|
ДОКЛАД ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВИКЕНТИЯ, АРХИЕПИСКОПА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО
И ВЕРХОТУРСКОГО, НА КОНФЕРЕНЦИИ "ЦЕРКОВЬ И СМИ. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ".
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ
СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ"
Екатеринбург, 5 октября, "Информационное агентство Екатеринбургской
епархии".
Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы!
Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!
На протяжении
столетий любимым чтением наших благочестивых предков были жития святых. В них
наши прадеды и деды черпали пример для подражания, ободрение в скорбях, уверенность
в том, что Господь никогда не оставляет всесильной своей помощью верных чад
Своих. И нам полезно следовать этому доброму примеру в наших нынешних обстоятельствах.
И наиболее полезным для нас является углубленное изучение житий Новомучеников
и Исповедников Российских. Они близки нам и по времени своего подвига, и по
своей принадлежности к нашему Отечеству, Богом нам данному. Только обращаясь
к духовному подвигу Новомучеников и Исповедников Российских, к житию и кончине
Святых Царственных Страстотерпцев, мы можем обрести верные нравственные ориентиры.
Только так можем возродить в народе нашем Веру и благочестие, милосердие и доброделание,
чтобы через эти добродетели освятилась наша жизнь, произошли, наконец, необходимые
добрые перемены в Отечестве нашем. Но чтобы принять на себя этот жертвенный
труд во имя нашей Родины, надо любить ее, надо быть патриотом России.
Любовь к
Отечеству - исходное, вложенное в каждого человека глубинное чувство. Оно зарождается,
когда ребенок начинает любить своих родителей, а затем и сродников, и близких.
Оно крепнет, когда подросток познает красоту, историю и особенности своих родных
мест. Оно достигает полноты развития, когда человек становится гражданином,
осознает свою ответственность перед Богом и своим Отечеством за будущее своей
Родины. Из этого мы видим, что при правильном воспитании, основанном на истинных
христианских ценностях, привитых к национальной почве, патриотизм не надо специально
усиленно взращивать, он как бы вызревает сам.
Именно так
происходило в Царской семье. Мы знаем, как понимали патриотизм святые Царственные
Страстотерпцы из заметок самой святой Императрицы Александры Феодоровны. Она
писала:
"Истинная
патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Это не слепое
обожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена
тем, как ее будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнить
ее высшее предназначение. Любовь к Родине по силе близка любви к Богу. Любовь
к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь
отцовскую, часто трудную, и эта любовь не исключает любви к другим странам и
всему человечеству. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть
что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. Патриот видит в своей
стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же
время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так
как это является частью величия нации. Хотя и видимы ее поля и города, ее высшее
величество и главные святыни, как и все духовное, это сфера невидимого".
Как мы видим,
Православная Вера для святых Царственных Страстотерпцев была краеугольным камнем,
основанием их патриотизма. Именно она давала им силы в испытаниях по словам
Господа: "Иго мое благо, и бремя мое легко есть" (Мф. 11, 30).
Христианская
составляющая была тогда весьма значительна и в государственном устройстве, и
в воспитании подрастающего поколения, и в литературе и в искусстве и во всей
повседневной жизни. Сам Николай II прошел в свое время эту многообразную школу
патриотического воспитания под руководством своего отца Александра III, так
же он воспитывал и своих детей. Дети познавали родную культуру, знакомились
с лучшими образцами русской классики и с ее первоисточником народным творчеством.
Особенно любил слушать народные сказки Наследники престола Царевич Алексей.
Тогдашняя русская классическая литература имела прочные православные корни,
знакомство с ней, с поднимаемыми искусством духовно-нравственными проблемами
как бы перекликалось тем личным религиозным опытом, который имели дети. Ведь
они с самых малых лет участвовали в Богослужениях, где молились и "о стране
Российской, властях и воинстве ея". И посещая православные святыни, участвуя
в общенародных торжествах, члены Царской семьи всем сердцем прикасались к истории
своего Отечества, осознавали себя как продолжателей деяний многих и многих поколений
своих предшественников.
