|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ УРАЛЬЦЕВ В СТУДИИ
РАДИОСТАНЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ" (ТЕЛЕПРОГРАММА
"АРХИПАСТЫРЬ" 9 АПРЕЛЯ 2005 ГОДА).
Екатеринбург, 21 апреля, "Информационное агентство Екатеринбургской
епархии".
-
«Владыка, в православном календаре воскресенье, 3 апреля, называют Крестопоклонным.
Что это значит?»
- Православная
Церковь на четвертой седмице Великого поста вспоминает Крест Господень, его
силу, его помощь людям. Это празднование – величайшее для нас благо, установленное
святой Церковью. В этот день мы торжественно выносим на середину храма святой
Крест, поклоняемся ему и лобызаем этот святой Крест с особым благоговением и
надеждой на помощь Божию. Крестопоклонная неделя дана нам для того, чтобы в
дни Великого поста, неся подвиг и труды этого поста, мы могли получить от Креста
Господня силу и подкрепление, потому что мы изнемогаем от постного бремени.
Крест выносится, чтобы человек мог напитаться той Силой Божией, которую посылает
Господь через Крест Господень. Крест – это великая сила, которая дается нам
по нашей вере, великая сила, которая укрепляет нас в нашей жизни, которая помогает
нам в борьбе с нашими страстями, грехами, пороками. Эта сила помогает нам в
борьбе с диавольской силой, с бесовской силой, которая нас всегда борет, и,
как «рыкающий лев», готова нас поглотить. Сила Божия, которую посылает Господь
через Животворящий Крест, способна оградить нас от этой бесовской силы. Поэтому
для нас это особая милость Божия, что мы вновь обращаем внимание на важность
этого оружия, чтобы нести свой подвиг и быть огражденными от бесовской силы.
Для нас это
очень важно, что есть такая Крестопоклонная неделя.
- «Я очень переживаю
по поводу конфликта, который случился между Церковью и правоохранительными органами.
Ведь надо понять и милиционеров, у них сложная и неблагодарная работа. А священник
должен быть сдержанным и вести свою деятельность не экстремистски. И все такие
сложные моменты между Церковью и властью надо решать в диалоге, уважительно
друг к другу».
- Это печально,
что в нашей Епархии случилось такое событие.
Священник
Владимир Зайцев, руководитель Миссионерского отдела, вместе с профессором Александром
Леонидовичем Дворкиным, прибыли в школу, с директором которой они заранее договорились
о проведении лекции о сектах. Но, к сожалению, случилось так, что директор школы,
в день, когда уже была объявлена эта лекция, отказался принять людей в актовом
зале. Поэтому люди все равно собрались, и несколько человек, 25 или 30, недоумевали,
почему их не пустили в школу. Отец Владимир приехал, чтобы извиниться перед
людьми за сорвавшуюся лекцию. Но, к сожалению, кто-то вызвал милицию, возможно
это был директор школы. Милиция, не разобравшись, в чем дело, начала вести жесткую
работу. Пострадал отец Владимир, его побили. Пострадал и профессор, его отвезли
в отдел милиции. Тут, конечно, очень неприятная ситуация.
Даже Святейший
Патриарх Алексий написал о своем отношении к этому инциденту и просил решить
этот вопрос мирным путем. Было извинение со стороны милиции, ко мне лично подходили
представители милиции и просили извинения за случившееся. Сотрудники милиции
сами сознают, что допустили ошибку. Чтобы урегулировать эту ситуацию, в расследовании
принимал участие заместитель генерального прокурора. Было даже возбуждено уголовное
дело.
Поэтому говорить,
что было какое-то экстремистское поведение со стороны отца Владимира, я думаю,
нельзя. Обвинять священника было бы неправильно, потому что отец Владимир пострадал,
а его еще и обвиняют. К этому инциденту надо относиться очень аккуратно, чтобы
не разжигать какие-то чувства недовольства и подозрения. Думаю, что с Божьей
помощью конфликт урегулируется. Я лично встречался с главой городской милиции,
мы обсуждали этот вопрос. Сегодня мы вновь сотрудничаем друг с другом, находимся
в согласии. Надеемся, что больше таких конфликтов не будет.
