|
ПРОФЕССОР, ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ВОГУЛКИН: "С УНИЧТОЖЕНИЯ
ЦАРСКОЙ СЕМЬИ В РОССИИ НАЧАЛОСЬ УНИЧТОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ - САМОЙ КРЕПКОЙ
В МИРЕ".
–
Сегодня мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором, проректором по
науке и развитию Уральского гуманитарного института протоиереем Сергием Вогулкиным.
Семнадцатого июля память Царственных Страстотерпцев – Царя Николая, Царицы Александры,
Царевича Алексия и Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Вся неделя
посвящена именно этому событию. Батюшка, поскольку Вы тоже занимаетесь семьей,
мне хотелось поговорить главным образом о том, насколько, по Вашему мнению,
Царская Семья служит нам примером в сегодняшнем воспитании, и Вы сказали такие
потрясающие слова, которые заключаются в том, что расстрел императорской семьи
– это вообще расстрел всех православных семей в России.
– Это действительно
так, потому что с уничтожения Царской Семьи началось уничтожение православных
семей, а православная семья – одна из самых крепких в мире семей, ее разрушить
было практически невозможно. До революции количество разводов составляло 5%,
это были единичные случаи. И эта крепкая семья совершенно не годилась для советского
строя. После расстрела Царской Семьи началось уничтожение православных семей
в России, потому что советской власти нужны были «винтики, шпунтики, шестереночки»,
которые крутятся в этой машине, а таких людей – полу-рабов не рождали православные
семьи.
С этого времени
и началось огромное бедствие для православной семьи, была разрушена сама основа
православной семьи, а основа любой семьи, цель и смысл – это рождение и воспитание
детей. Государство, разрушая православную семью, взяло ее роль на себя. Мы помним,
что первыми декретами советской власти женщина была уравнена в правах с мужчиной.
Ей дали мужскую работу, она встала за станок, села за трактор, и это привело
к тому, что женщина стала героиней труда. Это, в конце концов, и разрушило семью,
потому что основная забота женщины – семья, воспитание детей. А кто еще будет
воспитывать ее детей, если не она сама?! У мужчины другая роль. Мужчина в семье
– это социализирующий фактор, т.е. это защитник, человек, который обеспечивает
свою семью. Мужчина управляет всеми внешними проявлениями семьи, он выводит
детей в мир – вот основная роль мужчины. А роль женщины – это любовь, мир, умиротворение
внутри семьи, воспитание маленьких детей, девочек – будущих матерей. Такое нормальное
разделение труда было характерно для православной семьи. И это были многодетные,
очень прочные, хорошие семьи.
С расстрела
Царской Семьи началось физическое, духовное и политическое уничтожение российских
семей. То, что мы имеем сейчас – результат десятилетий разрушительной работы.
Мы испытываем вину за убийство Царской Семьи, мы приносим покаяние, говорим
о том, что надо возродить наши потерянные корни, надо соединить нашу историю
воедино, говорим о преемственности, – но почему-то забываем о том, что преемственность
на примере Царской Семьи должна быть и в семейных отношениях. Мы должны всеми
нашими силами возрождать те отношения, которые были в Царской Семье, потому
что это была действительно замечательная семья. Недаром современники и те люди,
которые знали эту семью, называли ее Святой еще до того, как она была уничтожена.
– Батюшка, мне
хотелось бы, чтобы Вы поделились именно своими знаниями о Царской Семье, что
Вас лично трогает в этих взаимоотношениях.
– Сейчас
мы связываем именно с семьей будущее нашей России. Во всех наших научных изысканиях,
находках есть некий идеал семьи. Это действительно семья, которая способна выполнить
все свои функции, и этих функций очень много. Так вот, если мы возьмем этот
идеал, который мы стремимся достичь в наше время, и сопоставим с Царской Семьей,
то оказывается, что идеал уже был воплощен. Мы видим Царя, который был замечательным
отцом, нежным, любящим и действительно ответственным за семью, тем человеком,
который в семье внушал всем доверие. Ведь недаром его дети были с ним откровенны
точно так же, как и с матерью. Они во всем ему признавались, все ему рассказывали,
и он давал им мудрые советы, как и полагается это делать отцу. Излишне он никогда
их не баловал, приучал к труду. И дочери, и сын выполняли достаточно серьезные
работы по дому, особенно это появилось во время их изгнания, когда они были
уже в заключении. Дети с удовольствием кололи дрова, расчищали дорожки и т.д.
Надо сказать, что это была очень строгая семья, несмотря на свое высокое положение.
