|
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО И ВЕРХОТУРСКОГО
ВИКЕНТИЯ ПРАВОСЛАВНЫМ УРАЛЬЦАМ.
Что такое пришествие Христово?
Это избавление от рабства, освобождение от прежней нужды,
честь усыновления, источник отпущения грехов,
поистине бессмертная жизнь.
Святитель Иоанн Златоуст,
архиепископ Константинопольский
Возлюбленные
о Господе, дорогие отцы, иноки и инокини, братья и сестры!
C величайшей
радостью сердечной поздравляю вас с праздником Рождества Христова и наступающим
Новолетием милости Божией! Радуясь вместе с вами о явлении в мир Христа Спасителя,
мысленно припадая к Вифлеемским яслям, вместившим Невместимого, молитвенно желаю
вам и ближним вашим мира, добра, благоденствия, духовной крепости и обильной
помощи Божией в трудах и подвигах.
Мы празднуем
ныне величайшее событие в жизни человечества. Много тысячелетий люди, отделившиеся
от Господа и увлекаемые только своей греховной волей, впадали в нравственное
растление, и самые постыдные пороки и страсти владели ими. Кто мог поднять человечество
из этой казалось бы окончательной бездны погибели? Но, как пишет святитель Иоанн
Златоуст, архиепископ Константинопольский: «… и то служит доказательством
великого Божиего человеколюбия, что Бог не только дал Сына, но и отложил время
суда, чтобы согрешающие и неверующие могли очистить свои согрешения». А святитель
Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, разъясняет: «Для того
и воплотился Бог, как бы на иконе изображая и благочестие и добродетель, чтобы
каждый и каждая, взирая на Него, по возможности подражали Первообразу. Для того
носит наше тело, чтобы и мы, сколько возможно подражали его жизни».
И вот «Явилась
благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2,11-13). Христос
пришел на землю, чтобы обличить гордость, зависть, ложь, клевету, направить
и укрепить род человеческий к соблюдению Божественных законов нравственности
и правды, победить грех, через Покаяние примирить человека с Богом в лоне созданной
Им Святой Церкви, приблизить человека к Богу, открыть перед ним райские двери.
Он есть Солнце Правды, освещающее греховную мглу, направляющее обильные лучи
святости в сердца людей: вокруг Него сосредо-тачиваются все, кто верует в Него,
любит Его, творит добро по заповедям Его, исполняет учение Христово и ищет покрова
любви Божией. Ибо пребывая в благодатном единении со Христом, всякий человек
просвещается и освящается Его благодатью, получает духовную силу к достижению
вечности в обителях Христовых.
Почему сердце
всякого человека, даже пока далекого от Веры Православной, от Церкви, преисполнены
радости в этот праздничный день? На этот вопрос очень точно ответил в свое время
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен:
«Чего хочет
живое человеческое сердце? Многого оно хочет. Прежде всего того, чтобы человек
никогда не умирал, чтобы никогда не прекращалась та жизнь, какою живут его мысль,
его воля, его чувства. Больше того, сердце хочет, чтобы за порогом земной жизни,
почти всегда облитой слезами, повитой скорбями, наш бессмертный дух наслаждался
вечным счастьем и ничем не нарушаемым покоем. Сердце наше стремится к избавлению
от тех страданий, какими неизбежно сопровождается земной путь каждого человека,
и, если нельзя от страданий найти избавления, просит их смягчения, ищет найти
в себе такую силу, которая могла бы служить опорой в перенесении страданий,
которая помогла бы их преодолеть. Когда совесть обличает человека в содеянных
им грехах и преступлениях и когда сердце плачет слезами раскаяния, оно жаждет
для себя прощения и утешения.
И вот все,
чего хочет, чего требует, чего ищет сердце человека, оно в полной и совершенной
мере получает от Того, Чье Рождество Церковь зовет нас прославить. Оно стремится
к счастью и его находит в Господе Иисусе Христе».
О том же
говорит и святитель Феофан Затворник: «Дело, совершенное рождшимся Господом,
касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу,
врачевство, мир; обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, кои испытывают
это в ceбe, незачем говорить: «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться;
а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь»; они не могут радоваться.
