|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ УРАЛЬЦЕВ В СТУДИИ
РАДИОСТАНЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ" (ТЕЛЕПРОГРАММА
"АРХИПАСТЫРЬ" 15 АВГУСТА 2005 ГОДА).
-
Звонок в прямой эфир: «Владыка, благословите! Раба Божия Вера. Есть ли сила
в волосах, как у женщин, так и у мужчин во время молитвы? Сейчас так коротко
стригутся...».
- Для женщины
действительно длинные волосы являются украшением. Вы почитайте, что по этому
поводу сказано в Священном Писании: длинные волосы для женщины – это честь и
слава, а для мужчины – поношение и унижение. К сожалению, мы живем по своему
хотению, а не по евангельскому уставу. Именно поэтому и женщины выглядят у нас
своеобразно. Красота женщины заключается не в золоте или в серебре, а в скромности,
кротости и смирении. Надо стремиться украсить себя духовно, и внутренняя красота
обязательно отразится на внешней.
- «В девяностых
годах в Епархии совершали молебны от потопа и огня. Нельзя ли восстановить эту
традицию?» – спрашивает Егор.
- Мы на каждой
службе молимся, чтобы Господь уберег нас от потопа и огня. На больших праздниках
или когда мы совершаем литию, прочитываем молитвы от напастей и катаклизмов.
Даже на простых молебнах есть подобные прошения.
- Вера из Серова
спрашивает: «Говорят, что сейчас в церкви много негативной энергетики, так как
туда приходят люди больные грехом. И когда возвращаешься из храма, надо обжигать
себя свечкой. Так ли это на самом деле?»
- Это неправда.
Какими бы греховными мы ни были, благодать, что присутствует в храме, очищает
нашу душу от греха, дает нам радость и утешение. И вся греховная скверна омывается
святостью духа, находящегося в храме, а не переходит от одного человека к другому.
Но когда мы идем к гадалкам, экстрасенсам или колдунам, то здесь другая ситуация.
Они снимают порчу у одного и переносят ее на другого человека. От одного недуга
лечат, а другим заражают. И чтобы избавиться от новополученной болезни, человек
должен снова прийти к этой гадалке. И так идет по замкнутому кругу. А Господь
делает совсем по-другому. Если Он вылечивает, то полностью. Если человек приходит
в храм не на 15 минут, а приходит каждое воскресенье, выходные и праздничные
дни, то он получает огромную пользу и испытывает неизреченную радость.
Церковная
служба очень важна для каждого человека, и если посещать храм, то не нужны будут
ни экстрасенсы, ни ворожеи, не нужно нам будет сил, которые на время нас освобождают
от той или иной болезни, а потом вдвойне, втройне или даже в большей мере нам
ее возвращают. И люди, столкнувшиеся с такой бедой, не знают, как из нее выйти.
Вот такое есть свойство у лечения экстрасенсов и колдунов, – человек получает
сиюминутную помощь. Сейчас он выздоровел, а через несколько дней он получает
страдания, которые он даже представить себе не мог. А в Церкви человек получает
силу, которой он избавляется от болезни навсегда, если, конечно, сохраняет себя
в чистоте, в благочестии. Если человек ведет нравственную, богоугодную жизнь,
то благодать Божия, которая его окружает, охраняет его от бесовских козней,
от диавольских действий, которые, как пишет Священное Писание, хотят поглотить
нас, как «лев рыкающий».
- Звонок в прямой
эфир: «У меня муж ушел к соседке. Посоветуйте, что мне делать… Я читаю молитву
о ненавидящих и обижающих. Я болею сильно, и потому в церковь не хожу. А когда
идет трансляция, то я тоже молюсь, но смирения у меня не прибавляется…».
- Это, конечно,
тяжело – смиряться при таком явлении. Но все равно нужно найти силы претерпеть
и молиться за своего супруга, чтобы Господь его вразумил оставить свое греховное
влечение и сострадать вам, как человеку, нуждающемуся в помощи. Настоящий мужчина,
если видит, что жена в недуге и нуждается в помощи, не должен ее бросать и идти
к другой, а наоборот, должен помочь супруге. Это призвание каждого человека
– быть близким поддержкой в старости, в болезнях, в трудах, в скорбях. Настоящий
человек именно так откликается на беду близкого. А когда этого не делает, то
на него ложится большой грех и тяжесть. Он все равно чувствует угрызения совести.
