ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          - «Владыка, как влияет на духовное развитие детей то, что в семье не крещена мама. Хотя апостол Павел говорит, что крещеный муж освящает некрещеную жену и жена то же самое. Как на духовное развитие детей это влияет вообще? Они ведь копируют нас полностью, берут пример – и хороший и плохой...»
          - Лучше всего, конечно, когда есть единство в семье между супругами, между отцом и матерью. Это единство и согласие родителей очень хорошо влияет на духовное состояние детей. Когда есть раздоры и непонимание в семье, это, как правило, негативно отражается на воспитании детей. Потому что они видят, чувствуют все и воспринимают в своем сердце. Но в данном случае, если вы постараетесь потрудиться с детьми так, чтобы они приобрели с Божией помощью веру Христову и были бы церковными людьми, то эти дети уже будут молиться вместе с вами за мать, чтобы мать обрела веру Христову. Им легче дать знания о Боге. Они более восприимчивы, и смогли бы быстрее обрести веру Христову и жить по вере. Когда они почувствуют Бога в своем сердце и сладость общения с Богом, то, конечно, дети будут болезновать душой, что мать еще не приобрела, не познала Бога, будут молиться усердно, чтобы Господь дал и матери дар молитвы, дар веры и церковной жизни.
          Действительно, благочестивый муж освящает неверующую жену и наоборот. Поэтому ваше усердие, ваше старание, ваша надежда на Бога принесут добрые плоды. Не унывайте, не отчаивайтесь, но надейтесь, что с Божией помощью эти трудности будут преодолены.
          - Звонок из Пскова: «Меня зовут Неля. Я крещеная, но меня крестили как Альмиду, а мне сказали, что такого имени нет. Я хотела узнать, что мне делать?»
          - Во-первых, надо так к этому относиться: если вы были крещены этим именем, то оно освящено в таинстве Крещения, и вы можете подавать записки и молиться, чтобы вас поминали этим именем. Если же вы не хотели бы иметь это имя, то его можно поменять. Прийти в церковь, попросить у священника благословения, чтобы он поменял имя. Есть такое правило святых отцов, например, святителя Филарета Московского, – в таинстве Покаяния и в таинстве Причастия Тела и Крови Христовых, когда мы идем на исповедь и когда священник читает молитву после покаяния, уже поминается, называется то имя, которое мы хотели бы иметь. И во время причастия, когда мы принимаем Тело и Кровь Христовы, тоже священник называет человека новым именем. Таким образом можно эту ситуацию исправить.
          - И такой вопрос: «Почему Иисусу Христу нужно было родиться через Пресвятую Деву Марию. Почему Бог Отец не создал Бога Сына как Он, например, создал, первого человека Адама?»
          - Видимо, стоит уточнить, что Бог Отец не создал Бога Сына. Господь един по существу и троичен в лицах. Человек согрешил перед Богом и Господь послал Своего единородного Сына, чтобы искупить род человеческий через исправление, через изменение его: «Христос раждается, прежде падший воскресите образ».
          Надо было Господу Богу воплотиться от Пречистой Девы Марии, принять человеческую плоть и преобразить ее, изменить. То, что уже было создано Богом, надо было только преобразить, изменить от греха к правде Божией, к чистоте. И Господь совершил это великое дело нашего очищения, исправления нашей падшей природы. Вот что было необходимо – а не приход другого кого-то. Уже был создан Адам, но он осквернил образ Божий. И нужно было очистить этот образ. Это возможно только Богу. Никому другому. Ни одному из человеков это невозможно. Нужно было Самому Господу Богу прийти, чтобы восстановить, возродить падшую природу человеческую. И это Господь совершил.
          Мы недавно отпраздновали день Рождества Христова, вспоминая как раз это событие, когда Господь пришел восстановить падший образ, воскресить его. В этом главный смысл Рождества Христова. Не нового Адама хотел Господь создать, а его возродить, очистить и восстановить в своем прежнем состоянии. Дать ему ту жизнь, которую он получил, когда был создан Богом.
