|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА
"СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
- Владыка, Николай
из города Ливны задает вопрос: «Я работаю специалистом по настройке игровых
автоматов. Грешно ли это?»
- Сейчас
у нас большая беда: люди предались играм на автоматах и стали зависимыми от
них. Даже появилась болезнь – так называемая игромания. Конечно, нам необходимо
с этим бороться, помочь людям не попадать в зависимость. Ведь поначалу, когда
появились подобные игры, казалось: пускай ребенок тешится, только не курит,
не пьет, не употребляет наркотики. А сейчас, оказывается, это тоже негативно
влияет на психику, на здоровье человека. Игры – это что? Наслаждение, азарт.
Это тоже плохо. Когда человек наслаждается от делания добра, от труда, радуется,
что сделал доброе, хорошее, – это истинное, правильное наслаждение. А когда
он теряет время ради греховных зрелищ, удовольствий, это негативно влияет на
телесное и духовное здоровье человека. Поэтому очень важно, чтобы мы поняли
это и взялись за дело.
Господь создал
человека для труда: «В поте лица будешь добывать хлеб свой». К труду «в поте
лица» призывает нас Господь: в этом труде находить наслаждение, удовольствие,
радость, утешение. И эту радость никто не отнимет у нас. Конечно, в Боге наслаждение.
Когда идет
подмена ценностей, люди обмануты, наслаждаются какими-то зрелищами, играми,
но ничего не делают полезного, – они становятся зависимыми от этих наслаждений,
попадают в очень тяжелую ситуацию. Это грех, беззаконие.
Другое дело,
человек потрудился. Потрудился, устал от трудов своих, и пошел на 15-20 минут
развеяться, раскрепоститься, – это еще полбеды. А когда человек постоянно занят
поиском греховных наслаждений и так увлекся, что не может себя сдержать, становится
слабовольным, не может остановиться – это уже грех, страсть, с которой надо
бороться. Наш организм, наше тело, наше человеческое существо очень страстные:
быстро пристращаются ко всему. И наша задача быть очень внимательными к себе,
не стать пристрастными, привязанными ни к чему. Как апостол говорит: «Все мне
позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но не все назидает».
По этим принципам мы должны строить свою жизнь. Ответ на вопрос, который сейчас
мне задали – нужно думать: если это полезно для людей – нужно делать, если не
полезно – делать не надо.
- Владыка, вопрос
от Елены: «Можно ли приобретать церковную литературу не в церковных киосках,
а в обыкновенных книжных магазинах?»
- Если приобретать
в светских магазинах, то есть опасность, что мы можем взять не совсем церковную
литературу, не совсем полезную для нас. Под красивым, хорошим названием внутри
книги могут быть такие моменты, которые человека уведут «в страну далече», как
мы говорим – в заблуждение. Поэтому лучше взять литературу в наших церковных
киосках. Слава Богу, сейчас очень много у нас литературы – хорошей, полезной.
К сожалению, хоть и редко, но и здесь попадается книжка без благословения чиноначалия
нашей Церкви. Так что всегда нужно быть внимательным. Но в основном в церковных
киосках хорошая, добрая, полезная литература, которая необходима для нашего
назидания, для руководства в нашей земной жизни.
- Владыка, а
как вообще подходить к выбору? Зашел в церковный киоск, смотришь – много книг,
и думаешь: «Что мне сегодня почитать? Или спросить?» Всякая ли духовная литература
полезна любому человеку? Или существуют какие-то ступени: тебе это сегодня полезно
почитать, а до этого ты еще не дорос?
- Действительно,
не каждому человеку полезно все читать, как не всем полезно питаться младенцу.
У каждого есть своя степень развития религиозного, нравственного, духовного.
Ведь младенец без зубов твердую пищу не может употреблять. Духовная книга –
тоже пища для души; если душа еще не подготовлена к принятию этой пищи, то ее
тяжело будет осваивать, а может быть, и соблазнит что-то. Поэтому, конечно,
лучше взять, зная, на каком уровне ты находишься, литературу, более понятную
для начинающего свой путь в Церкви. Или уже есть база духовной жизни, можно
взять более совершенную книгу, которая может дать что-то большее. Сам человек
должен себя оценить, и когда идет в магазин, может спросить у продавца. Там
есть, слава Богу, люди, которые хорошо знают литературу и могут сказать: «Вот
это вам полезно». Если он скажет: «Я начинающий, я еще особенно ничего не знаю,
но хотел бы что-то узнать. Скажите мне, какую литературу взять?». Продавец скажет:
«Возьми это – полезно и прекрасно для начинающего». Если покупатель скажет:
«Я почитал и то, и другое, и мне понравилось, а хотелось бы еще что-нибудь,
что расширит мой кругозор и знания, поможет в решении моих проблем», человек
скажет, что можно уже и эту книгу почитать. Есть возможность спросить, посоветоваться.