К сожалению,
сегодня мы видим, что именно изучение отечественной истории, изучение классической
литературы, даже овладение всеми богатствами русского языка не занимает в общеобразовательной
школе должного места, отступая перед натиском естественно-научных дисциплин.
И это не может ни беспокоить.
Очень важно
и то, что Царственные дети всегда имели перед собой пример родителей, горячо
любящих Россию. При этом дети видели, как эта любовь к Отечеству воплощается
в конкретные дела, в ревностное исполнение родителями своих государственных
обязанностей, в дела милосердия, в заботу о благе России. И какой яркий пример
общественного патриотического служения явили в годы первой мировой войны великие
княжны, когда вместе с матерью-императрицей стали обыкновенными сестрами милосердия
в военном госпитале! На этом добром примере нам надо воспитывать ныне наших
прихожан, наших детей, развивая социальное служение наших приходов. Пусть они
почувствуют радость от того, что подали воды лежачему больному, развеяли уныние
одинокого человека, преподнесли кому-то пусть небольшой, но сделанный своими
руками подарок.
Патриотизм
Святых Царственных Страстотерпцев выдержал самое сильное испытание - они пережили
предательство своих их подданных, разрушение Российской государственности, начало
кровавого противостояния - гражданской войны. Однако, пребывая в заключении,
сталкиваясь с унижениями и произволом, они сохранили любовь к России. Вот что
писала святая страстотерпица Александра Феодоровна из Тобольска: "Как я
счастлива, что мы не за границей. Как хочется с любимым больным человеком все
разделить, вместе пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной.
Чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство, - мы
одно составляем и делим горе и счастье. Больно нам она | сделала, обидела, оклеветала
и т д., но мы ее любим все-таки глубоко и хотим видеть ее выздоровление, как
больного ребенка с плохими, но и хорошими качествами, так и Родину родную".
И вновь мы
видим громадную дистанцию между этой твердой позицией Царской семьи и сегодняшним
поведением многих из нас. К сожалению, сегодня политические деятели, предприниматели,
журналисты слишком часто в публичных выступлениях, в газетных статьях и с экрана
телевизора позволяют себе назвать Россию - "эта страна". Тем самым
они как бы дистанцируют себя от своего Отечества, от его горестей и проблем.
А сколько раз в самых обычных житейских разговорах приходится слушать: "У
нас, в России, всегда так…" Но в этом случае и мы сами скатываемся до позицией
ругателей нашей Матери-России. И это слышать дети, у них возникает чувство ущербности
и в чем-то ущемленности, если они родились и живут в такой стране. Ничего подобного
не допускалось в Царской семье.
Приведу строки
и из другого письма Императрицы: "Никто никому не верит, все следят друг
за другом. Во всем видят что-то ужасное и опасное. О, люди, люди! Мелкие тряпки.
Без характера, без любви к Родине, к Богу. Оттого Он и страну наказывает. Но
не хочу и не буду верить, что Он ей даст погибнуть. Как родители наказывают
своих непослушных детей, так и Он поступает с Россией. Она грешила и грешит
пред Ним и недостойна Его любви. Но Он, всемогущий, все может. Услышит наконец
молитвы страдающих, простит и спасет, когда кажется, что конец уже всего. Кто
свою Родину больше всего любит, тот не должен веру потерять в то, что она спасется
от гибели, хотя все идет хуже. Надо непоколебимо верить".
И вновь именно
вера была основой этой приверженности своему Отечеству даже в скорбях и нестроениях.