Все поражались скромности этой семьи в пище, одежде, отношениях между ними.
Они никогда не кичились своим положением. Дети никогда не появлялись без крайней
необходимости на каких-то встречах, собраниях и очень переживали, когда к ним
обращались напыщенно, – пример отца и матери в этом отношении был очень ценен
для детей. Воспитание детей отличалось необыкновенным патриотизмом, любовью
к Родине. Они с детства воспитывались в таком духе, что должны все свои силы
отдать на благо Родине. То есть то, что мы сейчас в наших детях не видим, то,
о чем сейчас не говорится, было стержнем воспитания в Царской Семье. И мы знаем,
что во время Первой мировой войны пища Царской Семьи была скромной, они не позволяли
себе новых костюмов, платьев, и единственные платья, которые были сшиты дочерям,
– это платья сестер милосердия. Великие Княжны с большим трепетом и переживанием
готовились к экзамену на сестру милосердия. Выдержав экзамен, они шли в лазарет,
госпиталь и оказывали реальную помощь. Татьяна была операционной сестрой, а
ее сестры ухаживали за больными, убирали в палатах, совершали обычные дела милосердия
и своей скромностью, любовью, необыкновенным доброжелательством поражали всех,
кто был рядом с ними. Александра Феодоровна посещала больных туберкулезом, и
когда по каким-то причинам она не могла посещать больных, то отправляла своих
дочерей. Когда ей говорили, что это страшно опасно, она отвечала: «Все в воле
Божией. Дети должны знать не только положительную, но и отрицательную сторону
этой жизни». Поэтому они никогда не гнушались помогать самым бедным и несчастным.
Царевна Ольга свои первые наличные деньги отдала на лечение больного хромого
мальчика: она много наблюдала за тем, как он страдал, и знала, что у его родителей
не было денег на лечение.
Николай Второй
и Александра Феодоровна полностью воплотили идеал венчанной пары, – это была
действительно единая плоть, единый дух, это возвышало семью. Мы знаем, что Венчание
придает особое звучание семейным отношениям: люди соединены не только здесь,
на земле, но и за пределами земными, в бесконечной жизни. При Венчании в семью
дается ангел-хранитель, а это очень важно. Я прочитал много о жизни Царской
Семьи и не нахожу ни одного отрицательного момента. И может, это уже второе
распятие, только распятие не Христа, а Семьи, и может, оно должно было случиться,
чтобы мы поняли всю ценность этих отношений и сейчас стремились их воплотить,
– это очень трудно, сложно, но необходимо. Без этого не будет возрождения России.
Россия – это огромное число православных семей. И если мы сейчас останемся на
том же уровне семейных отношений, которые у нас сложились после революции, то
в воспитании детей мы нанесем огромный ущерб.
Как воспитывались
дети в Царской Семье? Родители очень внимательно следили за выбором друзей.
Друзьями Царевича и Великих Княжон не были дети из каких-то высокопоставленных
семей, нет, это были простые дети из среднего класса, но родители знали, что
эти дети доброжелательные, лишенные дурных привычек. Очень ограниченный был
круг общения у царских детей, с тем, чтобы дурное влияние к ним не проникало.
Родители сами выбирали книги для чтения детей и вместе с ними читали, – а это
огромное воздействие оказывает на ребенка, когда родители читают с детьми. Я
помню из своего детства, когда бабушка, дедушка, кто-то из родителей читали
мне. А потом я им читал, – это до сих пор оставило во мне радостные воспоминания.
Надо сказать
еще о необыкновенной скромности, которую прививали Николай Александрович и Александра
Феодоровна своим детям. Сейчас ее многим не хватает: дети не умеют себя ограничивать,
жить скромно, какие-то деньги, средства отдавать людям, которые более нуждаются.
Раньше была традиция – отдавать так называемую десятину церковную, которая шла
не только на строительство храмов, но и на строительство богаделен, больниц,
на помощь бедным.
То, что советская
власть уничтожила, выбила основной смысл семьи – ужасно. Мы знаем, что люди
физически уничтожались, целые казацкие деревни, поселения были расстреляны,
многие мужчины без всякого повода арестованы, сосланы, убиты. Это все было направлено
против семьи. Государство воспитывало детей с трехмесячного возраста (декретный
отпуск давался на три месяца), родители вынуждены были отдавать совсем маленького
ребенка в ясли и не видели его целыми днями; потом – в детский сад; а помимо
школьных уроков – еще и школьная продленка. Родители встречались со своими детьми
по субботам и воскресеньям, а летом – пионерский лагерь на три месяца, где дети
со знаменем маршировали под барабаны. Использовались все виды извлечения ребенка
из семьи, лишение его родительской опеки и внимания.