- Звонок в прямой
эфир: «Владыка, благословите! У меня к Вам такой вопрос: почему наша церковь
на Шарташе стоит под замком всю неделю?»
- Я уже несколько
раз занимался этим вопросом. Обязательно уточню, какие есть проблемы. Может
быть, некому дежурить в храме в будние дни… Конечно, это не оправдание, человек,
который бы дежурил, в храме найдется. Мы дали благословение, чтобы все храмы
нашей Епархии, тем более городские, были открыты с утра до вечера. Мы этот вопрос
постараемся урегулировать.
- Спрашивает
Марина: «В книге прочитала, что в пост разрешается есть мидий, кальмаров, устриц.
Почему?»
- Есть такой
устав. Например, на Афоне. Но если смущает такой устав, не обязательно следовать
ему. Я, например, услышал, что на Афоне питаются этими продуктами, когда жил
еще в Троице-Сергиевой Лавре, и спросил у отца Кирилла, почему так. Он ответил
просто: «Они там кушают, а мы нет. Пускай они делают так, как считают нужным,
а мы будем делать так, как привыкли».
- «Можно ли в
пост делать операцию на сердце?» - спрашивает Артур.
- Конечно,
если врачи рекомендуют операцию, говорят, что она очень важна сейчас. Это очень
серьезное заболевание, которое решить нужно быстро, не затягивая.
- Спрашивает
Роза: «Что делать со старинными фотографиями, на которых были запечатлены люди
давно умершие, и не родственники. Сжечь или отдать кому?»
- Я думаю,
что их надо сохранить. Может, они понадобятся. Говорят, что мир тесен. Может
быть, найдутся люди, которые ищут такие фотографии. Думаю, надо сохранить эти
фотографии, ведь это история. А когда найдутся люди, которым они нужны, то отдать
им.
- «Говорят, что
тем, кто совершил грех детоубийства, нет прощения. Что же теперь делать?»
- Конечно,
грех этот величайший. Это убийство, тем более существа беззащитного во чреве…
Это очень тяжелый грех. Но милость Божия велика. Если мы постараемся делать
противоположное этому греху – дела милосердия, то Господь может и помиловать.
Вот мы говорим, что Святейший Патриарх благословил усыновлять бездомных детей.
Может быть, в данном случае, чтобы загладить свой грех, стоит усыновить столько
детей, сколько сделано абортов. Тогда, воспитывая этих молодых людей в духе
Православия, нравственности, духовности, жизни по заповедям Божиим, и сам воспитатель
спасет свою душу.
- Спрашивает
Вера: «Можно ли освящать квартиру, если в ней живет собака?»
- Конечно,
можно и нужно освящать свою квартиру. Мы освящаем квартиры, чтобы Господь Своей
благодатью хранил этот дом, чтобы дал дому Своего ангела-хранителя, чтобы жизнь
в этом доме была благополучна и милость Божия всегда покрывала живущих здесь
людей. Есть такая ситуация, что люди держат у себя дома собак. Это веяние времени.
В былые времена собака занимала свое место – в конуре, имела свое предназначение.
Сейчас есть привязанность к собаке, даже такая, к сожалению, что люди любят
больше собаку, чем человека. Детей не имеют, потому что отдают предпочтение
собаке.
К человеку
нужно относиться с той любовью, которую заповедал нам Господь Бог: «Возлюби
Господа Бога своего всем сердцем, всем разумением своим и ближнего, как самого
себя». Значит, мы должны любить Бога, ближнего, то есть человека, а уже потом
– других тварей и созданий Божиих. Иначе мы совершаем грех.
- Звонок в прямой
эфир: «Владыка, благословите! Я звоню из города Асбеста. Очень давно у меня
в Сибири умерла мама, в 1953 году, я ездила, отпела ее и умершую сестру, отпевала
заочно. Но я не уверена, что на них были крестики. Грех это мне или нет?».
- Спросите
о крестиках тех, кто одевал и готовил усопших к погребению, может, они знают.
