|
"НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ" СОЗДАН ПРИ ХРАМЕ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО.
Екатеринбург,
12 мая, "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". Инициатива
создания музея при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Каменске-Уральском
- воистину "низовая", народная, и принадлежит группе прихожан во главе
с Татьяной Ивановной Сарабанской, краеведом, известной каменцам по многочисленными
историческим публикациям в местной прессе. Идея приходского музея сразу нашла
поддержку и у настоятеля храма - митрофорного протоиерея Иоанна Агафонова, благословившего
верующих на собирание экспозиции.
Как вспоминает
нынешняя хранительница Покровского музея - Тамара Ивановна Чудинова - первыми
экспонатами - еще в конце 1980-х, во время работ по восстановлению храма - стали
куски старой церковной штукатурки с остатками росписи и диковинные для современного
человека огромные кованые гвозди. Параллельно прихожане фиксировали на фото
и бумаге "узловые" моменты восстания храма из руин - эти документы
довершают первый - "археологический" - этап рождения музейной экспозиции,
вслед за которым начался другой - "книжный".
Прихожане,
прослышав о зарождающемся музее, стали приносить в дар оставшиеся от бабушек,
дедушек, умерших родственников и знакомых, богослужебные и духовные книги дореволюционных
изданий. В настоящее время книжная экспозиция приходского музея насчитывает
около пятнадцати раритетов. Среди них, например, "Часослов", или "Часовник",
изданный в 1651 году, в период царствования государя Алексея Михайловича Романова.
К слову,
год выхода в свет этой книги установлен сотрудниками приходского музея самостоятельно
по специальной сопроводительной надписи, в традициях тогдашнего книгопечатания
помещенной на последних страницах. Три с половиной века потрепали, но не истребили
"Часослов" - даже переплет не рассыпался! Удивляет "вечная"
бумага - необыкновенно плотная и гибкая, чем-то напоминающая пергамент, и качество
печати - текст до сих пор абсолютно читаемый - никаких разводов и разрушений
краски!
Еще один
интересный экспонат книжного фонда - репринтное издание "Псалтири"
1866 года с книги, вышедшей в свет двумя столетиями раньше - в 1642 году. Наконец,
одно из последних поступлений - огромный, in folio, "Триодион" в бархатном
переплете, изданный типографией Киево-Печерской Лавры в 1894 году. Этот экспонат
принесен в дар музею священником Валерием Шихалевым.
В числе прихожан
Покровского храма оказались учителя, хорошо знакомые с музейной работой - Лариса
Васильевна Ильенко и Юлия Юрьевна Михайлова, они помогли каталогизировать и
описать растущий фонд.
…Для православного
сознания все, что по тем или иным причинам не попадает в живую реальность Священной
истории воистину мертвеет, прекращает свое бытие. По тем же самым причинам и
"стихийное" зарождение музея при Покровском храме изначально пошло
в русле "живой" экспозиции - такая форма аутентична, родственна православному
мироощущению.
"Академический"
музей систематизирует "древности", "живой" - собирает, животворит
Память, для которой временная протяженность не имеет значения: экспонат - своего
рода "посредник", коммуникатор, восстанавливающий живую связь творца
"вещи" с "экскурсантом", то есть человека с человеком. Ведь
память есть только у живого существа-человека, да и направлена только на живое
- человека: по-настоящему помнить, вспоминать и поминать можно только живое...
Есть такая
русская поговорка: "Иван, не помнящий родства". В ней негативная нравственная
оценка человека, не хранящего памяти - совершенно очевидна. Но только в контексте
православного мироощущения раскрывается глубинный - философский - смысл этой
сентенции. Человек, лишенный памяти - мертвец при жизни. Жизнь - это собирание
Памяти...
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|