– Батюшка, хочется
остановиться на личности Наследника – Царевиче Алексие. Мы понимаем, насколько
велик интерес иностранцев, написаны даже книги о том, что из себя представлял
этот мальчик.
– Это был
совершенно необыкновенный ребенок. Страдалец. Мы прекрасно знаем, что такое
гемофилия – любая травма, царапина, которая в детском возрасте нормальное явление,
могли привести к смертельному исходу: открывалось кровотечение, которое остановить
было почти невозможно. И уже в раннем возрасте этот ребенок перенес столько
страданий, сколько человек, быть может, за всю свою жизнь не переносит: страдания
у такого рода больных очень велики. И, несмотря на это, Алексей сохранял совершенную
открытость, доверчивость, проявлял необыкновенную любовь, внимание к самым простым
людям. Он с большим удовольствием играл с детьми слуг. Это был добрый, хороший
и милый ребенок. В первые годы его жизни, чтобы оградить от случайностей, к
Царевичу были приставлены три дядьки, которые носили его на руках. Но потом
один преподаватель посоветовал дать Наследнику большую свободу, чтобы ребенок
мог сам решать свои проблемы, которых у него было больше, чем у других детей,
и родители мужественно на это пошли после серьезного разговора с Алексеем. Царевич
был очень рад свободе и, несмотря на свой еще малый возраст, проявил необыкновенную
силу воли: он знал, что многие вещи ему делать нельзя, потому что может погибнуть
и этим огорчить своих родителей. Он не боялся смерти, он боялся огорчить своих
родителей. Он обожал своего отца, во всем старался на него походить. Говоря
о скромности Царевича, можно отметить, что когда он с отцом приезжал на фронт,
то надевал обычную солдатскую шинельку и ничем не отличался от солдатских детей,
и все поражались этому обстоятельству. И в то же время, Алексей старался постоянно
находиться с отцом, он понимал, что Николай II временную разлуку с семьей очень
тяжело переносил, и своим присутствием сын старался облегчить эту ситуацию.
Такое стремление хорошо характеризует Царевича Алексия.
– Батюшка, хотелось
бы услышать Ваше мнение о Распутине, его отношении с Царской Семьей. Николай
II и Александра Феодоровна такие верующие, а допустили нечестивое поведение
в своем дворце, подчинились этому человеку.
– Вопрос
этот очень сложный исторически и политически. Дело в том, что для либералов,
которые окружали и предали Царскую Семью, было ненавистно все окружение Семьи.
Цель была одна – дискредитировать Царя и его семью. Мы прекрасно знаем, как
переделывали историю во времена советской власти, как ее переделывали либералы,
и мы слишком мало знаем правды. Мы знаем, сколько гадостей говорили о Царе,
сколько клеветы написано на Царскую Семью. Но к чистому человеку ничего не липнет,
он остается светлым, высоким, даже если его обливают грязью. А те, кто обливал,
сами в ней оказывались. Я думаю, что этот вопрос требует очень большого изучения.
– Отец Сергий,
люди, которые не понимают значения Царской Семьи, ищут постоянно грязи во всем,
в том числе и в Православии, они ищут фактов, достоверностей. Почему все это
нужно было, как здесь действует дьявол, как он разрушает Церковь, страну, взаимоотношения
между людьми? Для чего нужна нечистота вокруг чистых людей?
– Преподобный
Серафим Саровский, предвидя, что должно было случиться с нашим Царем, написал
ему завещание, и Царь, прочитав его, расплакался и сказал: «И все-таки я готов
всем пожертвовать ради России». Все, что случилось – это козни дьявола через
людей, которые оказались в этот момент в полном подчинении у него. Существует
очень большая опасность, что мы будем продолжать находиться в этих руках. А
мы знаем, что православный человек со своим нательным крестом может выйти против
дьявола и победить. Мне хотелось бы, чтобы все, кто имеет нательный православный
крест, взяли его в руки и вышли против дьявола, – тогда ему точно не устоять.
И я думаю, что это должно проявляться не только в наших добрых делах, но и в
нашем мировоззрении, которое включает и воззрение на нашу семью. Как мы будем
смотреть на нашу семью, как мы ее будем создавать, как мы будем ее удерживать,
воплощать веление Божие о семье, так и будем жить.
Беседовала
Полина Митрофанова
|
|