"РАСКАИВАТЬСЯ - ХОРОШО, НО НЕ ДЕЛАТЬ ЗЛА - ЕЩЕ ЛУЧШЕ".

          В заголовок статьи я вынесла слова французского писателя Гюстава Флобера. Очень хорошие, правильные слова. Да вот только в реальной жизни не всегда получается следовать этому мудрому совету.
          А речь мы поведем о детях, нуждающихся не столько в обучении, сколько в воспитании. Этим и занято Рефтинское специальное государственное образовательное учреждение – специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 1 для детей и подростков с девиантным поведением. Что же это за дети, каким поведением они отличаются? Как они попадают сюда, и как им здесь помогают решать их проблемы?
          Мой собеседник – директор данного училища, педагог с тридцатилетним стажем Владимир Николаевич Хуторной.

          - Социальные причины детских девиаций давно определены, но пока еще далеко не искоренены. Несмотря на обилие законодательных актов, мы все же не найдем в них единой нормы для общества, то есть у нас отсутствуют четко прописанные нормы общественного бытия. Вот мое первое наблюдение.
          - Владимир Николаевич, каковы мотивы направления к вам в училище того или иного ребенка?
          - В девяноста пяти случаях из ста их два: первый – наказание, второй – избавление от неугодного. И я делаю такой вывод: критерием соответствия нормам становится покорность или непокорность взрослым. А разве данный критерий может быть принят за норму? Получается, сколько людей, столько своеобразных «норм».
          - Для многих людей само понятие «девиантное поведение» видится синонимом патологии и преступления.
          - Да, это сложный вопрос, неизученный, в то же время именно нам предстоит сегодня решать проблемы, связанные с детскими девиациями. Это и заставляет заниматься анализом, иначе превратимся в учреждение, способное лишь осуществлять наказание, определенное судами, без ресоциализации – возвращения их обществу.
          Наши дети – это чудо природы. Они – будущее России, вот в кого надо вкладываться рублем и духом, ибо им предстоит все познать и пережить… Первопричины детских девиаций кроются в семье – даже не так сильно зависят от социальных неурядиц в обществе. Если в семье нет нравственного стержня, то отрицательный результат не замедлит сказаться.
          - Добавим к этому уличный социум, не контролируемый родителями, который также отражается на развитии ребенка и закладывает свое в неокрепшую детскую психику.
          - Действительно, подростки поступают к нам с разной педагогической запущенностью и с различной криминогенной направленностью – воровство, хулиганство, бродяжничество, грабеж, насилие, убийство. По сути дела, многим из них требуются условия совсем не наши, да вот только возраст не позволяет поместить их в другое учреждение. Конечно, в абсолютном большинстве случаев нам удается удалить из них «порчу». Но далеко не сразу – с каждым ведь нужно еще разобраться, понять причины, вникнуть в его ситуацию, найти подходы, запастись терпением и делать все, чтобы направить его на путь истинный.
          Мы по-прежнему стараемся заглянуть в душу ребенка и обращаем внимание на тех, с кем ему предстоит близкое общение. А для чего? Для проектирования педагогического и реабилитационного процессов.
          - Что же вы предпринимаете, чтобы разбудить детскую душу?
          - В частности, мы проводим профильные сезоны, связанные с духовно-нравственным и военно-патриотическим воспитанием, в основу которого заложили параллельное изучение истории и достопримечательностей Урала как опорного края державы.
          Каждый отряд избрал род войск, ребята подготовили специальную форму одежды, символику, девизы, строевые песни и разработали план мероприятий по изучению истории военного искусства избранного рода войск. Вместе с воспитателями продумывали военно-спортивные соревнования, показательные выступления. Мы организовали выезды в воинскую бригаду, чтобы дети могли увидеть условия прохождения службы, на стрельбища, где стреляли из стрелкового оружия; познакомились с деятельностью военизированной пожарной части.
          Масштабно провели экскурсии и походы по местам боевой славы, посмотрели исторические и природные памятники Урала, встретились с интересными людьми.
          Наши пограничники, спасатели, связисты, спецназовны, казаки, медсанбатовцы выезжали на познавательные экскурсии в Екатеринбург. Посетили Храм-на-Крови и монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме, городские музеи.
          Когда наша программа духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания была осуществлена, мы получили предложение сформировать на постоянной основе кадетский отряд казачьей сотни. Начало нового и столь ответственного для нас дела надо было отметить торжественно, чтобы ребятам запомнилось это событие – принятие присяги, чтобы они почувствовали всю серьезность обязанностей, которые на себя взяли.
          - И как же прошел праздник?