Если они не помнят, то можно подложить крестик с другим усопшим. Так делают
в подобных случаях.
- Еще звонок:
«Владыка, благословите! Мы Вас так хорошо видим и слышим! Спасибо Вам за православное
телевидение!».
- Спаси Господи!
- «Идет пост,
а в храмы на панихиду приносят много скоромной пищи. Что с ней делают дальше?»
- Может быть,
те, кто приносят непостные продукты, не знают, что нельзя так делать… Нельзя
приносить во время поста на панихиду скоромные продукты, ведь даже на священнослужителей
может пасть подозрение, что они сами посты не соблюдают. В данном случае такие
продукты раздадут тем, кто не постится: рабочим, охранникам, в детские дома
или в дома для престарелых, нищим. Но, все-таки, в постные дни в храм нужно
приносить продукты постные.
- «Почему в храмах
нашей Епархии не молятся о заблудших христианах?»
- Почему
не молимся? Молимся! Был даже день, когда мы собрались все вместе и по всей
Епархии было объявлено молиться, чтобы Господь укрепил всех заблудших, чтобы
и влияние сектантства не было так сильно на наших соотечественников. В храмах
мы постоянно молимся о всех людях, живущих на этой земле. Необходимо, чтобы
каждый из нас, верующих, постарался быть миссионером и говорил, объяснял, и
своим личным примером показывал христианскую жизнь. Тогда люди увидят наши добрые
дела и станут прославлять Отца нашего Небесного, и пожелают жить в Православии,
жить благочестиво, как это положено и потребно православному христианину. От
нас очень много зависит, чтобы мы были примером и дома, и на работе, и в обществе,
и всюду! Чтобы имя православного христианина прославлялось, а через нас – Имя
Отца нашего Небесного.
- Следующий звонок
в прямой эфир: «Владыка, благословите! Я звоню из Первоуральска, у меня такой
вопрос. Сейчас идет пост, можно ли крестить ребенка?»
- Можно крестить,
если вы не будете делать никаких вечеринок. Можно просто прийти в храм совершить
Таинство, и если хотите его отметить, то в меру, как положено в постное время.
- «Крещение в
храмах платное, а если в семье нет денег, то как быть?»
- Если нет
денег, то подойдите к настоятелю храма и расскажите вашу ситуацию, и он обязательно
сделает так, чтобы Крещение произошло. Отсутствие денег не должно быть препятствием
ко Крещению, потому что оплата за Таинство – это не коммерция, а пожертвование
Церкви в благодарность за великую благодать, которой сподобил Господь вас и
вашего ребенка. Деньгами вы как бы отдаете дань благодарности Богу за милосердие.
Если у вас нет такой возможности пожертвовать сейчас, то таинство Крещения все
же должно совершиться. А когда вы будете иметь возможность, то внесете пожертвование,
не обязательно даже в том же храме, может быть, поможете кому-то из неимущих.
Все это возможно, ничего не должно препятствовать крещению, тем более деньги.
- «В дни Великого
поста постоянно читается молитва Ефрема Сирина. Какой грех подразумевается под
словом «любоначалие»?
- Это есть
пристрастие к власти, властолюбие, стремление к тому, чтобы властвовать, начальствовать.
В обычной жизни – командовать дома или на работе. Это есть грех. Мы молимся
молитвой Ефрема Сирина Господу, чтобы Он помог избавиться от этого греха.
- «В Кировграде
один священник служит на четыре храма. Может, Владыка благословит ему в помощь
еще одного батюшку?» – обращаются прихожане.
- Да, действительно,
в этом городе был недавно освящен новый храм, сохранился и старый храм. Город
нуждается и во втором, и в третьем священнике. Я думаю, что этот вопрос мы решим.
А пока сами священники ищут себе помощника, воспитывают, чтобы он был достоин
сана священства. И тогда мы его рукополагаем во священники и направляем в этот
приход. На приходе, где нужны священники, должны быть юноши, которые могли бы
учиться в семинарии и после получить сан. А если есть благочестивые прихожане
старшего возраста, которые ведут церковную жизнь, прислуживают при церкви, то
мы можем рассмотреть и эту кандидатуру, но и этот человек должен будет обязательно
учиться в Духовной семинарии.
