|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ УРАЛЬЦЕВ В СТУДИИ
РАДИОСТАНЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ" (ТЕЛЕПРОГРАММА
"АРХИПАСТЫРЬ" 23 СЕНТЯБРЯ 2005 ГОДА).
-
Владыка, Татьяна Федоровна из Екатеринбурга спрашивает: «Как только скажу: «Как
хорошо у меня сегодня день прошел!» – могу сглазить себя и сына. Становится
плохо, отнимаются ноги и так далее. Что с этим можно сделать?».
- Нужно понимать,
что если у нас все было хорошо, то это не наша заслуга, а происходит с Божией
помощью. Священное Писание гласит: если сделал что-то доброе и хорошее, говори,
что рад сделать все то, что от меня требуется. И не стоит хвалиться, что это
«я сделал», – с Божией помощью мы это сделали.
Поэтому Господь
нас вразумляет, чтобы мы не превозносились, не считали удачи своей заслугой.
Все сделалось по воле Божией. Если мы так будем мыслить, то, я думаю, наше доброе
дело будет принято у Бога и Господь даст нам радость и утешение.
- «Здравствуйте,
дорогой Владыка! Благословите. Это раба Божия Ольга из Кировграда.
Ректор Свято-Тихоновского
Богословского института в Москве, протоиерей Владимир Воробьев, говорит, что
частое причащение Святых Христовых Таин у детей вызывает привыкание к святыне
и эти дети вырастают равнодушными к вере. Приводятся в пример революционеры
1917-го года. Отец Владимир говорит, что детей необходимо беречь от этого привыкания.
А в других источниках, например, иеромонах Николай Афонский говорит, ссылаясь
на святых отцов, что причащаться нужно всем – и детям, и взрослым – каждую Литургию.
Ибо, соединяясь с Самим Господом, чаще люди просвещаются и ущерба не имеют в
столь частом причащении. Это им необходимо.
У меня вопрос: как
Вы скажете, с какой частотой причащать детей до 7 лет и после, когда им уже
необходимо исповедоваться, чтоб это им было действительно в жизнь вечную?».
- Я думаю,
что детей до 7 лет можно прича-щать каждое воскресенье, когда вы приходите в
церковь. Тем самым и сами получите пользу от церковной службы, и, в то же время,
свое дитя причастите Святых Христовых Таин. Я думаю, если Вы будете причащать
ребенка и благотворно влиять на его душу, и дома будете молиться, стараться,
чтобы при нем не проявлять ничего вредного, безнравственного, каких-то ссор,
негативного поведения, то все это будет созидать младенца в духе нравственности,
духовности, в смирении и послушании.
Младенец,
может быть, не все слышит, не все понимает, но он все впитывает в себя. И если
больше доброго, хорошего он будет впитывать, то, причащаясь Святых Христовых
Таин, возрастет такая крепкая личность, которая будет ограждена от соблазнов,
от вредных привычек. Если вы будете еще приучать его к послушанию, смирению,
терпению, другим качествам души с самого раннего возраста, то, конечно, будет
расти очень сильный и крепкий человек, душевно богатый. Должно быть совместное
воспитание: причащение Святых Христовых Таин и домашнее возрастание. Тогда это
будет очень полезно. Если мы только причащаем, а после никакого воспитания с
ребенком не проводим, сами ведем себя перед ним негативно, безнравственно, то
он будет привыкать к таинству и ничего не будет воспринимать. А когда мы будем
вселять в его душу и страх Божий, и благоговение к святыне, и молитвенный настрой,
он увидит, как мы благоговейно молимся, относимся к святыне, – то это все даст
то доброе воспитание, которое проявится, когда он будет взрослым.
- «Владыка, а
как поступить ребенку старше 7 лет, которому нужно исповедоваться?»
- Это определит
духовник, он увидит духовное состояние отрока и скажет, что можно и один раз
в месяц или по двунадесятым праздникам причащаться.
- «Владыка, пожалуйста,
ответьте на вопрос моей дочери: почему нельзя брать в крестные ребенку родственников,
родных по плоти?».
- В Русской
Православной Церкви есть такая практика, что у крестных не должно быть кровного
родства: муж и жена не должны быть крестными одному ребенку, а так родственникам
дозволяется быть крестными.
- Александр интересуется:
«Чем отличается Русская Православная Церковь от старообрядческой?».
- Мы принимаем
в Православную Церковь из старообрядческой через миропомазание святым миром.
Значит, мы признаем таинство Крещения, совершенное в старообрядческой Церкви,
а миропомазание не признаем, так как считается, что иерархия старообрядчества
потеряла апостольскую преемственность, преемственность миропомазания. У этих
двух Церквей нет евхаристического общения, хотя старообрядцы совершают богослужение
так же, как и мы, даже придерживаются старых канонических обрядов. Но есть сомнение
в том, что сохранилась апостольская преемственность в священничестве, в архиерейском
служении и в таинствах. В этом различие, хотя мы очень близки друг к другу.
