|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА
"СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
- Здравствуйте,
наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение».
Сегодня вновь в нашем эфире программа «Архипастырь», и на ваши вопросы, а также
вопросы посетителей интернет-форума «Православной газеты» отвечает архиепископ
Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка, благословите наших телезрителей,
радиослушателей на начало беседы.
- Бог благословит.
Христос Воскресе!
- У нас есть
первый телефонный звонок: «Я хотел узнать о Марии Магдалине. Она причислена
к лику святых в чине равноапостольных. Расскажите о судьбе Марии Магдалины.
Как-то она особняком стоит. Где можно о ней почитать: ее житие, ее жизненный
путь?»
- Мы знаем
очень многое о Марии Магдалине, ревностной последовательнице Христа Спасителя;
она очень любила Иисуса Христа за то, что Он исцелил ее от беснования. Как написано
в Евангелии, Господь изгнал из нее семь бесов. И она в знак благодарности ко
Христу Спасителю всегда была послушна воле Божией, воле Христа Бога нашего,
и выполняла все, что требуется от ученика Христова.
Мы тоже ученики
Христовы, и должны следовать за Христом. Мария Магдалина была при крестных страданиях
Господа нашего Иисуса Христа, видела Его страдания на Кресте, она приходила
ко Гробу Господню, чтобы помазать Его святым миром. И когда она пришла, мы знаем
из Евангелия, увидела ангела, а затем и Самого Спасителя: она несколько раз
приходила ко Гробу Христа Спасителя. Она переживала за Христа, страдала в душе
ради Христа Спасителя и не теряла веры в Него, поэтому и сподобилась видеть
Христа Воскресшего одной из первых.
В своей последующей
жизни она была очень ревностной проповедницей христианских ценностей, христианской
жизни, учения Христа Спасителя во многих городах и весях мира. Мы знаем, что
она была и в Риме, у римского императора, что она хотела убедить императора,
чтобы он уверовал во Христа распятого. Есть благочестивый рассказ – когда царь
сказал: «Я не могу уверовать в то, что Христос воскрес, если даже то яичко,
которое ты принесла мне как дар, не может сейчас стать красным; белым так и
останется. Так и Христос не мог воскреснуть». И совершилось чудо. Белое яичко
стало красным, и это послужило доказательством Воскресения Христова: по вере
святой равноапостольной Марии Магдалины Господь совершил это чудо и заставил
уверовать императора.
Много можно
повествовать о жизни равноапостольной Мироносицы. О ее житии можно читать в
книге «Жития святых» святого Димитрия Ростовского. Память святой равноапостольной
Марии Магдалины совершается 4 августа. Можно по этому числу посмотреть и почитать
житие святой более подробно.
- Спасибо, Владыка.
У нас еще один телефонный звонок: «Скажите, пожалуйста, чем отличается человеколюбие
от человекоугодия?»
- Это очень
широкий и серьезный вопрос. Человеколюбие – когда мы жертвуем ради ближнего
своего и показываем свою жертвенную любовь к ближнему, помогая ему в чем-то.
Он нуждается в нашей помощи, нашей поддержке и т.д. А человекоугодие – когда
мы просто угождаем человеку с целью какой-то выгоды для себя: угодить, чтобы
получить. А человеколюбие – когда человек не ждет никакой выгоды для себя. Он
думает о выгоде от жертвенного служения ближнему; выгода только одна – чтобы
Господь простил, помиловал и даровал Царство Божие. Это самое важное: ради чего
человек жертвенно служит ближнему своему. А когда человек хочет угодить другому
и получить какую-то выгоду для себя (может, она и не совсем полезна для него),
– это не добродетель. Это грех, который мы называем человекоугодием.
- Раба Божия
Лия из Асбеста задает такой вопрос: «Всякий раз, когда я собираюсь в паломничество
к святыням, происходят какие-то события, которые не дают мне сделать этого.
Знакомые говорят, что это по моим грехам. Так ли это? Если да, то как исправить
ситуацию?»
- Всегда,
когда что-то не получается в нашей жизни, мы должны себя винить. И искать причины
в своем сердце, в своей жизни, в грехах, греховных поступках. Когда мы так смиренно
о себе думаем, Господь увенчает нас тем успехом, который мы бы хотели, – паломническое
путешествие по святым местам или что-то другое.
Да, действительно,
бывает и так, как с вами. Но нужно помолиться, попросить у Бога благословения,
помощи, чтобы Господь сподобил посетить те или иные святые места, что необходимо
для укрепления веры, благочестивого духа, чтобы жить более твердо в добрых делах
и добрых поступках, чтобы укрепить себя. Главная цель наших поездок – не просто
посмотреть, а укрепить свою душу благодатью Божией, чтобы вернуться и делать
много доброго и хорошего, побеждать себя, свои немощи, слабости, недостатки
и все трудности, которые бывают в нашей жизни.
