|
28 НОЯБРЯ - ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ГУРИЯ, САМОНА
И АВИВА.
Мученики Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование
Диоклетиана в городе Едессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях
семейных неурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес.
Некто из
воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы
Софии, жительницы города Едессы, женился на дочери ее, прекрасной Евфимии, между
тем как был женат, т.е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния.
Когда он
отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе ныне прославляемых мучеников,
взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить
и беречь ее.
Приближаясь
к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат и что она должна быть у жены
его рабою, и угрозой смерти принудил ее к этому. У Евфимии родилось дитя. Жена
готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда
умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпоже, которую она
предполагала виновной в смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастью,
оправдалось - жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание
Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась
с великими слезами и молитвою к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они
мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу.
Проснувшись
здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Через
несколько времени готфу пришлось быть в Едессе, и он смело отправился к теще.
София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро
приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь.
Каково же было удивление и вместе страх готфа, когда он увидел Евфимию живой?
Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертью.
Этот рассказ из истории чудес, совершенных мучениками Гурием, Самоном и Авивом,
научает нас, братия, многим великим истинам.
Во-первых,
из него мы видим, что данную клятву нужно строго соблюдать, если предмет обещания
нравственно возможен, справедлив, честен и согласен с здравым рассудком и с
законом Божиим, церковным и гражданским. Человек, иже аще обещает обет Господу
или закленется клятвою, или определит пределом о души своей, не осквернавит
словесе своего: вся, елика изыдут из уст его, да сотворит (Числ. 30, 3). «Многие
говорят, – как замечает святитель Григорий Богослов, – язык произносит клятву,
а ум не давал ее. Никто и нисколько да не обманывает себя: во всяком случае
клятва дана, и двоедушием только увеличивается грех».
В Священном
Писании записан грозный пример суда Божия над клятвопреступником. Царь Навуходоносор
пошел против Иерусалима и овладел им. Царя Седекию он оставил при этом на престоле,
но взял с него клятву в том, что он будет верен ему. Несмотря на это, Седекия
заключил союз с царем египетским против Навуходоносора и, таким образом, нарушил
данную клятву. За это клятвопреступление Господь тогда же обличал Седекию устами
пророка Иезекииля, сказавшего о нем: «Клятву Мою, которую презрел, и союз Мой,
который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман
будет в тенета Мои, и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство
против Ме-ня». Эта Божественная угроза исполнилась вскоре: Навуходоносор снова
взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон, где ему выкололи глаза и посадили в
темницу, в которой он и умер. Таково было наказание, постигшее Седекию за клятвопреступление.
Во-вторых,
из рассказа о наказании клятвопреступника готфа мы видим, что Господь строго
взыщет с мужей за дурное, жестокое обращение с женами. «Моя жена, – что хочу,
то и сделаю с нею», – вот что говорят иные грубые и неразумные мужья, совершенно
чуждые духа христианской любви по отношению к своим женам. Но не подобает сему
быти. Святой апостол Павел говорит: «Мужие, любите своя жены» (Еф. 5, 25), и
в пример представляет Самого Иисуса Христа, Сына Божия, Который любит Свою Церковь
выше всякой любви, постигаемой разумом. Мужие, любите своя жены, якоже и себя
(Еф. 5, 33). Эта заповедь апостольская должна быть всегда в уме и в сердце мужей.
От нее не должно удаляться им ни на шаг. Если же кто, вопреки этой заповеди,
станет обижать и притеснять свою жену, то наказание Господа, наказание страшное
и ужасное, рано или поздно, в этой жизни или будущей, может его постигнуть,
как постигло вероломного, прелюбодейного и жестокосердого готфа.
Из рассказа
о чудесном наказании вероломного клятвопреступника готфа мучениками Гурием,
Самоном и Авивом вы видите, наконец, братия, силу молитв, соединенных со слезами.
Несчастная Евфимия с великим воплем обратилась к Богу о своем избавлении от
ужасной смерти, прося угодников Божиих Гурия, Самона и Авива ходатайствовать
за нее пред Богом. И молитва ее была услышана: святые мученики, по изволению
Божию, чудесно освободили ее из ужасной тюрьмы-могилы и перенесли во время сна
на ее родину.
Великую
силу имеют слезы у Бога! Это доказать можно из слов и образа выражения, какое
употребляет о них Священное Писание.
В первой
книге царств Анна, мать Самуилова, по долговременном бесчадстве молится к Господу
и получает плод, и притом «зело вожделенный», т.е. Самуила, пророка и судию
всего израильского народа, мужа великого и святого. И чтобы показать, какая
была главнейшая причина этого, Писание присовокупляет: «и та умиленна душою
помолися Господу, и плачущи проплака» (1 Цар. 1, 10). Итак, не только молилась
Анна, но и молилась плачущи; и этот-то дождь «бесплодное поле прорастити сотворил».
Езекия царь,
по свидетельству пророка Исайи, разболевшись до смерти, молился ко Господу и
плакал плачем великим (Ис. 38, 3); и Господь немедленно чрез Исайю ответствовал
Езекии: «Услышах молитву твою и видех слезы твоя: се прилагаю к летам твоим
лет пятнадесять».
Итак, да
научимся из этого рассказа строго исполнять данные обеты, питать любовь к женам,
и в несчастии, хотя в самом ужасном, не падать духом, но обращаться со слезной
молитвою к Богу.
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|