Если нет, можно у священника спросить: «Понравилась книга, но полезна ли она
мне?» И батюшка скажет: «Да, это очень хорошая книга, но лучше почитать потом».
- Давно ждет
ответа на свой вопрос телезритель: «Что будет со старинным кладбищем в Екатеринбурге?
Там идет строительство».
- Ко мне
обращались уже люди с этим вопросом. Есть такое желание у некоторых: хотя бы
крест поставить на месте старого кладбища. Раньше там была часовня даже. Люди
интересуются и обращаются в администрацию города. На Михайловском кладбище есть
Попечительский совет, который этим вопросом занимается. Вы обращайтесь к настоятелю
храма Всех Святых на Михайловском кладбище отцу Владимиру. С ним консультируйтесь:
он знает эту проблему хорошо. Я буду там принимать экзамены в церковно-приходских
школах, и этот вопрос я тоже подниму, узнаю, что там делается.
- Иван из города
Новотроицка задает вопрос: «Убийство в ходе военных действий – это грех?»
Военнослужащий,
который выполняет приказание вышестоящих командиров, должен это делать, защищая
свое Отечество, людей от зла, агрессоров, которые идут на Отечество, чтобы его
поработить, умертвить нас и т.д. Таким образом, солдат оберегает множество людей
от смерти, которая надвигается со стороны врагов, с которыми ведутся военные
действия, поэтому в защите Отечества нет греха. Воин отдает себя, свою жизнь
ради ближнего своего. Проявляет любовь по отношению к тем, кто остаются в мирной
жизни в своей стране.
- Звонок из Кирова:
«Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь ко второму венчанию?»
- Второе
венчание у нас в Церкви существует. Конечно, это плохо, – но в силу нашей немощи
допускается по благословению Правящего Архиерея. Нужно получить благословение
на разрешение первого венца, и получить благословение на второе Венчание. Тогда
оно будет законно, правильно.
Но ни в коем случае не нужно, будучи венчанным первым браком, идти в церковь,
скрывая это от священника, венчаться второй раз. Нужно обязательно получить
разрешение Правящего Архиерея от первого брака, первого Венчания, и получить
благословение на второй брак. И тогда уже прийти в церковь с благословением
на Венчание второго брака.
- Спасибо, Владыка.
Прихожане из Екатеринбурга задают вопрос: «На ВИЗе действует старообрядческая
церковь в честь Рождества Христова. Как нам, православным людям, относиться
к совершаемым там требам? Воспринимать их как равноценные или нет? Можно ли
участвовать в богослужениях и в старообрядческой, и в Православной Церкви?»
- У нас сейчас
есть достаточно храмов в городе, куда можно прийти помолиться. Скоро уже откроется
храм рядом со старообрядческим – храм Успения Божией Матери. Там раньше был
хлебозавод. Хлебозавод оттуда уходит, и мы планируем восстановить храм. Жители
района смогут посетить православный храм. Но пока его еще нет, можно помолиться
в ближайшем Иоанно-Предтеченском соборе, других храмах. Так что нет проблем
совершать требы, прийти на богослужение в наши православные храмы, чтобы не
смущать свою душу. Человек, который сейчас задает вопрос, ходит туда, но смущается:
правильно или неправильно он поступает. Лучше всего идти в православный храм.
Раз мы православные, то должны четко стоять на своем месте, знать свою веру,
свои особенности и придерживаться той Церкви, к которой принадлежим. Не стоит
смешивать. Если бы не было храмов, можно было бы думать о компромиссах, а сейчас
даже думать нечего. Надо идти в православный храм молиться.
Нужно требы
совершать? Совершим. Есть у нас священники, которые могут это сделать в любое
время. Поэтому не смущайтесь: идите в наши, православные храмы.
- Накануне нашей
передачи звонил Андрей из Екатеринбурга и весьма возбужденным голосом задал
вопрос: «Каким образом выбираются строительные организации для строительства
храмов? И почему зачастую бывает недоброе отношение к рабочим? Я имею в виду
невыплату денег или их частичную выплату в виде подачек, которые провоцируют
работников на пьянство. Нам же надо детей кормить! Как смотреть в глаза голодному
ребенку? В результате квалифицированные рабочие уходят с церковных строек, и
появляются церковные долгострои».