- Владыка, в
продолжение темы – расскажите, пожалуйста, о прибывших в Екатеринбургскую епархию
Валаамских святынях.
- В нашу
епархию прибыли святыни из Валаама. Прибыл наместник Валаамского монастыря епископ
Панкратий с братьями обители. Мы давно хотели такую встречу иметь в нашей епархии,
потому что исторически Урал и Валаам тесно связаны. Еще в XIX веке, когда в
Верхотурском монастыре была тяжелая ситуация в монашеской жизни, старцев из
Валаамского монастыря пригласили поднять нравственный уровень, дух монашеский,
утвердить монашеское житие в монастыре нашем.
И к нам прибыли
духоносные старцы, которые действительно помогли поднять духовность, нравственность
в жизни монашества на Урале. Старцы, которые прибыли с Валаама, сейчас причислены
к лику святых – и преподобный Илия, и преподобный Арефа.
Сейчас, когда
Валаамский монастырь вновь возродился, нам очень приятно побывать в этих святых
местах и сознавать, что духовность, монашеский дух не утеряны, хотя прервалась
связь времен монашеского жития. Пребывая на Валаамской земле, мы чувствуем особую
благодать, которая там присутствует и окрыляет, одухотворяет нас. В знак любви,
уважения к этому монастырю, помня большую помощь, которую оказал Валаамский
монастырь нашему монашеству, мы с особой любовью встретили наших гостей, которые
прибыли со святынями Валаамского монастыря. Это образ преподобного Антипы Валаамского
с частицей его мощей и икона святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Эта икона была написана на Афоне, в монастыре Святой Анны. Этот образ имеет
особую благодать, через которую Господь посылает помощь семьям, не имеющим детей.
Святая Анна помогает в деторождении. Когда я был на Афоне и встречался с Владыкой
Панкратием еще в прошлом году, он мне говорил, что заказал для своей обители
на Афоне такую икону, чтобы помочь бездетным семьям, чтобы люди получили благословение,
помощь в деторождении. Я попросил его и для нас заказать такую же.
Эта святыня,
икона праведной Анны, пребывает в Храме-на-Крови, чтобы люди перед ней молились
Господу о помощи в деторождении, в воспитании детей, укрепляя тем самым институт
семьи.
- Спасибо, Владыка.
У нас снова телефонный звонок: «Нам по домам разносят письма с просьбой пожертвовать
на строительство храма святителя Николя где-то на ВИЗе. И написано, что это
по Вашему благословению. В конверт уже вложена квитанция с реквизитами банка.
Сомнения у меня вызывает это письмо, некоторые выражения. Действительно это
по Вашему благословению? Тогда не жалко и деньги перечислить. Но не хотелось
бы, чтобы кто-то воспользовался именем».
- Да, действительно
мы хотим восстановить храм во имя Святителя Николая Чудотворца, который был
разрушен на ВИЗе. На этом месте раньше был «птичий рынок». Сейчас его нет. Там
рядом есть центр оказания помощи наркозависимым, наркологический центр. Хотя
когда-то это здание было церковным. И в этом месте мы бы хотели воссоздать разрушенный
храм Святителя Николая Чудотворца. Страховая компания «Белая башня» тоже хотела
помочь чем-то. И они говорили, что если люди пожелают помочь Церкви, то они
могут оказать жертвователям бесплатную услугу по страхованию от укусов энцефалитных
клещей.
Наше благословение
на сбор средств для восстановления храма есть, но светская компания, возможно,
составила послание, не совсем правильно пользуясь церковным языком. Действительно,
есть такая просьба ко всем желающим помочь в строительстве храма и пожертвовать.
Там есть реквизиты. Не смущайтесь, что есть, может быть, какие-то ошибки, потому
что составили, видно, люди, не знающие хорошо церковную терминологию, поэтому
простите их.
- Спасибо, Владыка.
И еще звонок: «Я звоню из Севастополя. У нас такая просьба большая с сестрой.
Мы хотели бы забрать под опеку в Украину детей, двоих наших племянников, из
детского дома в Нижнем Тагиле. Сначала нам разрешили, еще в январе, по телефону.
Мы уже почти оформили документы, а когда приехали недавно, нам сказали, что
это нельзя, можно только усыновить. Но мы усыновить не можем, потому что мы
пенсионерки. Мы бы хотели Вашего содействия. И мы очень благодарны Вам за то,
что есть такой телеканал чудный, прекрасный. Это дает нам силы, помогает жить.
Спасибо Вам большое!»
- Спаси Господи!
Нужно было бы, конечно, обратиться в наш Учебный отдел. При Учебном отделе епархии
есть группа ответственных, которые помогают желающим усыновить, опеку оформить.
