|
"ДЕТЕЙ НАДО ГОТОВИТЬ К ВСТРЕЧЕ С МИРОМ…
О работе Учебного отдела Екатеринбургской епархии
С
заместителем руководителя Учебного отдела епархии Светланой Алексеевной Смирновой
мы встретились в праздничный день, 1 сентября. Все сотрудники отдела считают
День знаний, равно, как и День учителя, своими профессиональными праздниками.
Ибо коллектив Учебного отдела – педагоги и работают в школах города Екатеринбурга
и области.
Сразу
обратим внимание читателей, что епархиальный Отдел церковно-приходских школ
и Учебный отдел – вещи совершенно разные. Первый успешно осуществляет свою деятельность
на протяжении уже десяти лет, второй только-только отметил первую годовщину
своей деятельности. Но, как показывают статистические данные и отзывы педагогов
и должностных лиц, поработал новый отдел за этот период тоже весьма успешно.
По словам
Светланы Алексеевны, идея создания данной структуры возникла год назад, а подвигла
к ней – реальность самой жизни. Занимаясь с воспитанниками реабилитационного
центра Екатеринбургской епархии для наркозависимых, и священнослужители, и педагоги,
и сами подростки, и их родители осознали простую истину: в настоящее время проблема
духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет особую остроту
и актуальность. Наркомания, детская преступность, половая распущенность, насилие
– вот далеко не полный перечень недугов, которыми поражена сегодня молодежь.
Учебный отдел поставил задачу проводить профилактику зависимостей подростков
через воспитание в ребенке основных христианских ценностей, обращение его к
христианской морали.
Духовные
запросы есть у каждого человека, и нужно его напитать, наполнить, дать возможность
самовыразиться, стать интересной, неординарной личностью. Немного статистики.
По результатам мониторинга 1999-2002 гг., проводимого среди молодежи областного
центра, в качестве основных причин употребления наркотиков называются следующие:
неумение занять себя, организовать свое свободное время, отсутствие возможности
самореализации в чем-либо, неустроенность и отсутствие жизненной перспективы,
проблемы взаимоотношений со сверстниками и в семье. Анализ полученных результатов
и определил основные направления эффективной профилактической работы. Это организация
внеучебного пространства, здорового досуга учащихся с акцентом на позитивные
жизненные ценности.
Воспитание
– тема вечная. Вопрос – на каких ценностях, примерах, исторических отношениях
его базировать. В образовательном проекте Учебного отдела духовно-нравственное
становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни рассматривалась
как одна из приоритетных составляющих развития общества и государства. Естественно,
за основу были взяты особенности русского менталитета, исторические традиции,
культура, – и отсюда – православный уклад и в жизни, и в восприятии мира, и
в воспитании.
- Светлана Алексеевна,
подчеркнем, что духовные запросы есть не только у детей, но и у священника,
учителя, чиновника, депутата, то есть каждый человек есть образ Божий. Между
тем Церковь от государства отделена. И возникает вопрос: как представлялось
Епархии начать работу в общеобразовательной школе, чтобы не вызвать протеста,
недоумения, насмешек, боязни религиозной интервенции?
- Сразу следует
сказать, что нам это удалось. Удалось главное – повернуть общественное мнение
в свою сторону, найти единомышленников и наладить работу по духовно-нравственному
воспитанию детей в общеобразовательных школах. Повторюсь, что предлагаемый нами
образовательный проект основан на использовании традиционной для России цивилизованной
модели культурно-социального развития и необходимости воссоздания адекватной
системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Что же в нем такого
«страшного» и неприемлемого?
- Давайте, Светлана
Алексеевна, остановимся поподробнее на структуре отдела, технологии и формах
обучения и воспитания школьников.
- Образовательный
проект «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» осуществляется
в соответствии с установками целевых программ «Молодежь России (2001-2005 годы)»,
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту на 2001-2004 годы, а также городской программы «Екатеринбург здоровый
город». На их основе и был разработан пакет нормативных документов.
Учли, что
в каждой школе есть собственный план по воспитательной работе, а наш план должен
его дополнять, усиливать, разнообразить, и ни в коем случае не идти вразрез.