          Господь создал человека, дал ему райские обители, чтобы он наслаждался. Но человек пал. Он согрешил и лишился благодати. И Господь пришел, чтобы восстановить, возродить человека. Сейчас мы, после пришествия в мир Христа Спасителя, имеем такую возможность нашими усилиями, с Божией помощью Христовой, изменить наш падший образ и своим трудом достигнуть совершенства, получить то Царство Божие, те обители Божии, которые уготовал нам Господь для вечной жизни.
          - «Похоронила сына, погибшего в автокатастрофе. С него сняли нательный крест, который передали мне уже после похорон. Я надела на него при погребении новый крест. А его старый крест я теперь надела на себя и ношу. Правильно это или нет?
И еще второй вопрос: сын погиб во время строгого поста, 24 марта. Как правильно его поминать? Я, конечно, без вина поминаю, но рыбное можно или нет? Хотя знаю, что нельзя...»

          - Нет, конечно. Если идет Великий пост, то надо поминать по уставу, без спиртных напитков, без пищи, которая не положена в постное время. Сейчас многое возможно, есть масса продуктов постных, и приготовить можно любые хорошие блюда, но постные, и поминать усопшего вашего сына. А что касается нательного креста, то хорошо, что вы надели на сына новый крест. И, конечно, ничего страшного в том, что вы носите его старый крест.
          - «Я знаю, что моя вера в Господа Иисуса Христа истинна. Так почему же в мое сердце подчас закрадывается сомнение в существовании жизни после смерти. И с тем сомнением приходит страх, страх о полном уничтожении моего сознания после смерти телесной. Оттого ли это, что я только считаю, что истинно верую в Господа, а на самом деле вера моя не очень глубокая? Если это так, то как укрепить веру? Или же сомнения мои оттого, что я еще не принимал таинства Покаяния, и Господь не пришел в мое сердце?»
          - Да, конечно, таинство Покаяния нужно принимать, потому что через это таинство мы очищаем свою душу, и сердце наше просветляется благодатью Божией, мы больше укрепляемся в вере, в благочестивой жизни. Но то, что вкрадываются в душу сомнения, это есть проявление нашей падшей природы. Это наша испорченность, и с ней надо бороться. В этом и состоит наша задача, чтобы вести борьбу со всеми негативными проявлениями нашей души. Мы читаем в апостольских посланиях, что из сердца человека исходят злые помыслы, блуд, прелюбодейство, сомнения и т.д. Много грехов. А наша задача – бороться с этим грехом, молиться, чтобы Господь укрепил в вере. Как апостол Иаков говорит: «Чтобы укрепить в себе веру, надо просто просить у Бога, чтоб Господь умножил веру». «Господи, умножь мне веру».
          Вот по таким простым молитвам, обращенным к Богу, Господь укрепляет нашу веру. Мы знаем также, что в утренних и вечерних молитвах есть такие прошения, где мы просим об укреплении нашей веры. Если мы внимательно будем читать эти места, где мы просим веру умножить и укрепить, то Господь это сделает. Для того молитва и существует, чтобы просить и получить. Если просим с надеждой, просим с упованием, с верой, то Господь даст то, что мы просим.
          Борьба с сомнением –это противостояние тем сомнительным помыслам, что вас одолевают. Чтением Священного Писания, чтением святых отцов, которые утверждают нас в вере, утверждают нас в знании Божием. И, конечно, эти сомнительные помыслы уже не будут иметь той силы, потому что мы сразу будем противостоять им правильными мыслями, которые приобрели от святых отцов, действительно живших жизнью христовой, жизнью Евангелия. И ваши сомнения исчезнут.
          - Владыка, тогда такой вопрос: «А может ли человек быть тверд в своей вере, изучая Священное Писание, читая его, молясь домашней молитвой, изучая творения святых отцов, но не приступая к церковным таинствам?»