Александра Федоровна писала: "Если Господь посылает нам такие испытания,
то, очевидно, Он считает нас достаточно подготовленными для них. Это своего
рода экзамен - надо показать, что мы не напрасно через них прошли. Во всем есть
свое хорошее и полезное, каковы бы ни были наши страдания - пусть будет так,
Он пошлет нам силы и терпение и не оставит нас. Он милостив. Только надо безропотно
преклониться пред Его волей и ждать - там, на другой стороне, Он готовит для
всех, кто Его любит, несказанную радость".
Такими, несомненно,
были общие мысли, общее настроение всего Царственного семейства. Родители -
Николай Александрович и Александра Федоровна - явили пример нравственного выбора,
когда решили до конца оставаться со своим народом, со своей Родиной. Царские
дети - когда остались со своими родителями. Это было не просто послушание родителям,
ими был также сделан личный нравственный выбор. И родители, и дети избрали скорбный
путь и прошли его до конца.
Однако это
был лишь славный итог всей их подвижнической жизни, их следование за Христом.
Мы знаем, что и в годы благоприятные для Царской семьи, ее стремление к жизни
по заповедям Христовым, к трудам на благо России часто не находило понимания
и поддержки даже у самых близких людей, у тех, кто был рядом с ними. Неслучайно,
Государь записал в дневнике горькие строки: "Кругом измена и трусость,
и обман." Еще в канун XX века в России была предпринята попытка разрушения
тех многополезных традиций, которые на протяжении веков формировали могущество
нашего Отечества. И главный удар при этом был направлен против Веры Отеческой,
против Святого Православия, которое является основой нашего патриотизма. Февраль
1917 года был только первыми горькими плодами этого разрушительного процесса,
который в известной мере продолжается по сей день.
Единственный
путь к духовному оздоровлению наших сограждан - это сознание положительного
исторического опыта России, как государства православного, в котором и предержащие
власти, и рядовые граждане каждодневно стремятся сверять дела свои с заповедями
Божиими, находя в этом новые силы для нового созидания или для преодоления допущенных
ошибок и немощей.
Об этом не
устает напоминать нам Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II:
"Общество
и человек обретут духовное здоровье только после того, как христианская мотивация
станет определяющей во всех сферах нашего бытия - личной, семейной, социальной,
профессиональной. Если этого не произойдет, мы по-прежнему будем страдать от
оскудения взаимной любви и терпимости, от помрачения в человеке образа Божия,
от утраты внутренней гармонии во всевозможных разделениях и противостояниях".
Потому так важно для нас обращение к жизни Святых Царственных Страстотерпцев,
к изучению духовного опыта Царственной Семьи. В первую очередь, нам необходимо
ознакомить как можно больше наших сограждан, в особенности молодых, с правдой
о жизни Царственных страстотерпцах, о их трудах на благо России. Долгие годы
клеветы на Царскую Семью, десятилетия сознательного искажения истории России,
продолжают давать свои плоды. Даже до настоящего времени есть вопросы: почему
произошла канонизация святых Царственных страстотерпцев. Поэтому в епархиальной
"Православной газете" мы систематически публикуем материалы о Царской
семье.
Затем, ориентируясь
на благой пример Царственных Страстотерпцев и их земной жизни, необходимо всячески
укреплять подрастающее поколение в Вере Отеческой, в следовании заповедям Христовым.
Участие в Богослужениях, в Таинствах церковных, в соборной молитве поможет нашим
детям и внукам противостоять искушениям века сего, позволит им вырасти достойным
гражданам России, и - в конце концов - научит, как строить наше Отечество таким,
чтобы оно соответствовало идеалу Святой Руси.
Наконец,
необходимо помнить слова апостольские, что "как тело без духа мертво, так
и вера без дел мертва." ( Иак.2, 26) Потому наша любовь к Отечеству должна
воплощаться в конкретные дела благоустроения окружающей жизни, в дела милосердия
и помощи ближним. Только тогда мы выполним долг свой перед Родиной, явим себя
подлинными патриотами России.
ВИКЕНТИЙ,
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ
ВЕРХОТУРСКИЙ
© При использовании информации ссылка на
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.
|
|