Все планы, а также отчеты специалистов по духовно-нравственному воспитанию о
проведенных мероприятиях утверждаются директором общеобразовательного учреждения,
так что он хорошо видит его деятельность.
- В настоящее
время проект реализуется уже в 85-ти екатеринбургских школах. Где же вы сумели
набрать для работы столько специалистов?
- Если это
завучи, они организуют работу через методические объединения, если преподаватели
– проводят уроки из расчета 18 часов. По промыслу Божиему нашлись у нас добрые
помощники. К примеру, оплату труда специалистов по духовно-нравственному воспитанию
взял на себя Благотворительный некоммерческий фонд «Русский предприниматель».
- Как быстро
освоились педагоги в новом просветительско-воспитательном пространстве?
- На удивление
быстро. Во-первых, у всех было огромное желание работать по данному направлению.
Во-вторых, мы подготовили неплохую методическую базу. В новом учебном году каждый
специалист по духовно-нравственному воспитанию получил пакет документов, содержащих
перечень основных направлений работы, методические материалы и разработки, обобщающие
опыт работы, формы планирования воспитательной деятельности и отчетности.
- Светлана Алексеевна,
что уже удалось добиться сотрудникам Отдела, и какие задачи вы ставите перед
собой на новый учебный год?
- Деятельность
Отдела осуществлялась по пяти направлениям: работа с учащимися и их родителями,
с православными психологами и педагогами, а также – взаимодействие с государственными
структурами.
Для школьников
проведены районный и городской конкурс рефератов «Ступени нравственности» (представлено
260 работ, премировано грамотами 40 участников и их научных руководителей),
районный и городской фотоконкурс (на который представлено 340 работ, награждены
60 участников).
Проводилась
регулярная лекционная работа по следующим направлениям: «Возрождение и развитие
культурного наследия своего народа», «Гражданская позиция и патриотизм», «Определение
ценности семьи как важнейшего фактора воспитания», «Профилактика зависимостей».
Количество лекционных часов, проведенных в 85 школах, составило 1116 часов.
Конечно же,
особой популярностью у ребят пользуются экскурсии. За прошедший год, например,
храмы города Екатеринбурга посетило 7200 учащихся, «Музей Невьянской иконы»
– 9600, монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме –
4500 человек. 150 учащихся побывали в Духовной семинарии, 70 человек – в епархиальном
Центре социальной реабилитации для наркозависимых.
Весь минувший
учебный год православные психологи проводили работу в 15 школах, в так называемых
классах кризисного возраста – 3, 7, 9, 11. Полторы тысячи учеников приняли участие
в беседах на темы: личностные конфликты; поиск смысла жизни; правила и нормы,
запреты и табу; терпимость к людям; профориентация; причины зависимостей.
- А как учились
сами педагоги?
- Каждую
неделю проводилось методическое объединение, где проходил обмен опытом, получение
оперативной информации, освоение новых методик, согласование маршрутов паломнических
поездок и тематики классных часов.
По программе
«Урал. Человек. Истоки» обучилось 30 специалистов. В нынешнем учебном году обучение
будет продолжаться, ибо эту программу можно смело считать переходной к основам
православной культуры. Она имеет все составляющие: утверждена министерством
образования, обеспечена учебной литературой. Дай Бог, чтобы это случилось как
можно быстрее. Почва для этого, без излишней скромности скажу, уже подготовлена
нашими специалистами в среде учеников и их родителей, в среде администраций
и педагогических коллективов общеобразовательных школ. И «наши люди» станут
главными проводниками введения в школьную программу новой образовательной дисциплины,
а наша «копилка» методических разработок и программ на первое время сможет как-то
компенсировать отсутствие специального учебного пособия по названной теме.
Кроме того,
были проведены форум «Духовно-нравственная основа демографического развития
России. Уральский регион», научно-практическая конференция «Урал. Человек. Истоки»,
конференция «Семья и будущее России», семинары «Влияние информационного пространства»,
«Демография», «Мониторинг воспитательной деятельности», «Семья как фактор предотвращения
рецидивов наркомании» с привлечением всех специалистов по духовно-нравственному
воспитанию детей.
Сотрудники Отдела и специалисты, в свою очередь, провели 170 родительских собраний,
на которых обсуждались основы традиционной семьи, роль отца в семье, профилактика
зависимостей.