          - Этот день стал настоящим Праздником с большой буквы. Начавшись молебном, подъемом флагов – российского, казачьего и нашего собственного, исполнением гимна России, он продолжился самой процедурой приведения к торжественной присяге воспитанников-кадетов. Праздничный сценарий предусматривал выступление священника, который духовно окормляет наше училище, показательные выступления спецназовцев из воинской части, с которыми у нас сложились очень хорошие отношения, а также военно-спортивные состязания отрядов под названием «Патриот». Состоялся и большой праздничный концерт, номера которого также были связаны с патриотической тематикой.
          В программе были подвижные игры, дискотека, а завершился праздничный день настоящим воинским салютом, посиделками у костра и поздним ужином, приготовленном на полевой кухне.
          - Владимир Николаевич, понятно, что к Вашим воспитанникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, совершившим преступление, закон уже проявил гуманность, поручив их воспитательному учреждению органов образования. Но это не может повторяться бесконечно – в противном случае вседозволенность может привести к более тяжким и страшным последствиям.
          - В связи с этим я особенно подчеркну, что в училище педагоги осуществляют круглосуточный контроль, главная цель которого – предоставление подросткам возможности осознать (самостоятельно или с помощью педагога), что они получили последний шанс вернуться к нормальной жизни и должны его использовать. Наши воспитанники обучаются в общеобразовательной школе и по программе начального профессионального образования – какой-либо профессии. Мы оказываем им медико-психологическую помощь на основе коррекции уважительного отношения к человеческим качествам: честности, трудолюбию, совестливости и доброте… А также, учитывая индивидуальные возможности личности, корректируем правосознание в направлении чувства собственного достоинства, способности к самообязыванию и самоуправлению, уважению и доверию к людям. Формируем среду, условия и приоритетную атмосферу для духовно-нравственного и правового воспитания по формированию в сознании ребенка основ нравственности, духовности и правосознания.
          Все эти направления можно отнести к сдерживающим факторам, но по целому ряду причин применимы они не ко всем воспитанникам. Вот над ними, такими, и стоит подумать, как спасти их или от них.
          Даже Священное Писание предупреждает верующих, что надо иметь страх Божий. А праведный Симеон Верхотурский говорил: «…Молю вас, братия, внемлите себе иметь страх Божий и чистоту душевную, и любовь к людям».
          - Вот тут самое время поговорить, как поставлена у вас работа по духовно-нравственному воспитанию подростков и какая ведется совместная работа со священнослужителями приходов Русской Православной Церкви.
          - Приведу самый последний пример. Буквально месяца три назад батюшка из села Новопышминского Сухоложского района, священник Андрей Демидов, начал вести с детьми кружок по изучению церковного пения. Детям это очень понравилось, они с удовольствием общались со священником, с большим желанием занимались. В качестве поощрения батюшка вывез детей не куда-нибудь, а в Екатеринбург, в Храм-на-Крови. Он там вел службу, а наш хор из пятнадцати мальчиков ему в этом помогал.
          По словам батюшки, ребята выступили очень успешно. Но надо было видеть их просветленные лица после возвращения из поездки! Один мальчишка мне прямо так и сказал: «Я впервые побывал в таком красивом месте».
          У нас на территории собственный храм в честь Трех Святителей, причем многое в нем выполнено руками самих детей. Это и киоты для икон, и иконостас, и полочки для размещения духовной литературы. И этот храм – не единственный. У нас имеется летняя база, «Хуторок». Так вот там, тоже при помощи ребят, мы строим красивейшую церковь. Буквально три недели назад духовник нашего училища священник Александр Падылин освятил там пять церковных куполов. Так что уже нынешним летом у нас будет своя церковь и на «Хуторке». Самое главное, мы не принуждаем детей работать на ее строительстве – у нас нет такого правила, работают дети только по собственному желанию.
          Педагогика – такая материя, что какие-то одни догмы, которые приписаны в учебниках, невозможно использовать в реальной жизни, потому что через каждые пять-десять минут ситуация порой меняется. В экстремальных ситуациях должен сработать профессионализм педагога на уровне интуиции. А наши дети могут сказать мало красивых слов, но почувствовать, кто перед ними стоит, всегда могут интуитивно. Они махом определяют, кто и чего стоит.
          Так что вниманием священнослужителей к деятельности нашего училища я за последние годы не обижен. Помимо нашего собственного батюшки, отца Александра, у нас часто бывают и другие священники. К примеру, настоятель асбестовского храма во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира отец Павел Алабушев: это под его руководством были освящены купола нашей будущей церкви на «Хуторке». Я очень люблю и ценю Свято-Троицкую церковь села Курьи Сухоложского района, Николаевскую церковь в бывшей деревне Поварня, другие храмы соседних с нами городов.