А ваша молитва, ваше смирение подействуют на его душу, и он не сможет устоять
перед угрызениями совести, бросит эту женщину и вернется к вам, будет каяться,
просить прощения, и будет служить вам верой и правдой. Помогай вам Господи!
- «Владыка, когда
я была в церкви, то слышала голоса, мужские и женские. Как Вы это объясните?».
- В храме
всегда поют не один или два человека, а целый хор, пусть даже и малый. Есть
такие храмы, где, к сожалению, нет хорошего хора, но где одна псаломщица или
чтец поют вместо хора. Не думаю, что в храме есть голоса или пение, которое
не соответствует уставу Православной Церкви.
- «Мне бы очень
хотелось иметь второго ребенка, но муж против. Объясняет он это так: «Зачем
плодить нищету, если мы не сможем дать ему должное воспитание и образование».
Могу ли я молиться, чтобы Господь даровал ребеночка без согласия мужа?».
- Вам надо
привести мужа в храм и вместе поговорить по этому поводу со священником. Попробовать
объяснить мужу, что это неправильное понимание деторождения. Есть такие народы,
у которых жизненные условия гораждо хуже, но они не отказываются от деторождения.
Они имеют по два, три, пять, или даже десять детей. И все дети накормлены и
обучены. С Божией помощью у них все получается. Мы знаем, что наши предки не
смотрели на материальные проблемы. Они думали о другом, что нерождение детей
– это великий грех. В силу очень тяжелой демографической ситуации святая Церковь
призывает всех россиян относиться более серьезно к деторождению. Призывает к
тому, чтобы у нас не было добрачных или внебрачных союзов, а люди жили по заповедям
Божиим.
Господь все
устроит – и вы будете сыты, и детки будут воспитаны, одеты и согреты.
В данном
случае вам надо молиться Богу, а особенно Божией Матери, чтобы Она вразумила
вашего мужа. Чтобы он понял свою ошибку и был настоящим мужчиной, а не слабеньким
и хиленьким человеком, который боится трудностей в этой жизни. Для того он и
женился, чтобы рождать и воспитывать своих детей.
- Нина из Екатеринбурга:
«В Пионерском поселке назрела необходимость строительства храма».
- Я рад,
что есть такая потребность. Нужно, чтобы жители этого поселка направляли на
мое имя как можно больше писем, также на имя мэра города, чтобы он тоже знал,
что жители Пионерского поселка нуждаются в храме. Если писем будет много, то
мы обратимся в администрацию города, чтобы нам выделили землю. Такие обращения
верующих будут содействовать скорейшему решению этого вопроса. Потому я прошу
вас, пишите как можно больше писем в мэрию и Епархию. Можно подсказать нам,
где наиболее удобно построить новый храм, где есть площадка, на которой можно
начать строительство.
- «Я хочу освятить
квартиру, а моя дочь хочет пригласить какую-то женщину, которая также «освящает»
квартиры, и уносит с собой вещи, которые несут в себе отрицательную энергию.
Стоит ли мне слушать дочь, или нужно пригласить священника?» – спрашивает Елена
из города Чебоксары.
- Сразу скажу:
не стоит обращаться к этой женщине. Потому что она вынесет из дома ценные вещи,
а толку от этого не будет. «Негативную энергию» мы приносим в свои квартиры
своими грехами. Если мы будем жить благочестиво и в покаянии, то никакая «негативная
энергия» не будет нас одолевать. Потому что проводник этой «негативной энергии»
– это наш грех. И чем меньше мы будем грешить, чем больше будем каяться в своих
грехах, чем благочестивее будем жить церковной жизнью, тем меньше будет в нашей
жизни негативного.
Если мы хотим
освятить квартиру, то нужно пригласить священника, и благодать Божия, которую
пошлет Господь через молитву священнослужителя, удалит всю, как вы говорите,
«негативную энергию», и вещи из комнаты для этого уносить не надо.
Священники
понимают, что люди нуждаются в их помощи. И даже если вы не можете отблагодарить
за совершенное чинопоследование, то священнослужитель может освятить жилье и
бесплатно. А та женщина и вещи заберет, и оплату потребует за то, что она «энергию
негативную убрала» из квартиры. Я думаю, что эта женщина не столько «уносит
энергию», сколько приносит новую. А когда освящается квартира, то благодатью
Божьей, по молитвам священнослужителя Господь посылает ангела-хранителя, светлого
ангела, в эту квартиру. И он будет охранять этот дом от бесовской силы, от всего
злого.
