|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ УРАЛЬЦЕВ В СТУДИИ
РАДИОСТАНЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ" (ТЕЛЕПРОГРАММА
"АРХИПАСТЫРЬ" 1 НОЯБРЯ 2005 ГОДА).
-
«Уважаемый Владыка! Я дал своим детям все, а теперь они от меня отворачиваются.
Что от них ждать дальше, и что мне с этим делать?»
- Когда человек
говорит, что дал детям все, а они отвернулись от матери или от отца, то, я думаю,
он не все дал. Если бы он дал самое главное, то они так бы не поступили. А главное,
что нужно, это воспитание, доброе и хорошее. Обычно родители хотят давать своим
детям материальное благополучие: хорошо одевать и давать образование. Это все
хорошо. Но важно дать еще и хорошее воспитание, чтобы они знали свое положение
в семье и свою ответственность перед Богом, перед родителями. Иначе потом дети
не будут понимать ценностей своих родителей, отвернутся, будут причинять родителям
много скорбей и болезней.
Поэтому очень
важно, чтобы родители дали хорошее воспитание. Если не получится дать детям
какие-то материальные блага, то это не страшно. Воспитанный, добрый человек
с хорошей душой сможет иметь все необходимое материальное для своей семьи. Но,
к сожалению, делают больше акцент именно на материальное, а это балует людей,
и молодые люди в силу своей немощи, слабости и греховности не ценят таких родительских
даров и уходят, причиняя боль родителям. Надо, наоборот, дать детям богатство
духовное, доброту, честность, любовь к своим родителям – это воспитывает их.
Тогда они почитают и уважают родителей. В общем, богатство духовное гораздо
важнее.
- Анатолий спрашивает:
«У меня жена торгует на рынке и ходит в юбке, и другим женщинам говорит, что
женщина должна ходить в юбке. Но торгует брюками. И когда покупательницы их
меряют, то она восхваляет: «Ой, как они вам идут!». У нас на счет этого всегда
возникают споры».
- Конечно,
если ваша жена понимает, что женщина должна ходить в юбке, а сама советует ходить
в брюках, то это не совсем соответствует ее духовности. Она просто идет против
своей совести из-за материальной цели, для того, чтобы больше продать. Мы много
говорим о том, что женщина должна носить подобающие одежды. Но брюки – это совсем
не женская одежда. В Священном Писании Ветхого Завета говорится, что женщина,
одевающаяся в мужские одежды, «мерзка перед Богом». Поэтому, если мы не хотим
быть отверженными перед Богом, то должны отказаться от брюк и лучше совершить
волю Божью, чем волю современной цивилизации.
- «Что такое
грех?» - спрашивает Евгений из Екатеринбурга.
- Грех –
это есть беззаконие и нарушение заповедей Божиих. Это нарушение нравственного
закона, который заложен в нашем сердце. Грех – это когда мы идем против своей
совести. Это нарушение того, что установил Господь Бог, чтобы человек следовал
этому пути и совершенствовался от силы в силу. Человек, который совершает грех,
конечно, деградирует. Он не выполняет то предназначение, которое дано человеку.
А должен совершенствоваться, должен идти путем исправления своей жизни и жить
по заповедям Божиим, делаться чище, нравственнее, духовнее, возвышеннее... То
есть должен приблизиться к Богу, к тому идеалу, к которому Господь нас призывает.
Если человек совершает грех, то этим самым не возвышает, а унижает свое достоинство.
И конец этого духовного направления – есть страдания, мучения, и мучения вечные.
И здесь, в земной жизни, грех приносит человеку очень много страданий, потому
что он вносит диссонанс и дисгармонию в нашу душу. Следствие дисгармонии – болезни
души, тела, которые очень сложно лечить. Поэтому мы и говорим, что причина нашей
болезни – это есть грех. Когда мы стараемся каяться в своих грехах, исправлять
свою жизнь, то быстрее излечивается та или иная болезнь. Поэтому очень важно,
чтобы мы осознали свои грехи и раскаялись в них. А покаяние заключается в том,
чтобы не делать больше грехов, а, напротив, творить добродетель. Это есть истинное
покаяние и исправление. Поэтому Церковь призывает нас возненавидеть грех и уклониться
от зла, делать благо.
- «На венчании
кто должен быть в свидетелях: близкие, родственники, крестные, знакомые?».
- На венчании
могут быть и знакомые, и близкие, друзья.
- Мария спрашивает:
«Если человек неверующий, но собирается прийти в церковь, можно ли прийти в
брюках?».