- Этот вопрос
задается потому, что не знают ситуацию, трудности, которые мы испытываем, начиная
строительство храма. Строить храм очень сложно, очень тяжело. Действительно,
мы заключаем договоры с квалифицированной строительной организацией. Но, к сожалению,
бывает, что спонсоры или благотворители, которые обещали помочь в строительстве
храма, по каким-то причинам не оплачивают работу. Обращаемся к другим людям
или благотворителям, и они что-то задерживают; получаются такие проблемы.
Если было
бы бесперебойное, непрерывное финансирование строительства храма, такой проблемы
не было бы. Но она иногда бывает – нет финансирования, нет благотворителей,
которые могли бы нам помочь. Часто бывает, сначала обещают: «Давайте будем строить,
делаем, начинаем». Договоры заключаются, а потом они не выполняют своих обещаний,
и получается, что изредка кто-то что-то даст немножко. Мы оплачиваем. Потом
опять перерыв; опять находим немножко; опять оплачиваем. Такая ситуация возникает
не потому, что мы не хотим или строительная компания, а потому, что нет таких
возможностей.
- Владыка, спасибо.
Звонок из города Чебоксар: «Слышали от многих людей, что иконы, которые всю
жизнь собирали родители, из дома нельзя выносить. Говорят, иконы, которые в
семье наживались, при переезде нельзя с собой увозить, а надо их в доме оставлять».
- Не смущайтесь;
если переезжаете, можно взять с собой иконы.
- И такой вопрос:
«В каждом человеке должно присутствовать смирение. Тогда объясните, пожалуйста,
почему в Церкви при обращении к духовенству присутствуют такие обращения: «Ваше
Преподобие» или «Ваше Высокопреосвященство» и т.д.»?
- Есть такое
понятие, как уважение к старшим. Есть даже Заповедь Божия о почитании старших
– к старшему нужно всегда с почтением относиться. Среди светских людей мы называем
старших тоже добрым, хорошим обращением, тем самым выражая свое почтение к старшему
человеку. Так воспитывается в душе у человека чувство уважения, смирения. Можно
сказать, это вопрос советского периода, когда учили, что не нужно уважать старших
– ронять свое человеческое достоинство перед близкими: «Чего там кланяться,
почему целовать руки, почему нужно какие-то знаки внимания оказывать? Не надо
свое человеческое достоинство ронять перед своим ближним». Такие были высказывания.
Но это привело к тому, что сейчас мы видим – люди потеряли уважение к старшему.
И безразличие к старшему привело к тому, что дети не уважают своих родителей,
даже бросают их.
Сейчас есть
у нас такая проблема – дома для престарелых, чего не должно быть: дети должны
своих родителей содержать до окончания жизни их на земле, но не сдавать, не
бросать... Почему отдают? Потому что нет уважения к своим родителям, к старшему.
Он считает себя достойным: «А что я буду за ним ухаживать? Он отжил свою жизнь,
пускай кто-нибудь другой»... Это гордость, а не смирение. В основе заданного
вопроса тоже есть гордость. «Почему я должен называть его «Превосходительство»
или «Преподобие», «Высокопреосвященство», «Преосвященство» – он ведь такой же
человек, как и все. Нечего мне унижаться пред ним и такие слова возвышенные
говорить, то есть его превозносить, а себя унизить». Это неправильно. Наоборот,
когда человек выражает свое почтение, уважение, он приобретает чувство смирения,
и тем самым исполняет Волю Божию, Заповедь Божию о почтении старших.
Духовенство
мы почитаем потому, что еще оно имеет особый дар Божий, особую благодать Божию.
И почитая эту благодать, дар Божий, мы почитаем так и Бога. А если мы не сознаем
эту силу Божию и не почитаем, то, значит, мы сами лишаем себя той благодати
Божией, которая дается через священнослужителей мирянину, приближающемуся за
благословением или наставлением. Поэтому слова, которые мы произносим по отношению
к ближнему, не означают превозношение этого человека, призваны пробудить в нем
не чувство гордости, а смирение.
А человек,
который получает такое признание, уважение через возвышенное обращение к нему,
– должен побороть в себе гордыню, чтобы не возгордиться этим почтением, уважением
и т.д. Если Господь поставил человека на такую высоту нравственную, духовную,
то не случайно поставил. Если Господь поставил, мы должны сознавать, что почитая
человека, мы подчиняемся Воле Божией по отношению к этому человеку: раз Господь
поставил, то мы его почитаем, произносим такие слова. От этого получаем только
благословение Божие, но не теряем ничего.
Это и есть
смирение, когда человек почитает человека, обретшего такой дар Божий и несущего
его. Это уже не в компетенции людей – достоин он или не достоин.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ
|
|