|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ УРАЛЬЦЕВ В СТУДИИ
РАДИОСТАНЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ" (ТЕЛЕПРОГРАММА
"АРХИПАСТЫРЬ" 9 ИЮЛЯ 2005 ГОДА).
-
Владыка, Вы совсем недавно вернулись из Дивеевского монастыря Нижегородской
епархии. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
- Да, Господь
сподобил посетить с нашими благодетелями эту святыню Православной Церкви. В
этом святом месте, как говорили сестры и игуменья монастыря, можно почувствовать
благодать и Иерусалима, и Афона, и Киева. В одном этом монастыре можно напитаться
великой благодатью. Как приехали, мы сразу приложились к мощам преподобного
Серафима Саровского, совершили акафист на распев. Потом познакомились со святынями
Дивеевского монастыря. Нам рассказали об истории монастыря, показали места,
связанные с блаженными старицами-основательницами обители. Показали нам святыни,
связанные с жизнью и подвигами святого преподобного Серафима Саровского. Известно,
что в самом Дивеево святой был всего один раз, еще будучи иеродиаконом. Но перст
Божий и благословение Серафима Саровского всегда были над Дивеевским монастырем.
А сестры всегда все делали по благословению преподобного. Основательницы приходили
к нему, и святой чертил им план обители, рассказывал, как нужно строить и что
делать, какие послушания нести. Сестры всегда слушались своего духовника, и
получился очень красивый монастырь.
Очень большая
святыня обители – Святая Канавка, по которой мы прошли, читая молитву «Богородице,
Дево, радуйся!». Здесь действительно чувствуется близость Божией Матери. Как
говорят насельницы обители, Божия Матерь благословляет всех, кто проходит по
Святой Канавке, и многие скорби, беды и болезни исцеляются Пресвятой Богородицей
по нашим посильным молитвам.
На следующий
день мы совершили Божественную литургию, встретились с Правящим Архиереем Нижегородской
епархии Владыкой Георгием, получили благословение на службы в монастыре. Как
раз в это время в монастыре заседал Фонд Серафима Саровского, который занимается
восстановлением святынь, связанных с преподобным.
Целью нашего
паломничества было посещение святынь Дивеевского монастыря. Посетили мы и три
святых источника. Один возле Саровского монастыря. Интересна история его появления.
Говорят, что в годы лихолетья в монастырь не пускали паломников, которые стремились
приобщиться к этому святому месту. И вот один из солдат, охранявших обитель,
как-то раз увидел старца, который посохом указал на место в лесу и сказал, что
здесь будет целебный источник. Прошли годы, и именно на этом месте появился
родник. Сейчас многие и многие паломники приезжают туда, купаются в источнике,
пьют воду и берут с собой. Есть очень много случаев исцеления от телесных и
духовных недугов. Господь помогает людям по молитвам святого преподобного Серафима
Саровского. Еще два источника расположены недалеко от самого Дивеевского монастыря.
Мы также пили святую воду, омывались ею. Это неописуемая радость! Благословение
Божие чувствовалось при посещении святынь!..
Советую всем
посетить это святое место. И очень хорошо, что у нас в епархии есть Паломнический
отдел, который организует поездки в Дивеево. Это очень хорошая и древняя традиция
нашей Церкви, когда мы находим в себе силы оставить свои житейские попечения
и посетить святые места. Очень благодатна такая поездка, и если есть возможность
посетить это святое место, то ее нужно обязательно использовать. Это укрепляет
нашу душу, наше тело и исцеляет недуги.
- «У нас есть
санаторий. Но по причине того, что нет постного меню, отдохнуть там сложно.
Есть ли возможность повлиять на руководство санаториев, чтобы они ввели постное
меню?» - задает вопрос Любовь из Екатеринбурга.
- Пока нет
такой возможности. Но мы ведем переговоры с курортами, лечебницами. Не совсем
легко решается вопрос... Но есть даже желание некоторых руководителей лечебниц,
например санатория «Обуховский», чтобы на территории здравницы построить небольшой
храм. Если будет храм, то там будут стараться жить так, как требуется православному
человеку. И в других местах мы будем стараться это делать.
