение.
– Вопрос от Ирины: «Я считаю, что католики, особенно европейские, подают нам пример в вере, в отличие от России, которая 70 лет боролась с Православием. Один священник на телеканале «Союз» назвал католиков отступниками от веры. Это его личное мнение или это мнение всей Православной Церкви?»
– Мы видим, что многие из вас слушают лекции нашего профессора А.И.Осипова: он очень четко говорит о католиках, о Католической Церкви, об их духовности, вере. Он более аргументировано говорит, отвечает на этот вопрос…
– Раба Божия Татьяна из Калужской области спрашивает: «Если во время пожара, чтобы не сгореть, люди выбрасывались из окон, – это считается самоубийством?»
– Нет, конечно, это не самоубийство. Они выбрасывались из окон не с целью умереть, а с целью спастись от пожара и надеялись, что даже если искалечатся, но останутся в живых. Когда человек неудачно упал и скончался, это не самоубийство. Он хотел спастись от пожара, но получилась такая беда.
– Владыка, следующий вопрос от Ларисы. Она живет в городе Омске, недавно была в Екатеринбургской епархии: «Я приехала навестить свою сестру в один из городов Екатеринбургской епархии и была возмущена, что в храме нет ежедневных служб. Практически не ведется работа по духовно-нравственному воспитанию молодежи. Почему?»
– Надо было сказать, о каком храме речь. Потому что у нас во всех храмах есть церковно-приходские школы, ведется работа с молодежью. Может, это приход начинающий, где нет особой активности – его приходская жизнь только налаживается... А может быть, зрелый приход, но церковнослужители не совсем правильно себя ведут... Поэтому надо было написать, какой из приходов? И тогда бы мы этот вопрос решили.
– «Владыка, я из Калининградской области. У меня вопрос такой. Моему внуку уже 24 года. Он с детства мечтает стать врачом. Хорошо учился, но при поступлении не набрал нужных баллов. И ему сказали ждать 4 года – такой ответ пришел. В этом году ему еще продлили на год. И что получилось: он у нас молился, был верующий, исповедовался, а сейчас снял крест, отдал его матери и сказал: «Молись теперь сама». Я начала волноваться за него. Может, не нужно уже, чтобы он был врачом, и ему надо поступать на другую специальность?»
– Тут важно его желание. Если он желает поступить в медицинский институт и быть медиком – это хорошее и доброе желание. Надеемся, если он твердо стоит на этом пути, то Господь ему поможет. Но его разочарование в вере – это, конечно, плохо, это удар для матери, испытание. Нужно устоять перед этой трудностью, не переставать молиться за своего сына, чтобы Господь не оставил его Своей милостью и путеводил его рано или поздно все же понять свою ошибку и возвратиться в лоно нашей Церкви. Таких случаев бывает много, когда человек вроде бы в детстве все исполнял, выполнял, а потом в юношестве что-то у него случается – и он перестает ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Через некоторое время все равно Господь или Божия Матерь так его ведет, что он потом сознает, понимает, в каком заблуждении был, и Господь не оставлял его в этом заблуждении – направлял на истинный путь, охранял его от зла, от всяких падений греховных. Поэтому не оставляйте сына своей молитвой, поддерживайте его в трудную минуту. Надеюсь, рано или поздно он вновь станет прежним человеком в вере и благочестии.
– Владыка, вопрос от Татьяны из Курска: «Мне необходим старец, меня мучает дьявол, а недавно умер отец. Владыка, расскажите о каком-нибудь старце, помогите, пожалуйста!»
– Конечно, у нас нет таких старцев, как преподобный Антоний Великий, но благочестивые священники есть. Поэтому нужно обратиться к этим благочестивым священникам и попросить благословения и совет в своей жизни. Кончина отца – конечно, это горе, это трудно, но нужно взять себя в руки, понимать, что все мы люди смертные и рано или поздно уходим из этой жизни. Теперь нужно помолиться усердно об упокоении души усопшего раба Божия, своего отца. И в этой молитве, в этом делании добра и милосердия искать и находить утешение и успокоение своей души. Так можно будет как-то выйти из этой сложной ситуации.
– Говорят, что Иисусова молитва действует лучше, если есть благословение священника. Что нужно, чтобы получить его?
– Нужно подойти к священнику и получить благословение или наставление, как правильно совершать Иисусову молитву. Важно при совершении молитвы Иисусовой быть внимательным к ее словам, не занимать ум какими-то представлениями, а просто произносить слова молитвы. И Господь Сам посетит Своей благодатью и даст умно-сердечную молитву.
– Вопрос от Вячеслава из Краснодара: «В Библии написано, что нельзя изображать Бога-Отца; на каком тогда основании есть Его изображение на сводах и некоторых иконах православных храмов?»
– Да, есть такое определение Стоглавого Собора 1551 года: на иконах не изображать Бога-Отца, но есть у нас иконы, написанные до этого соборного определения. Мы не можем их выбрасывать, они так и остаются в наших храмах.
– Спаси Господи, Владыка! А вам, дорогие телезрители, спасибо за ваши вопросы. До свидания!
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|