- Видимо,
так пристрастились к этим брюкам, что никак не могут от них отказаться. Бывает,
что приходят в церковь в юбках, а под юбками у них джинсы. Это ведь неудобно,
но женщины от брюк никак не отказываются. Мы никого из церкви не выгоняем, хочет
человек прийти – мы рады. Но желательно, чтобы человек, вошедший в храм Божий,
знал правила поведения в нем. Отношение к Богу, церковной жизни, определяется
и поведением в храме. Пусть вы и неверующий, и впервые хотите прийти в церковь,
но разумный и культурный человек, то нужно прийти, почитая те правила, которые
в Церкви существуют. Ну а если человек так привязан, что никак не может отказаться
от брюк, то пусть все равно приходит. Мы надеемся, что со временем люди поймут,
что нужно волю Божию выполнять, а от своей отречься, потому что наша воля ведет
нас ко грехам и падениям. Надо больше уповать на Бога, и стремиться жить по
воле Божией. Господь сказал всем, кто желает следовать за Ним: «Отвергнись от
себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Значит, первое, что нужно, – это
отречься от себя и нести свой крест, чтобы следовать за Христом. Вот к чему
нас Господь призывает. Если мы верим в Бога и знаем, что Он все видит, знает
и слышит, и требует от нас исполнения каких-то правил христианской жизни, то
мы должны подчиняться Господу. А пытаясь заставить Бога подчиниться нам, мы
стараемся Евангелие приспособить к себе. Евангелие – это голос Божий, к которому
мы должны прислушиваться и следовать ему, но не стараться жить по своей воле.
- Татьяна спрашивает:
«Заповедь «не судите, и не судимы будете» только к мирянам относится? Должны
ли ее придерживаться священники, или они могут осуждать человека?».
- Нет, эта
заповедь дана всем, и священникам в том числе. Священник в первую очередь должен
ее выполнять, потому что он этому учит прихожан, должен так же и поступать.
Не знаю, какие у вас обстоятельства сложились, если вы считаете, что священник
вас осуждает. Он может осуждать грех как и любой христианин, а не человека,
который его совершил. Нужно делать различия между рассуждением и осуждением.
Если мы осуждаем грех, то это не есть осуждение человека. Мы должны избавиться
от греха осуждения человека.
- «В Царские
дни в Екатеринбурге проходила выставка, и многие купили свечи, произведенные
в Нижнем Новгороде. Освящены они или нет?»
- Не знаю,
скорее всего, нет.
- «Можно ли распечатывать
иконы из интернета и, освятив их святой водой, молиться первообразу?» – спрашивает
Лариса из Верхней Салды.
- Конечно,
если понравилась та или иная икона и у вас нет ее, то вы можете ее распечатать,
сделать рамочку, освятить образок. Лучше всего принести икону в церковь, попросить
священника, чтобы он совершил чин освящения. Потом можно молиться перед ней.
- Елена из Красноярска
спрашивает: «В «Новостях» священник Евгений Попиченко призвал взять в свои семьи
брошенных детей. А взял бы он сам лично отказников на свое попечение?».
- Отец Евгений
Попиченко имеет своих четырех детей, и он еще планирует иметь детей. Поэтому
ему нет необходимости брать отказников. Мы советуем взять отказников тем, кто
не имеет детей или не может иметь больше. И осуждать священника, что он советует,
а сам не делает, здесь неуместно. Отец Евгений как руководитель Социального
отдела нашей Епархии говорит об этом. Ему поручено вести эту работу. Если у
вас есть такая проблема по усыновлению и опекунству, то можно обратиться к нему.
Отец Владимир Зязев, первый помощник правящего Архиерея, также имеет обязанность
помогать людям, которые желают усыновить детей в своих семьях. У нас есть и
такие священники, которые имеют таких детей. Священники берут в свои семьи отказников
и усыновляют, воспитывают их в Православной вере. Поэтому не смущайтесь, не
осуждайте, что вот мы говорим, а сами не делаем, у нас есть такие примеры, и
просим подражать этому.
- Елена из Богдановича
спрашивает: «Вы говорили, что многие женщины стремятся быть похожими на мужчин.
А в жизни – как в песне поется: «на десять девчонок по статистике девять ребят».
И многим женщинам приходится быть и за мужчину, и за женщину. Много одиноких
матерей, которым нужно быть сильными и зарабатывать деньги. Как вы к этому относитесь?».
- Да, есть
у нас такая проблема. Это из-за того, что нет хорошего нравственного воспитания,
и семьи быстро распадаются. К сожалению, остаются женщины одинокими с тремя
или двумя детьми и, конечно, им нужно быть сильными и мужественными, чтобы преодолевать
трудности этой жизни. Но мы знаем и такие случаи в истории нашего Отечества,
когда женщины оставались без мужчин после войны. И они несли тяготы, воспитывали
детей. Давали очень хорошее образование и воспитание, все делали для того, чтобы
дети стали хорошими людьми, полезными нашему обществу. Потому что главный акцент
они делали на воспитании.