Если человек
поддерживает эту силу Божественную через свое благочестие, через свои постоянные
молитвы, то никакая сила бесовская не переступит порога этого дома. Господь
– через церковные молитвы, молитвы священника, через чинопоследование освящения,
через святыни, которые можно принести со святых мест, через иконы – освободит
от темной, бесовской силы, которая нас всегда мучает, приносит нам скорби и
страдания.
Я еще раз
говорю: нельзя допускать к себе таких женщин. Идите в церковь, идите к священнослужителю,
и он освятит ваш дом на благо вам и вашим близким.
- «Можно ли подарить
пожилому пьющему человеку икону и молитвослов? Он крещен, но воспитан в советское
время. Тем не менее тянется к Церкви. Знакомые меня отговаривают сделать благое
дело: мол, пропьет и эту святыню. Стоит ли дарить их вообще?»
- Если человек
на самом деле тянется к вере, то для того, чтобы он начал молиться, ему стоит
подарить молитвослов и иконку. Но ему надо обязательно объяснить, как надо молиться
и ценить эти святые вещи. Чтобы, молясь, он смог избавиться от своего недуга.
- Звонок в прямой
эфир: «Владыка, благословите! Владимир из Екатеринбурга. Владыка, будет ли в
Екатеринбургской епархии проводиться чин покаяния за убийство Святых Царственных
Страстотерпцев?».
- Главное
в этом чине то, чтобы покаялась не просто некая группа людей, а покаялась вся
Россия. Необходимо, чтобы люди осознали, что грех и отступление от Бога привели
Россию к смутным временам. Вот это понятие о нашей виновности в тех страданиях
и трудностях, которые имеет наша страна, должно присутствовать у большей части
нашего населения. И если верующие будут учить церковной жизни всех окружающих,
то это будет достойный путь покаяния. А не просто одни слова: «я каюсь, я виноват
в том, что мои предки убили Царя или разрушали церкви»… Это не совсем правильно.
Святейший Патриарх подчеркивал на прошлом Архиерейском Соборе, что в нашей Церкви
есть тысячелетнее понятие о покаянии, и этого подвига покаяния мы и должны придерживаться.
Должны глубоко осознать свое падение и стремиться к изменению своей жизни. И
необходимо к этому покаянию, к этому изменению жизни привлечь как можно больше
людей. Вот тогда будет какая-то польза. А если просто небольшая группа людей
скажет: «да, я виноват…», то пользы от этого не будет.
Посмотрите
на Смутное время, которое было в начале XVII века. Мы знаем, что тогда вся Россия
пришла в осознание, что она отступила от Бога, что люди согрешили перед Богом.
К ним пришло осознание того, что чаша страданий дана им за то, что они решили
жить без Бога, без Церкви, без покаяния. И когда утвердилось такое осознание
у всего народа, то Патриарх прочитал разрешительную молитву, и это было действенно,
и было принято у Бога. Господь благословил последующее время жизни нашего Отечества
в благополучии и высоких свершениях. А когда люди снова стали отпадать от Бога,
то случилась вновь страшная беда.
Я бы хотел
попросить, чтобы все мы, как говорит Святейший Патриарх, были миссионерами,
проповедниками богоугодной, нравственной жизни. Мы должны светить этому миру,
чтобы преобразить его ко благу. Это будет истинное покаяние.
- За какие грехи
накладывается епитимья, и на какое время?».
- Есть такие
тяжкие, как мы говорим, смертные грехи, за которые накладывается епитимья. Епитимья
– это не просто наказание. Это врачевание того падения, которое совершил человек.
Если человек осознает свою греховность, то он и хочет быть наказанным в этой
земной жизни, чтобы не быть наказанным в жизни будущей. Человек сам просит у
духовника, чтобы тот дал ему какой-то труд, какой-то подвиг, какое-то жертвенное
служение, через которое он бы мог загладить свой грех.
С архиепископом
Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи -
Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА
Программа «Архи-пастырь»
выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям, в 20.00.
На епархиальной
радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
На телекомпании
«Союз» по средам – в 17.00, пятницам – в 11.30,субботам – в 16.30 и воскресеньям
– в 12.30 и 19.30.
Свои вопросы Владыке
Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217-93-38.
Храни вас Господь!
|
|