|
РУКОВОДИТЕЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ОТДЕЛА ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ ИННОКЕНТИЙ
ГРИГОРЬЕВ: "ПОЧЕМУ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТРУДНО ВОЙТИ В ПРИХОДСКУЮ ЖИЗНЬ?"
Молодежь
в Церкви – реальность или условность?
Однажды на
встрече с сотрудниками Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи
при Даниловом монастыре митрополит Кирилл высказал мысль, что неправомерно в
Церкви выделять молодежь как некую особую группу людей. В то же время молодежи
свойственно более острое восприятие многих вещей и вообще жизни, поэтому молодежь
является неким индикатором проблем, общих для всех людей. Другое дело, что наши
молодые люди отличаются от тех, какими были мы в советское время, они иначе
относятся ко многим реалиям нашей жизни. Для них недостаточны ссылки на какую-либо
традицию, авторитет, им нужно доказывать то, что ты говоришь. Они более требовательны
к добросовестности, более открыты к правде жизни, более честны, более смелы.
Взрослые люди, уже имеющие семьи, проще абстрагируются от многих проблем, им
проще жить частной жизнью. Молодежь в этом смысле гораздо более социальна, ей
необходимо общение, ей необходимо какое-то совместное делание, ей необходим,
наконец, поиск смысла во всем. И если говорить о проблемах, то оказывается,
что именно это не получает отклика со стороны Церкви. Молодежь в Церкви часто
брошена, она особо никому не нужна; специальной молодежной работы в Церкви почти
нет. Это главная проблема.
Молодость
– это небольшой отрезок времени, который дан человеку как наиболее плодотворный
и продуктивный этап его становления и развития, когда человек может многое сделать
для себя сам и привлечь ресурс извне для построения своей будущей жизни.
В Церкви
есть место как для личной духовной жизни, так и для общинной жизни, в которой
люди могут на деле реализовывать то, что они получают в учении Христовом. Это
– возможность творить добрые дела, иметь общение друг с другом в любви и тому
подобное. Одна из особенностей молодежи – то, что она, как никакая другая социальная
группа, нуждается в этом. Поэтому задача Церкви – не только привлечь человека
на богослужения, направить на путь спасения, но и помочь во всей своей жизни
стать христианином, а это возможно при развитой общинной жизни. С сожалением
нужно сказать, что у нас в церковной жизни очень мало делается в этом отношении,
особенно на фоне успехов протестантов. От церковных структур молодежь почти
не получает помощи – ни материальной, ни духовной. Задача приходов состоит,
в частности, и в том, чтобы была обеспечена преемственность, чтобы были закреплены
определенные формы работы, которые могли бы быть использованы следующим поколением
людей. Всего этого, к сожалению, нет; все осуществляется без программы, без
фиксации опыта. На данном этапе необходимо разработать комплект программ по
работе с молодежью силами всех епархиальных структур, с целью:
1) популяризации
в молодежной среде вопросов о духовном развитии человека и нравственного подхода
к решению проблем общества;
2) появления
подготовленных лидеров в молодежной среде;
3) появления
новых актуальных общественных проектов. Следующий шаг – научение уже заинтересованной
молодежи основам жизни в Церкви.
Если мы хотим,
чтобы у нас было будущее, мы должны планомерно, серьезно и ответственно строить
свою работу. Почему сегодня этому уделяется так мало внимания?
Этому есть
две причины. Первая состоит в том, что мы своим менталитетом, своим церковно-историческим
сознанием находимся еще в прошлой эпохе, мы не осмыслили современность. Это
идеологическая проблема, ее корень - в том, что Церковь более полутора тысяч
лет существовала в состоянии симфонии, определенного симбиоза с государством.
Сейчас Церковь свободна, но она оказалась к этому совершенно не готова: слишком
велика сила инерции византийского и имперского периода церковной истории. А
вторая причина - в том, что нет денег, а когда они есть, они больше идут на
материальную сторону жизни, на восстановление храмов, например, а не на устроение
внутренней церковной жизни. Нужно созидать не только стены, но и Церковь как
Тело Христово, поскольку именно на Евхаристическом, Литургическом общении и
строится вся общинная жизнь.
Что возможно
сделать уже сейчас?
Исходя из
задачи просвещения молодежи Евангельским светом и получения результата, такого,
как увеличение молодежи в храмах, мы должны четко осознать, при каких условиях
это возможно. И первое условие, которое необходимо отметить, это повышение культурного
уровня молодых людей и изменение мировоззрения – с атеистического и секулярного
на религиозное.
Знания религиозных
основ сами по себе не дают мировоззренческого эффекта, не преодолевают противоречивость
мировоззрения, следовате-льно, не становятся и основой жизнедеятельности человека.
Человек, по словам Бахтина, формируется и осознает себя только в общении, а
изменить мировоззрение он может только через формулирование своей позиции, через
ее публичное выражение. Из этого вытекает следующее:
- Знания
– это только один, хотя и очень важный, элемент влияния на мировоззрение. Форма
здесь понятна, это учебный процесс.