- Звонок в прямой
эфир: «Говорят, что на станции Исеть есть старица Ксения. И что Вы, Владыка,
благословили ее принимать людей. Рассказывают, что Вы сами приезжаете к ней»…
- Я не благословлял
ее ни на что. Единственное, что я говорил ей, так это то, что цель ее деятельности
должна заключаться в том, чтобы направлять людей к церковной жизни, убеждать
их жить по заповедям Божиим. И эта задача не только этой женщины, но каждого
христианина. Каждый из нас должен делиться своей радостью от общения с Богом
со всеми, кто с нами встречается, кто нуждается в помощи, каком-то совете в
духовной жизни. И поскольку есть у людей потребность обратиться к этой женщине,
то ей дано благословение на то, чтобы она не приводила к себе, не совершала
нецерковных молитв, а давала совет вести церковную жизнь. Церковь является источником
доброго преуспеяния во всем, источником исцелений от телесных и душевных недугов.
Нужно иметь в себе веру, что в Церкви есть все необходимое для того, чтобы получить
от Бога исцеление телесных и душевных недугов, разрешение трудностей, которые
бывают в нашей жизни. Но нельзя заменять Церковь людьми, которые тоже питаются
от Церкви, питаются от Бога, от церковных таинств.
Как эта женщина
говорила, к ней приходят люди. Она рассказывает им о Боге и пытается направить
их к церковной жизни, – это ее главная цель и задача. Она должна направить людей
к Богу, а не к себе. Надо просто понять, что не нужно искать чего-то на стороне.
Помощь в наших трудностях мы можем получить в Церкви, в церковной жизни. Конечно,
необходимо предпринимать какие-то усилия, нести подвиг. К сожалению, современный
человек желает быстрее получить облегчение в трудностях, и поэтому ищет то экстрасенсов,
то бабушек разных... Но это ошибочное стремление человека! Нужно пройти тот
путь, который принесет нам исцеление.
Мы знаем,
что и в больницах, когда человек лечится, должно пройти время, прежде чем он
исцелится от телесного недуга. Так и в церковной жизни – человек должен сначала
прийти в храм, соблюдать правила церковной жизни, чтобы потом, когда Господь
благоволит, получить избавление от тех или иных трудностей жизни. Чтобы получить
благословение Божие, нужно терпеливо исполнять христианские обязанности – в
отношении к Церкви, к себе и ближним, чтобы возвышаться от силы в силу.
- «Почему актерская
профессия считается грехом, лицедейством, а с другой стороны хороший голос и
талант называют Божиим даром? Как к этому противоречию относится Церковь?»
- Действительно, есть люди даровитые, которые могут красиво сказать и преподнести
Истины Божии так, чтобы люди их услышали и восприняли своим сердцем. Но, к сожалению,
в настоящее время мы видим, что в кино и театральных представлениях этот дар
Божий употребляется во зло. На сцене и в кино зачастую вырисовываются те низменные
стороны жизни человека, которые развращают зрителей, общество. У нас есть такой
пример, когда церковно-приходские школы делают представления, но с той целью,
чтобы красочно, доходчиво показать лучшие стороны человека, чтобы тем самым
воспламенить душу человека к добродетельной жизни. Если дар Божий применяется
в этом отношении, то хорошо. А если для того, чтобы показать низменные чувства
и развратные нравы, то это Церковь осуждает.
- Звонок в прямой
эфир: «Как определить грань между осуждением и поучением?»
- Осуждение
– это когда мы сразу определяем, что «этот человек блудник, а этот развратник»...
Это есть осуждение. А когда мы поучаем человека, что пьянство это грех, плохо
для души, мы стараемся человека от этого греховного пути отвести, не осуждая
его, – то это есть поучение, которое может принести пользу. Когда мы осуждаем
человека, у него появляется чувство недовольства. А когда мы просто говорим,
что есть такие пороки, которые негативно сказываются на общество, на самого
человека и пытаемся отвращать человека от этого пути, то это поучение будет
воспринято, и человек будет сопротивляться пороку, начнет жить по воле Божией,
по тому нравственному учению, которому учит нас Святая Церковь.
- Такой вопрос
задает Татьяна: «Я по незнанию, когда только начала ходить в храм, несколько
раз причастилась без Исповеди. Как мне быть?»
- В нашей
Церкви не принято причащаться Святых Христовых Таин без Исповеди. Мы должны
готовиться к этому таинству очень серьезно, чтобы путем покаяния очистить свою
душу. Тогда Причастие не будет «в осуждение». Причащение без подготовки может
усугубить наш грех, принести еще большие страдания. У нас есть правило, что
перед Причастием нужно готовиться очень серьезно, молиться, читать Правило ко
Причастию, и, конечно, исповедоваться. Преподобный Серафим Саровский говорил,
что приступать к таинству Причастия нужно с сокрушенным сердцем, с осознанием
своей греховности, с осознанием своего недостоинства. Пример великого святого
должен нас еще более настроить на покаяние.