Связанный по рукам и по ногам, сколько не говори ему: «радуйся избавлению» –
не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как
вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать:
«Пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления
от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец – Христос, Спас мира».
Потому, дорогие
братья и сестры, мы не только сами должны преисполниться радости о Рождшемся
Спасителе нашем, но стремиться всячески открыть истины Веры Отеческой всем окружающим
нас. Ибо к каждому из нас обращены слова Святого Писания: «…обративший грешника
от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.
5, 20).
Дорогие братья
и сестры! Что крепче Веры Отеческой сможет утвердить нас и соотечественников
наших в повседневных трудах и заботах? Его Святейшество, Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II дает нам свое Первосвятительское наставление,
которое каждый из нас да применит к себе: «Если мы хотим, чтобы у нас было достойное
будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить
душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству».
Будем же
всячески стремиться укрепить в своем сердце Веру Православную, укрепить Веру
в нашем обществе, в нашей жизни. Будем стремиться совершенствоваться в доброделании,
благочестии и нравственной жизни. Будем стремиться научить всех нас окружающих
людей, чтобы относились к святыням Православия с благоговением и почтением,
с уважением и должным вниманием. Будем стремиться стяжать благодать Святого
Духа добродетельной и Богоугодной жизнью, чтобы делать все дела во имя Христово.
Ибо делаемое во имя Христа Спасителя дает нам великую благодать и силу для нашего
обновления и преображения, для того, чтобы в нас и через нас изменилось наше
Отечество, чтобы Россия смогла вновь возвратить себе наименование – Святая Русь.
Пусть же
всякий, услышав праздничный перезвон колоколов церковных, подобно простецам-пастухам
да скажет в сердце своем: « пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось,
о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2, 14), и направит путь свой в храм Божий,
чтобы увидеть дивное чудо Боговоплощения и стать и свидетелем, и сопричастником
его. Поспешим же, дорогие братья и сестры, в храмы Божии, приведем с собой родителей
и детей, внуков и соседей, чтоб затеплить свечу перед святыми образами, чтоб
помолиться Господу и Богу нашему Иисусу Христу, нас ради человек и нашего ради
спасения ныне сшедшего с небес!
Будем же
следовать в эти Святые дни наставлению святого преподобного Амвросия Оптинского:
«Смиряясь
и зазирая себя, да внемлем усердно с благоговением чтению и пению церковному
и от них, яко от источника жизни и бессмертия, да почерпаем себе утешение и
вразумление, и спасение, милостию и неизреченным человеколюбием Воплотившагося
нас ради Сына Божия, Ему же подобает слава и держава, честь и поклонение, со
безначальным Его Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом, ныне и присно,
и во веки веков».
А в наступающие
Святые дни с ревностью о Рождшемся Спасителе нашем усилим свои труды доброделания,
принесем в каждый дом радость о Господе нашем Иисусе Христе, посетим тех, кто
нуждается в нашей помощи - страждущих и обездоленных, болящих и сирых, пребывающих
в узах и унывающих братьев и сестер наших. Ибо, поступая так, мы готовим себе
ни с чем не сравнимую радость услышать в будущем от Господа: «...приидите,
благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником,
и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня;
в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 34-36).
Возлюбленные
о Господе, дорогие отцы, иноки и инокини, братья и сестры! Будем же стремиться
пронести нашу радость о Рождшемся Господе через все дни наступающего Новолетия
милости Божией. Да будет же для всех нас этот год, отмеченный знаменательной
датой 90-летия обретения иконы Божией Матери «Державная», временем покаяния
и исправления, годом обновления нравственного. Постараемся, по слову Апостольскому
«отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных
похотях, а …облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и
святости истины» (Ефес. 4, 22-24). Ибо именно этого хочет от нас Спаситель
наш, ныне пришедший к нам, чтобы научить человечество Божественному небесному
Закону, любви к Богу и ближнему, чтобы соединить нас с Богом и даровать нам
жизнь вечную в Царствии Своем. Христос Спаситель, ныне Рождшийся в Вифлееме,
да хранит нас во все дни нашей земной жизни!
С Божиим
благословением,
ВИКЕНТИЙ,
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ
Рождество Христово
2006-2007 г.
|
|