В нынешнем году, после сорока лет совместной жизни, мы с женой обвенчались. Венчал нас отец Андрей Демидов. Я был поражен тому, как вели себя в храме мои маленькие внуки. Они смотрели на все широко открытыми глазами, с удовольствием общались со священником.
          - А когда ваш духовник отец Александр приходит в училище, как с ним общаются воспитанники?
          - Очень хорошо. И – прежде всего это идет от них самих. Это очень ценно, потому что отношение, навязанное детям силой, вызывает у них негативную реакцию, отталкивает ту проблему, которую ты хочешь решить. Поэтому мы вместе с батюшкой стараемся создать такую среду, условия, а самое главное, атмосферу, при которой ребенок будет наблюдать, делать выводы. И эта атмосфера будет позитивно влиять на него тем, что она где-то чем-то его привлекла.
          Неважно, что сегодня ребенок не будет верующим, не скажет: «Я – верую». Важно, чтобы внутри себя он в конечном итоге осознал одно: Бог ему верит. Этот момент – очень сложный и важный. Кричать, что я – верующий, мы можем на любом перекрестке, а когда что-то делаем, то нередко забываем о том, что есть Бог, которого не обманешь.
          Я приведу такой простой пример. Нынешней весной был я в Иерусалиме, и на меня была возложена очень почетная миссия – привезти для нашего храма Благодатный Огонь, сходящий на Гроб Господень. Это очень трогательно и приятно. Не побывав там, я сегодня не смог бы так убедительно доказать, насколько это все ответственно, как это надо прочувствовать, осознать.
          Везу Огонь впервые в жизни в этой лампаде – раньше я никогда его не возил, не рассчитал кое-что… Пока летели в самолете, он у меня горел нормально, хорошо. А когда пошли на посадку, огонь начал у меня затухать. Я, конечно, занервничал, начал смотреть, подкручивать фитилек – только бы не потерять огонь. Схватил несколько свечей, и тут же поджег от этого Огня. Думаю: если лампада затухнет, у меня есть свечи, от них потом я вновь зажгу лампаду.
          И пока я не передал в целости и сохранности в наш храм этот Благодатный Огонь, у меня был такой груз на душе, такая ответственность. Казалось бы, какая проблема – ведь у меня есть освященные в Иерусалиме свечи и можно вновь поджечь лампаду уже по приезде домой… И тут же думаю: «А кого я обману?» Я обману людей – а Бога-то не обманешь… Это же великий грех. И тогда меня такой пот пробил, что я приложил все усилия для того, чтобы довезти этот Огонь до места.
          Так просты примеры, когда человек сам доходит до осознания того, что грешить – только самому себе вредить. И когда это будет присутствовать в нашей жизни, тогда и мировоззрение нашего общества изменится в лучшую сторону.
          Поэтому я всегда с удовольствием общаюсь со священнослужителями, поддерживаю все их идеи и начинания. Неважно, какое мероприятие проводится, но если нам предложение сделано, мы не отказываемся. Было предложение организовать кадетский казачий отряд, мы, как и положено, пригласили священника на казачий круг. Было приведение к присяге – на нем тоже присутствовал священник. Попросили попробовать создать церковный хор мальчиков из нашей возрастной младшей группы – мы пошли и на этот вариант.
          Церковное пение – нелегкое дело, но ребятам нравится. Среди них есть неверующие дети, но занимаются они с батюшкой с удовольствием. И, может быть, со временем, что-то у них в душе осядет.
          - В вашем училищном храме совершаются богослужения, все ли ребята ходят на них?
          - Практически все наши воспитанники крестились по собственному желанию. Ребята не только присутствуют на богослужениях. Бывают случаи, когда они нуждаются в добром совете, в Исповеди – они напрямую общаются с отцом Александром. Помню, был к нам доставлен мальчишка – отбывать наказание за очень страшное преступление, за убийство. Он в самый же первый день сразу же сходил к батюшке на Исповедь.
          И этот случай – не единичный, я частенько наблюдаю, как ребята по собственной инициативе идут в храм, общаются со священником. Значит, это для них что-то значит, где-то эта среда, атмосфера, которую мы сформировали на принципе «не принуждать, но и не отпугивать» играет свою положительную роль.
          Надеюсь, что нынешним летом мы доведем до конца строительство церкви на своем «Хуторке». Я разговаривал с Владыкой Викентием, и он сказал, что сам приедет на освящение этого храма.

          Недавно в Центре «Учебная книга» вышла книга Владимира Николаевича Хуторного «Психолого-педагогический прорыв в хирургии обездоленных детских душ». Мы поздравляем его со столь знаменательным событием в его многолетней педагогической деятельности.
          Как будто специально для директора и коллектива Рефтинского федерального государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением написаны прекрасные строки Александра Сергеевича Пушкина:
          Пока свободою горим,
          Пока сердца для чести живы,
          Мой друг, Отчизне посвятим
          Души прекрасные порывы!

          Этим они и руководствуются в своей работе, в своей жизни.

Лидия ЕЖКОВА
 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.