Эта группа знает, как оформить документы, как это все сделать. И они смогут
посодействовать в решении этого вопроса. Конечно, если надо будет мое ходатайство
и вмешательство, то мы постараемся это сделать.
- Владыка, в
каком случае священник может отказать прихожанину в принятии Покаяния? Что делать
в такой ситуации?
- Бывают
разные случаи. Бывает, человек совершает какие-то тяжкие грехи и не исправляется
– и не хочет исправляться: нет такого чувства покаяния, чтобы можно было этого
человека поисповедовать и разрешить его от совершенных грехов.
Есть такая практика – до какого-то определенного времени священник рекомендует
помолиться, сделать такие-то дела для того, чтобы прийти в сознание своей греховности,
чтобы человек стал более осознанно и болезненно относиться к своим грехам, чтобы
возненавидел грех, пожелал его больше не совершать. Вот в такое чувство должен
прийти человек. И, конечно, пока человек не приходит в такое состояние души
и не оплакивает свой грех, не кается чистосердечно, священник может не исповедовать.
Когда человек сознательно желает расстаться с грехом, тогда священник может
прочитать разрешительную молитву, помочь ему. А когда человек не хочет, просто
говорит: «Я не могу» – и все, тогда сложновато бывает.
В каждом
конкретном случае надо посмотреть, почему именно священник не принимает Исповедь.
Он может принять Исповедь, может послушать, но может по каким-то причинам не
дать разрешительную молитву на определенное время. Потом, когда человек придет
в состояние сознания своей греховности, священник это обязательно сделает. Поэтому
нужно индивидуально со священником побеседовать и спросить, почему именно такое
совершается.
- Владыка, у
нас снова телефонный звонок: «У меня такой вопрос: вот уже два года во время
чина торжества Православия у нас не произносятся анафемы. Насколько мне известно,
это нарушение богослужебного устава Церкви. Почему такое происходит?»
- В этом
году я был в Москве, и там тоже не произносили анафему. Совершал этот чин Святейший
Патриарх, поэтому я не думаю, что это нарушение. Это просто благословение. Мы
все должны прислушиваться к голосу чиноначалия нашей Церкви. Если чиноначалие
Церкви считает, что это не нужно пока, значит, надо прислушиваться. А если посчитает,
что это надо, необходимо, то включим в чин анафематствования те нарушения, которые
совершают люди. Я могу сказать свое мнение: сейчас большое количество людей
идет к Богу, хочет идти к Богу. Они еще на пути к Богу. И если на них накладывать
анафематствование, то, конечно, им очень будет неприятно слышать, мол, «я безбожник,
не верю в Бога. Я хотел бы верить, но пока еще не пришел к этому, а на меня
анафему провозглашают везде и всюду». Поэтому нужно быть очень внимательными.
Мы сейчас
трудимся и должны трудиться, по благословению нашего Святейшего Патриарха, над
тем, чтобы приводить людей к Богу любовью своей, старанием, добродушием, добротой,
а не какими-то жесткими мерами, которые могут отвратить от Церкви, от Бога.
Вот лично мое мнение. Хотелось бы, чтобы люди понимали, что не так все просто.
Не в этом главное. Главное, чтобы все мы, верующие люди, особенно те, которые
ратуют за чистоту Православия, более активно трудились, чтобы помочь людям,
по каким-то причинам не слышавшим о Христе Спасителе, не знающим о Нем, не могущим
самостоятельно прийти ко Христу, – помочь этим людям обрести Христа в своем
сердце, порадоваться общению со Христом и жизни христианской.
Поэтому наша
задача не отталкивать ничем людей от Бога, от Христа, а приближать их ко Христу
и помогать это сделать. Не какими-то строгими мерами, а добротой, кротостью
и любовью, к которой призывает нас апостол Павел.
- Владыка, спасибо.
И еще один телезритель хотел бы Вам задать вопрос: «В ГАИ при постановке на
учет выдали на автомобиль номера «666». Почему люди придают такое значение именно
этому числу, и какова история этого числа?»
- Мы знаем,
что в Апокалипсисе есть слова о том, что число зверя – «666». Это число дьявола,
врага Церкви, врага Бога и человека, который стремится к Богу. Поэтому люди
отрицательно относятся к этому числу, от него отказываются, если видят, что
есть такие сочетания цифр, боятся, чтобы они не были проводником бесовской силы.
- Владыка, а
машину с таким номером батюшка будет освящать?
- Мы имеем
такую веру, что когда мы освящаем что-либо, Господь очищает от всего бесовского,
от всего злого, что пребывает на том или ином предмете. Поэтому, если мы будем
верить во всемогущую силу Божию, то Господь сделает по нашей вере. Но если мы
будем сомневаться, то лучше, конечно, поменять номера.
|
|