- «Владыка, как
нужно относиться к следующему правилу: «5 важных правил соблюдай – и на земле
наступит рай: среди людей не нарушай покой, зря не рискуй своею головой, здоровье
береги как ценный клад, живи в достатке, но не будь богат, и пусть приходит
разделить досуг к тебе надежный и сердечный друг»? Такой поэтический вопрос».
- Мы знаем,
что нужно придерживаться тех заповедей Божиих, которые Господь нам завещал.
Хотя поэтически сказано все вроде бы корректно, но мы должны больше всего цитировать
Священное Писание, и, как святые отцы говорят, «плавать в Священном Писании».
Жить по воле Божией и исполнять заповеди Божии. Главная заповедь Божия – быть
счастливым, быть спасенным и получить Царство Божие. Чтобы и здесь, на земле,
было хорошо, и будущее было спасительным для нас, – нужно исполнять заповеди
Божии: любить Бога всем сердцем своим, всем разумением своим, всей крепостью
своей, а ближнего своего – как самого себя. Не надо стесняться говорить словами
Священного Писания, мы должны им руководствоваться всегда и постоянно его цитировать,
и жить по этому Учению.
- «Владыка Викентий,
благословите, пожалуйста! Раб Божий Константин. Как с Вами можно лично встретиться?».
- Приходите,
и встретимся.
- «Никак не получается,
раньше запись была».
- Никогда
не было никакой записи, приходите и все.
- Раб Божий Михаил
спрашивает: «Что я могу сделать для отца? Он неверующий. Как сделать так, чтобы
болезни его облегчились, появилась любовь к людям?».
- Болезни
– это и есть вразумление Божие, чтобы он не упорствовал в своем неверии и понимал,
что Господь через это призывает к Богу, к церковной жизни, к вере Христовой.
Надо молиться за отца, чтобы Господь просветил его ум, волю и чувства, и он
понял, что все те трудности, которые испытывает человек, – это есть призвание
Божие. Чтобы человек понимал свое призвание в жизни с Богом, в Боге. Человек
пойдет в иной мир и там встретится с Богом, которого он не принимал, не понимал,
голосу Божиему не откликался. Тогда, конечно, будет очень тяжело ему оправдываться.
Поэтому сейчас есть возможность, и Господь показывает Свою милость, желая ему
не смерти, а спасения. Нужно за отца молиться, поминать его в богослужении,
звать на помощь угодников Божьиих, чтобы они ходатайствовали перед Господом
о просвещении вашего отца, о его вразумлении, чтобы он мог по-другому относиться
к своей личной жизни и понимал, что с Божией помощью можно получить облегчение
от болезней, которые он сейчас испытывает.
- «Владыка, благословите
рабу Божию Татьяну».
- Бог благословит
вас.
- «Владыка, вопрос
о Православии за рубежом. Как-то по православному радио «Воскресение» прошла
такая информация, что, например, в Америке очень много православных монастырей.
У меня такой вопрос: как это – Православие наше, а распространено по всему миру?
Неужели это так широко проникло?».
- У нас есть
православные приходы, принадлежащие нашей Русской Православной Церкви в Америке.
И граждане, уехавшие в разные страны мира, обращаются к чиноначалию нашей Церкви,
чтобы открыть приходы в этих местах. За рубежом они открывают храмы или покупают
здание, где открывается храм. Там совершается богослужение и направляются туда
священники из нашей страны, чтобы окормляли наших соотечественников. Слава Богу,
открываются храмы, скиты, монастыри.
- «Раб Божий
Георгий спрашивает: «Какой высший смысл у иудеев и мусульман в обряде «обрезания»?
- Если посмотреть
в Евангелие, послание апостола Павла, то там сказано: «Обрезание и необрезание
ничего не значат. Главное – исполнение заповедей Божиих, как одна из связей
человека с Богом, признак преданности воле Божией».
- Звонок от раба
Божия Федора: «Я был у Почаевской иконы в Екатеринбурге, приобрел там святое
масло. Принимаю его. Я не знаю, какую читать при этом молитву...».
- Просто
сказать: «Пресвятая Богородица, помоги мне». Или: «Пресвятая Богородица, радуйся».
- «...Я хочу
еще бросить курить...».
- Приходите
к иконе Божией Матери «Почаевская», и помолитесь пред ней, почитайте или послушайте
акафист и попросите, чтобы Богородица помогла вам оставить курение. И Она вам
поможет.
- «Как правильно
читать святое Евангелие: по главам, расписанным на каждый день в календаре,
или по порядку?».
- Лучше всего
читать Евангелие в домашних условиях по порядку, каждый день по одной главке.
И по две главки из Апостольских Посланий. Вот тогда будет правильно. А если
мы будем читать отрывочно, то будут затруднения в понимании.
- Звонок в прямой
эфир: «Раба Божия Александра. Скажите, как относиться к тому, что мои соседи
сверху постоянно включают громкую музыку, – и днем, и ночью бывает, что стены
и стекла в дверях трясутся, – и телевизор громко включают. Как быть – терпеть
это все или молиться за них?».