Что касается
государственных структур, то за прошедший период разработаны соглашения о сотрудничестве
Учебного отдела и управлений образования районов города Екатеринбурга, составлены
информационные пакеты документов для депутатов Городской Думы о поддержке работы
Учебного отдела и вынесении на законодательном уровне постановления о необходимости
данной работы. На сегодняшний день уже получены устные и письменные сообщения
о поддержке проекта.
Кроме того,
разработано и подписано трехстороннее соглашение между городской администрацией,
Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Екатеринбургской
епархией, в целях объединения усилий, направленных на восстановление нравственных
норм общественной жизни, совершенствование патриотического воспитания несовершеннолетних
и молодежи, преодоление негативного влияния на подрастающее поколение рекламы
антисоциального характера. К примеру, организована работа в сфере социальной
рекламы, оценивается влияние информационного пространства, создается собственная
позитивная социальная реклама.
- Я знаю, что
наступивший учебный год пройдет у вас под девизом «Организация и проведение
мероприятий по православным праздникам». Расскажите, пожалуйста, поподробнее
об этом проекте.
- Нашими
специалистами подготовлены методические разработки для трех возрастных групп
по проведению основных православных праздников: Рождество Христово, масленица,
Пасха, праздник Жен-мироносиц. Во всех наших «подопечных» школах в настоящее
время оформлены красивые информационные стенды-витрины, на которых будут размещаться
информационные и иллюстрационные материалы, рассказывающие о праздниках, о традициях
их проведения. Регулярно будут вывешиваться православные календари. К работе
по наполнению и обновлению школьных православных информационных уголков планируем
привлекать также студентов теологического отделения РГППУ и воспитанников Екатеринбургской
Духовной семинарии.
О том, насколько
важна и востребована работа Учебного отдела Епархии, можно судить по брошюре,
в которой собраны отзывы специалистов по воспитательной работе муниципальных
общеобразовательных учреждений.
Виктор Субачев,
гимназия № 116 : «Учебный отдел сосредоточил внимание на духовно-нравственном
воспитании. Это корень, сердцевина воспитания. Все остальное приложено».
Ольга Обросова,
НОУ школа «Источник»: «Я счастлива, что, присутствуя на освящении Учебного
отдела, получила благословение Владыки Викентия. Участвуя в форуме и конференциях,
из первых уст узнала так много важного и нужного, что помогает мне работать
с детьми, объяснять им причины происходящего в России».
Ирина Колпакова,
МОУ СОШ № 100: «Специалисты Учебного отдела помогли в организации тренинговых
занятий. На семинарах-практикумах дано много нужной и интересной информации.
Предложено много печатных материалов по православным праздникам, традициям,
а также видеокассеты, диски, аудиокассеты. Этот материал используют классные
руководители».
Наталья Горбова,
лицей № 159: «Работа ведется очень плодотворно, интенсивно, активно. В целом
сотрудничество Епархии и школы очень полезно. Много светлого и нужного получают
педагоги школы и дети».
К сожалению,
ограниченная газетная площадь не дает возможности привести еще десятки подобных
отзывов, содержащих в себе высокую оценку и благодарность сотрудникам Учебного
отдела за проводимую им работу.
Из всего
вышесказанного видно, что педагоги выбрали свой ориентир, взяв за основу не
наведение «порядка» в чужой душе на свой манер, а стремление указать дорогу
ко Господу. Принцип «не навреди» в этом случае первостепенен. Гете в своих работах
писал: «Сколько не преуспевай умственная культура, сколько не расти вширь и
вглубь естественные науки и сколь не раздвигайся дух человеческий, ему никогда
не подняться над уровнем высоты и нравственной культуры христианства в том блеске,
каким сияет оно в Евангелии».
Православные
педагоги готовят детей к встрече с миром… Готовят к неприятию зла мира, его
страстей и соблазнов, воспитывают способность противостоять враждебному миру
в сердце своем, сохранять веру среди неверия, чистоту среди грязи греха. И –
низкий поклон им за это.
Материал подготовила
Лидия Ежкова
Телефоны Учебного отдела Екатеринбургской епархии: 254-65-38, 254-65-44.
|
|