          - Сложно так утвердить веру, потому что «в злохудожную душу премудрость Божия не входит». Мы просто, можно сказать, себя обманываем в какой-то степени, полагая, что мы можем изучить святых отцов, Священное Писание и все знать, но к таинствам церковным не приступать. Наоборот, когда мы хотим познать истину Божию и тайны Божии, то мы можем это сделать только очистив свою душу от греха. Тогда это будет действительно настоящее познание премудрости Божией. А когда мы будем, читая или запоминая те или иные истины, знать их, то это нам не на пользу. Это нам даже во вред. Потому что подобное отношение к вопросам веры развивает кичливость, гордыню, и состояние души еще тяжелее будет. Прелесть будет, что, мол, я все знаю. Но если человек ничего не делает для Церкви Христовой, и в себе ничего не видит, а других осуждает, – на самом деле такой человек пустой, ничего он не знает и ничего не делает. Ведь знания тогда имеют силу, когда они применяются к жизни на практике. А когда они не применяются, то они очень опасны для человека. Поэтому и необходимы таинства церковные, чтобы человек через Покаяние, через Причастие Тела и Крови Христовых, через таинства церковные очистил свою душу, чтобы благодать Божия вошла и просветила ум. Чтобы человек мог с Божией помощью исполнить и применить в своей жизни то, что он узнал от святых отцов, из Священного Писания. Чтоб он мог это сделать, а не только знал и не делал.
          Еще есть такие слова в Священном Писании: «Кто знает много, с того много и спросится». А если человек знает и не делает, то, конечно, спрос будет большой. Поэтому по мере углубления в премудрость Божию, знание Божественное, углублении в эти истины, должен человек применять эти истины на в своей жизни. И тогда они имеют силу большую, и она приводит человека к совершенству.
          - «Часто, бывает, в командировках по служебным делам, на заводах, в Великий пост приходится вкушать ту пищу, которая там готовится. Часто совсем не постную. Потом приезжаешь – как подготовиться ко Причастию? Является ли это грехом? Как молиться, когда в столовых заводских много народу? Про себя можно ли читать молитвы перед вкушением пищи?»
          - Да, конечно, можно про себя читать молитву. Однако следует отметить, что сейчас мы находимся в очень хорошем положении. В Великий пост или Рождественский пост, или в другие посты мы сейчас не стеснены тем, что нет постной пищи. Сейчас в любой столовой можно попросить, чтобы сделали постную пищу. Просто надо себя пересилить, превозмочь пресловутую «скромность», себя переубедить. Можно поститься везде, и не надо смущаться, что там где-то кушают, что они хотят. Мы должны кушать, что мы хотим, что нам положено. И можно заказать постную пищу в любом месте, сейчас готовят хорошо, нет проблем в этом деле. Нужно только желание. Если у человека есть желание и страх Божий, что он не хочет нарушить пост, то можно сытно покушать, чтобы были силы трудиться на той или иной работе, вкушая постную пищу.
          Поэтому надо стараться, чтобы не было этих смущений в душе нашей в командировках, в общении с друзьями, с близкими, родными, во время разных встреч. Конечно, если человек еще не тверд в вере, не тверд в христианской жизни, то он поддается таким искушениям – кушать, что все остальные едят. Но в этом отношении нам необходимо уже изменить себя, чтобы христианство, христианская жизнь вошла в жизнь нашего общества. Ведь вошли же в нашу жизнь неправославные обычаи, а сейчас мы должны добиться, чтобы в нашу жизнь вошла православная, христианская традиция.
          У нас, православных христиан, есть свои традиции, свои правила жизни. Их когда-то вытеснили без особого спроса, а сейчас мы не с угрозой или агрессивностью, а просто своим личным примером, спокойно, с добротой, совершаем свои христианские обычаи. Если еще окружение не привыкло к этому, чтоб не смущать их и не позволять насмеяться над молитвой, можно молиться про себя. Прочитать «Отче наш», мысленно благословить пищу, сесть за трапезой и вкушать ту пищу, которую вы заказали, постную пищу.