И очень важно,
что они не старались быть мужчинами. Они были настоящими женщинами, которые
стремились, в силу своих способностей и дарований Божиих, делать все возможное,
чтобы воспитать своих детей, быть примером для подражания своим сыновьям или
дочерям. Потому мама была высоконравственная и высокодуховная, очень религиозная
женщина. А дети видели в своей матери все самое лучшее и возвышенное. И, конечно,
эти дети не могли быть плохими. Потом они создавали семьи и содержали своих
детей с большой любовью. Сейчас мы видим другое: многие мамы не совсем правильный
и духовный образ жизни ведут, иногда даже при своих же детях поступают аморально.
Это все сказывается негативно на детях. И потом, когда те вырастут, скажут,
что мама такая же была... К сожалению, сейчас можно увидеть, что не все женщины
могут отрекаться от каких-то своих наслаждений ради детей. Надо, чтобы дети
не увидели в своей маме что-то такое нехорошее, от чего та же мама будет потом
страдать.
Мы сейчас
слышали, как дети отвернулись от отца, потому что они увидели, что он ведет
себя не совсем высоконравственно. А если бы дети видели эталон высокой нравственной
жизни, они бы не посмели так себя вести. Они бы благоговели перед своими родителями.
Если даже случилась такая беда, что распалась семья и у мужа или жены остались
дети, то родители должны вести высокий, нравственный образ жизни, чтобы дать
пример своим детям.
Нам нужно,
чтобы бы-ла позитивная преемственность. Важно, даже когда родитель один, чтобы
он воспитывал высоконравственно.
- Клавдия из
Екатеринбурга спрашивает: «Напротив кафедрального собора опасный пешеходный
переход. Возможно ли обратиться в ГАИ с просьбой, чтобы обезопасили этот участок
дороги?».
- Конечно,
нужно будет обратиться к органам власти, чтобы они подумали, как обезопасить
этот участок дороги.
- «Можно ли класть
милостыню в церковную кружку за самоубийц и молиться святым об их помиловании
в частной молитве?»
- За самоубийц
мы в храме не молимся. Не поминаем за богослужением, не подаем записки, но совершаем
милости об упокоении души. Мы можем молиться дома за них, просить помощи у святых
угодников Божиих, чтобы Господь по молитвам святых помиловал душу усопшего.
И постараться самим жить благочестиво и церковно, чтобы этим принести пользу
и самому человеку, который испытывает это горе, и той душе, которая ушла из
этого мира с таким тяжким, страшным грехом. Это исправление жизни близкого человека
принесет большую пользу.
- Анатолий из
Верхней Пышмы спрашивает: «Совершает ли женщина грех, если она, с запахом спиртного,
начинает рассказывать язычникам или другим людям о вопросах веры? И как должна
вести себя христианка, если она на работе окружена иноверцами, мусульманами?».
- Если эта
женщина постоянно употребляет спиртные напитки, то есть она сама находится во
грехе, но других поучает, то, конечно, это недостойно. Ну, а если она случайно,
на каких-то встречах, употребила небольшое количество спиртных напитков и говорит
о Боге, то это, я думаю, не является грехом, потому что умеренное употребление
спиртных напитков не возбраняется. А когда это делается постоянно и не в умеренных
количествах, – это грех, и недостойно православного христианина. Но все равно,
когда человек говорит о Боге и призывает к жизни по заповедям Божиим, это хорошо.
Потому что, в этом случае, он сам себя осуждает, и совесть его мучает, а разговор
о Боге, даже в таком состоянии, воздействует на душу человека. Укор совести
еще больше увеличивается и подвигает человека к тому, чтобы он оставил греховное
занятие.
Она должна
вести себя как христианка, чтобы показать Православие в своих делах, поступках,
своим поведением. И не стесняться исповедовать свою веру, когда она находится
среди мусульман.
- Александра
из Екатеринбурга спрашивает: «В одних храмах во время шестипсалмия гасят свечи
целиком, в других – оставляют по одной горящей свече на подсвечнике. Как правильно
поступать?».
- Оставляется
одна свеча для того, чтобы, когда закончится чтение шестипсалмия, можно было
от этой свечи зажечь другие. Поэтому здесь ничего сложного нет. А в других храмах
гасятся свечи, потому что на соседних подсвечниках есть лампадочка и от нее
можно будет зажечь другие свечи. В этом нет особого греха.
- «В родительскую
субботу после совершения панихиды нужно ли забирать принесенные продукты, чтобы
на кла-дбище помянуть усопших, или нужно оставлять все в храме?».
- Я думаю,
если вы принесли в церковь жертву за упокоение души наших предков, то эту жертву
нужно оставить. Потому что здесь мы их поминали и за них молились. Пусть из
храма люди и возьмут, чтобы в дальнейшем поминать усопших рабов Божиих. А на
кладбище можно принести другие продукты, чтобы с близкими и друзьями помянуть
усопших.
С архиепископом
Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи -
Илья ОСТАНИН
Программа «Архипастырь»
выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям, в 20.00.
На епархиальной
радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
На телекомпании
«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00,субботам
– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
Свои вопросы Владыке
Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217-93-38.
Храни вас Господь!
|
|