- «Когда у меня
умерла подруга, то на сороковой день я прочитала поминальную молитву. Это грех?»
– задает вопрос читательница «Православной газеты».
- В домашних
молитвах мы можем молиться и просить Бога, чтобы Он помиловал душу усопшего,
даже если тот был и не православного вероисповедания или некрещеный. Но в церковной
молитве мы не имеем права поминать таких людей.
- Звонок в прямой
эфир: «Владыка, говорят, что Алла Пугачева будет сниматься в фильме в роли Девы
Марии. Так ли это? И как к этому относиться?»
- Очень сложно
простому человеку играть роль Божией Матери, которая является Честнейшею Херувим
и Славнейшею без Сравнения Серафим. В какой-то степени это дерзко – такую чистоту
совершенства играть в каком-то представлении. Я думаю, что нет человека, достойного
играть такую роль. Думаю, что очень дерзкий поступок – брать на себя ношу играть
роль Божией Матери.
- «Владыка, почему
нельзя читать книги Коновалова, ведь он верующий человек и лечит людей?»
- Откуда
такое утверждение, что он верующий человек? Ведь в Церковь он не ходит, не исповедуется,
не причащается. Если он не ведет церковную жизнь, то как он может быть верующим?!
Если он показывает, что у него иконочки или крестики на столе или на полке,
то это не значит, что он верующий. Он просто использует наши святыни для привлечения
людей. На самом деле у него нет благословения Церкви на свою деятельность. Не
надо поддаваться этому заблуждению.
- «Каковы обязанности
крестных родителей?»
- Крестные
родители – это те, кто дает за крещаемого младенца перед Богом обещание, что
он отрекается от диавола. Крестные родители имеют обязанностью учить своего
крестника, чтобы он жил духовно, праведно, по заводям Божиим. Потому они и называются
духовными родителями, потому что они должны учить духовной жизни своего крестника,
приводить его в храм, чтобы он полюбил церковную жизнь. И если так делать, то
ребенок обязательно укрепится в духовной жизни с самого младенчества. А когда
человек подрастет, то ему нужно дать азы православной веры, православной культуры,
чтобы он знал, как молиться, как поститься.
- Галина из Чебоксар
задает такой вопрос: «Мои сыновья пьют. Я молюсь за них, читаю акафисты, ставлю
свечи, но это не помогает… Как нужно за них молиться? Может, я делаю что-то
неправильно?»
- Этот вопрос
очень сложный. Действительно, есть такие семейные проблемы, когда мать молится
за своих детей, а дети не слушаются и продолжают грешить. Я бы хотел посоветовать
не унывать, не отчаиваться. Рано или поздно эта молитва будет иметь результат.
Господь поможет, и сыновья оставят грех, забудут свое греховное увлечение. Молитва
матери имеет большую силу пред Богом. Нужно не переставать молиться, не переставать
жить церковно. Нужно иметь в виду еще и то, что, может быть, Господь через эту
скорбь для матери призывает саму мать к тому, чтобы она жила богоугодной жизнью.
Нужно глубже посмотреть на свою жизнь, вспомнить грех, который, возможно, остался
еще неисповеданным. Нужно исправлять свой грех не только осознанием и исповедью,
но и совершать противоположную этому греху добродетель. Когда Господь увидит
благое стремление матери и отца, тогда Он даст Свое благословение и сыновья
оставят свой грех.
- Звонок в прямой
эфир: «Моя дочь собралась замуж. Жених некрещеный. Я как мать скорблю… Что можно
сделать?»
- А сама
дочь разве не может привести своего будущего супруга к Богу? Она ведь может
объяснить ему, рассказать о Вере Христовой, привести его в храм. Нужно дать
этому молодому человеку возможность услышать о Боге. И тогда он поверит. А если
мы будем ждать, что он сам когда-то как-то придет к вере, то ждать будем очень
долго. Ему нужно сейчас проявить любовь к своей супруге и начать исповедовать
ту же веру, что и она. Если дочь ходит в церковь, если она христианка, то она
должна быть примером для своего супруга. А он, видя ее пример, ее добродетель,
будет стараться подняться на ту же духовную высоту, что и супруга.
С архиепископом
Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи -
Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА
Программа «Архи-пастырь»
выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям, в 20.00.
На епархиальной
радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
На телекомпании
«Союз» по средам – в 17.00, пятницам – в 11.30,субботам – в 16.30 и воскресеньям
– в 12.30 и 19.30.
Свои вопросы Владыке
Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217-93-38.
Храни вас Господь!
|
|