          А если окружение будет спрашивать, почему так, – вы твердо, спокойненько будете говорить. Тема хорошая для разговора появится. Вы будете говорить о посте, о христианстве, о христианских правилах жизни и тем самым сможете подействовать на людей, проявить своего рода миссионерское служение. И может быть от этого нашего слова многие, нас окружающие люди скажут: «Действительно, что в этом плохого? Давай, я тоже попробую». Неплохо молиться и благословлять пищу, потому что сейчас, мы знаем, даже наука доказала – молитва перед пищей освящает ее, очищает пищу от разных негативных влияний, и она более благотворно влияет на наше здоровье. Мы об этом должны сказать людям, они же не знают. Поэтому, может, и смеются, что не знают. А если бы мы рассказали об этом, так они бы потом тоже сказали: «Да, я тоже помолюсь». Это чудо. Мы совершаем обычную молитву, складываем крестообразно персты, таким образом крестим пищу или воду и тем самым освящаем ее. Что плохого? Для здоровья хорошо, для души и для тела – хорошо. А люди этого не знают, поэтому это очень хорошо, что мы им рассказали, и для них будет открытие большое. И они будут радоваться и благодарить, что нашелся такой сильный, крепкий, мужественный человек, который не постеснялся, сказал все, что у него в душе есть. И поделился своим знанием, которое дает человеку добро, радость, утешение, помогает ему в жизни.
          Так или иначе, люди сталкиваются с разными трудностями. А если сказать, что нужно перекреститься, помолиться, сходить в церковь, покаяться, поисповедоваться, мы человеку поможем выстоять в любой ситуации. Он же не знает об этом. И надо об этом говорить, потому что в школах не учат, дома не знают... А мы стесняемся, чтобы, не дай Бог, кто-то что-то там усмотрел в нашем поведении. Наоборот, сейчас всем нужно говорить, объяснять, толковать с духом кротости, с любовью.
          Конечно, есть такие моменты, когда человек не воспринимает, – тогда оставляем его на волю Божию. А если видим, что он хочет что-то узнать, то наши слова и поступки послужат только во славу Божию.
          - Мария Дмитриевна из Балтыма прислала такой вопрос: «Я люблю церковь, но когда хожу в храм, я только плачу. Объясните, Владыка, почему люди, когда приходят в церковь, испытывают разные эмоции?»
          - Когда человек приходит в церковь, это значит, что он встречается с Богом. И его встречает благодать Божия. Господь посещает душу человека разными путями. Благодать Божия действует по-разному в душе каждого человека. Одному дает умиление, другому слезы, третьему какую-то радость, утешение, умиротворение и т.д. Конечно, очень важно в таком состоянии, когда есть слезы, обратить эти слезы в слезы покаяния, вспомнить свои грехи, оплакивать их. Когда мы эти слезы обратим на путь покаяния, будем оплакивать свои грехи, то эти слезы станут очень хорошо омывать нашу душу, очищать ее, и дар слез принесет радость, утешение и освобождение души от тяжести греховной. Тем самым Господь еще больше откроет душу, чтобы человек видел больше свои недостатки, слабости, их оплакивал, их рассматривал и вел покаянную жизнь.
          - Александр задает вопрос: «Почему в сельских приходах священники влачат бедное существование? Если заболел, то ему никакой помощи. Ходит в обносках. Прихожане видят, как ему плохо, и пытаются помочь. Не называю приход и город, так как боюсь репрессий в отношении батюшки».
          - Никакие репрессии к батюшкам никто не применяет и не будет применять. Если есть какие-то проблемы, то священник должен прийти к своему Правящему Архиерею и об этом рассказать. Может быть, какая-то помощь будет оказана.
          Есть разные моменты. Но я хотел сказать, что ни один священник с голода не умирает никогда. Когда священник старается нести пастырскую деятельность и делает это настойчиво, то любой приход становится богатым. Потому что люди, видя благочестивую жизнь приходского священника, его старания, видя, что он старается, чтобы люди приобрели истину, приобрели правильную жизнь, – готовы для него все сделать, чтобы он не нуждался материально, имел самое необходимое в жизни. Поэтому выход из положения – это активная пастырская деятельность. И все станет на свои меcта.

          С архиепископом Викентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

          Программа «Архи-пастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
          На телекомпании «Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00,субботам – в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
          Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217-93-38.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.