- Вторая
составляющая такого влияния – это формирование условий для работы сознания человека
и свободы мысли. Это такие виды общения, как дискуссия, диалог, обмен мнениями,
защита собственной позиции. Возможные формы воплощения – тематические клубы,
игры, конкурсы, «круглые столы», семинары, интернет форумы и т.д.
Феофан Затворник
в своем труде «Путь ко спасению» пишет о том, что нужно питать не только дух,
но и сердце, ум, тело. В частности, о питании ума он пишет, что полезно «совещание
дружеское»…
В Приветственном
послании Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия II к участникам конференции
«Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения», были такие слова:
«Доля ответственности за будущее Церкви и страны уже сейчас лежит и на молодых
людях. В связи с этим особенно важно услышать голос православной молодежи, узнать
проблемы и чаяния молодых людей - как они видят миссионерскую работу со своими
сверстниками, как оценивают свои возможности в этом служении, что нового предлагают
для развития духовно-просветительской работы среди подрастающего поколения».
- Третья
составляющая – это личный опыт, объективирующийся через творческое самовыражение.
Это такие формы, как выставки, социальные и общественные проекты, театр, концерты.
Все вышеперечисленное
влияет на изменение мировоззрения и повышение культурного уровня молодого человека,
на который только и может лечь слово Истины. На сегодняшний день мы можем констатировать,
что общий культурный фон – низкий, а мировоззрение – потребительское. Все это
порождает бездуховность и, как следствие, отсутствие у молодежи активной гражданской
позиции, отсутствие стремления к правде, отсутствие опыта отстаивания собственных
идеалов. К сожалению, это все относится и к воцерковленной молодежи. Духовный
человек всегда активен, в том числе и в нецерковном обществе. Культурный уровень
и духовная жизнь человека всегда связаны.
Без отстаивания
своих убеждений, без активного включения в социальную и общественную жизнь,
как формы подкрепления делами своей веры, без поддержки взрослых в конкретных
жизненных ситуациях, молодой человек не сможет сформироваться как полноценная
духовная личность.
Вопросы,
которые я затронул в докладе, активно обсуждаются на различных семинарах и конференциях,
организуемых синодальными отделами и патриаршими центрами.
Так, 16 февраля
2005 года в Московском Даниловом монастыре прошла конференция «Современная молодежь
в Церкви: проблемы и пути их решения», организованная Патриаршим центром духовного
развития детей и молодежи совместно с Отделом по делам молодежи Московского
Патриархата и Всероссийским православным молодежным движением.
В материалах
конференции (см. приложение к докладу) есть важный материал по работе с различными
группами молодежи, а главное, там дается полноценное представление о том, что
молодежь – это особая группа в нашем обществе, с которой необходимо проводить
особую работу, требующую определенной специальной подготовки. Его Святейшество,
Святейший Патриарх Алексий II благословил, чтобы данные материалы изучались
на каждом приходе, т.к. задача работы с молодежью является приоритетной для
Русской Православной Церкви. Со своей стороны, Молодежный отдел Екатеринбургской
епархии осуществляет знакомство приходской молодежи с материалами конференции
через обсуждение на слетах православной молодежи. Подобные конференции уже прошли
в селе Троицкое Богдановичского района, в г. Тавда, в г. Каменск-Уральский и
т.д. Мы готовы в любом городе нашей епархии провести такой слет с обучением
различным формам работы с молодежью, а также оказать помощь в создании городского
отделения Всероссийского Православного Молодежного Движения (УрО ВПМД).
Одна из задач
этих документов - изменение того взгляда на приходскую жизнь, который сложился
в советское и постсоветское время. Формы приходской жизни, которые сложились
вынужденно, под давлением или спонтанно, исключали какое бы то ни было миссионерство,
какую бы то ни было социальную работу, какую бы то ни было подготовку церковных
кадров помимо священников. Подобная ситуация стала привычной для многих клириков.
Приход же – это прежде всего община, а раз так, то она должна жить полной церковной
жизнью. Следовательно, на приходском уровне нужно осуществлять и миссионерское,
и молодежное, и социальное служение. И вот на это обращали особенное внимание
участники конференции. Если бы эти документы были приняты во внимание на епархиальном
и на приходском уровнях, то они могли бы быть очень полезны для организации
работы с молодежью.
Вообще, нужно
особо подчеркнуть, что будущее Церкви – в возрождении церковной общины. Если
мы обратимся к историческим источникам, то увидим, что исконное устроение Церкви
было именно общинное, именно там язычники видели ту любовь, о которой произносили
знаменитые слова: «Как они любят своего Христа и друг друга!» Это была именно
община, а не то, как сейчас – человек сидит дома, читает аскетическую литературу,
молится, а в храм приходит «индивидуально освящаться». Это время кончилось.
Оно кончилось объективно, и проблема заключается в том, что мы или примем эту
объективность и будем действовать в соответствии с ней, или мы просто сойдем
с исторической арены. Третьего не дано.
Особенностью
этих документов является их концептуальная выстроенность. Его Святейшество,
Святейший Патриарх Алексий II эти документы одобрил и сказал, что их следует
донести до церковной общественности.
|
|