- Конечно,
нужно терпеть. Если можно, попросите их, чтобы потише включали и радио, и телевизор.
А если они не хотят и не берут во внимание вашу просьбу, то, конечно, нужно
терпеть, смиряться. Может быть, Господь их вразумит. Молиться надо, чтобы Господь
их вразумил. Есть правила жизни в нашем обществе, требующие выключать громкую
музыку после одиннадцати часов вечера. И ваши соседи должны прислушиваться к
этому.
- «Придется ли
давать ответ на Страшном Суде за тяжкие грехи, если в них покаяться?» – спрашивает
раба Божия Татьяна.
- Конечно,
если мы будем усердно в них каяться, то Господь не будет вспоминать наши грехи.
Мы знаем, как каялись святые отцы, как каялись подвижники благочестия. Их покаяние
заключалось не только в приходе на исповедь. Они старались изгладить пятно греха,
которое принесли в душе, о чем раскаивались в течение всей жизни и плакали о
нем. Хотя на исповеди рассказали о грехе, но нужно еще совершать добродетель,
противоположную этому греху. Истинное покаяние – это когда человек старается
больше не грешить, а, наоборот, творить противоположную добродетель и как можно
больше, чтобы покрыть количество грехов. И, конечно, Господь простит и не вспомнит
те грехи на Страшном Суде. Мы знаем случаи, когда подвижники благочестия подвизались
в пустыне и в миру, и достигли такого совершенства в добрых делах и умилостивлении
Бога, своим подвигом очистили свою душу так, что уже при жизни получили от Бога
откровение о прощении своих тяжких грехов.
- «Я звоню из
Сургута. Мы принимаем ваш телеканал. Хотела Вам выразить огромную благодарность
от всех сургутян за этот канал, лично Владыке Викентию. Я сама смотрю православный
канал с огромным удовольствием, он очень много пользы приносит. Я мало знала
о жизни Церкви, и просто поражаюсь порой, сколько делается всего того, что вселяет
надежду во всех нас на возрождение России с помощью духовности, о которой Вы
говорите и показываете. Огромное Вам спасибо».
- Мы заканчиваем
нашу сегодняшнюю программу. Владыка, Ваше слово в заключение нашей программы.
Благословите нас.
- Я хотел
поблагодарить всех слушателей и зрителей за вопросы, которые вы задаете. Это
показатель того, что вы интересуетесь духовной жизнью, желаете вести духовную
жизнь, церковную жизнь, есть интерес к нашим святыням и Церкви, понимание того,
что Церковь очень много помогает людям в решении многих проблем, которые постигают
человека в его жизни. Я призываю вас к тому, чтобы вы не ослабевали в подвигах
молитвы домашней, молитвы церковной во время богослужения в храмах Божиих в
праздничные, воскресные дни. Сохраните это правило, чтобы получить благословение
Божие на труды.
Мы знаем,
что есть такое апостольское правило: если человек не был в храме два или три
воскресных дня, он отлучается от Церкви, лишается той благодати Божией, которая
способствует человеку в борьбе с грехом, со злом, в борьбе с дьявольской силой,
которая нас постоянно борет.
Человек,
который постоянно бывает в храме, окружен благодатью Божией. Она помогает ему
нести подвиг борьбы и одерживать победу над дьявольской силой, которая хочет
нас поглотить, удалить нас от правильной жизни. Мы можем устоять перед всеми
искушениями, испытаниями и соблазнами этого мира и дьявольскими ухищрениями
только тогда, когда мы в Боге, с Богом, когда мы живем по воле Божией, по заповедям
Божиим. Поэтому пользуйтесь этим благом Божиим, пользуйтесь теми святынями,
которые у нас есть в Церкви.
Сейчас в
Екатеринбурге пребывает Почаевская икона Божией Матери. Приходите почаще, привлекайте
к этой святыне ваших соседей, друзей, близких, людей, которые с вами вместе
работают. Чтобы как можно больше людей смогли получить помощь от Пресвятой Богородицы,
которая нас ждет, чтобы нам помочь, ждет, чтобы мы обратились к Ней за помощью.
Она готова оказать любую помощь в исцелении болезней и решении проблем домашних,
семейных, общественных, на работе и так далее. Поэтому пользуйтесь этой возможностью
и приходите к этой святыне, иконе Божией Матери «Почаевская», которая находится
в Свято-Троицком Кафедральном соборе г. Екатеринбурга. Всего самого наилучшего,
доброго здоровья, Божьего благословения на ваши труды.
С архиепископом
Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи -
Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА
Программа «Архи-пастырь»
выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям, в 20.00.
На епархиальной
радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
На телекомпании
«Союз» по средам – в 17.00, пятницам – в 11.30,субботам – в 16.30 и воскресеньям
– в 12.30 и 19.30.
Свои вопросы Владыке
Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217-93-38.
Храни вас Господь!
|
|