- «День моего
святого выпадает на 6 мая, на Светлую седмицу. В этот день нет поста. Как мне
исповедаться и причаститься?» – спрашивает Георгий.
- Исповедаться
обязательно нужно, так у нас принято, что перед Причастием всегда исповедуются.
Ко Причастию нужно достойно подготовиться. Таким благим поступком вы достойно
отблагодарите своего небесного покровителя, Великомученика Георгия, за помощь
в вашей жизни. Нужно принести дань любви и уважения, через воздержание, пост,
молитву, через приготовление себя ко Причастию, покаянием и очищением своей
души от грехов.
- Звонок в прямой
эфир: «Владыка, благословите! Меня зовут Мария, я звоню из Первоуральска. У
меня дочь крещеная, и крестик у нее освященный, и носит она его все время. Но
когда утром встает, то на теле, где крестик – всегда синяк. Что бы это значило?»
- Я думаю,
это не страшно. Может быть, крестик окисляется. Бывает, что крестик окисляется,
и на теле остается пятно. Нет ничего в этом страшного.
- «Почему дата
празднования Пасхи в Православной церкви и других конфессиях расходится?»
- Наша Православная
Церковь придерживается определения празднования Пасхи Вселенским Собором. Еще
на Первом вселенском соборе было определено, что Пасха должна праздноваться
после иудейской пасхи, в первое воскресенье, после весеннего равноденствия.
А другие конфессии не придерживаются этого правила, установленного Вселенским
собором, поэтому празднование происходит в разное время.
- «Как понять
слова молитвы – «Помяни, мя, Господи, во Царствии Своем»? Почему живые люди
об этом думают?»
- Мы созданы
для Царствия Небесного, для того и живем, чтобы достигнуть его. Мы должны думать
о Царствии Божием, как о нашей Родине, как о нашем Отечестве, вечном Отечестве,
желать его. Грехопадением прародителей мы были лишены Царствия Божия, и Господь
Своими подвигами возвратил это Царство. И сейчас мы должны нашими трудами, помощью
Божией, благодатью Христовою, совместными усилиями, исполняя заповеди Божии,
достигать Царствия Божия. Центральный смысл нашей жизни на земле – это и есть
Царство Божие. Поэтому мы всегда должны о нем думать, к нему стремиться, и всегда
помнить, что в этом Царстве находятся наши предки, которые удостоились райской
жизни, множество святых угодников Божиих. Это вожделенное место для каждого
человека, живущего на земле. Поэтому нужно так себя вести в этой жизни, чтобы
достигнуть Царства Божия, в том числе и молиться Богу.
- Спрашивает
Максим: «Как правильно относиться к смерти и вечности?».
Смерть для
нас не является секретом. Каждый из нас рано или поздно уйдет из этого мира.
Потому мы должны готовиться к смерти. В Священном Писании говорится: «Помни
последняя твоя, и во веки не согрешиши». И когда мы помним о смерти, в смысле
того, что после нее нас ждет или рай или ад, ждет Страшный суд Божий, то мы
должны готовиться к этому «экзамену» очень серьезно. В дни нашей жизни на земле
нужно трудиться, жить так, чтобы жизнь наша была после смерти блаженной. К этому
мы должны стремиться. Святые отцы, – мы знаем это из их жития, – относились
к смерти очень серьезно, готовились к ней очень серьезно. И даже, чтобы не забыть
о смерти, делали себе гроб и ставили около кельи своей. Некоторые спали в своем
гробу, чтобы не забыть о смерти.
Мы прилепляемся
к этой земле, к земной жизни, и думаем, что мы вечно будем жить. А о том, что
нас ждет после смерти, мы, к сожалению, не думаем. Это самообман. Православные
христиане, которые понимают смысл и значение жизни на земле, думают о смерти,
готовятся к ней, чтобы эта смерть была блаженной, чтобы ангелы Божии взяли нашу
душу и ввели ее в Царство Божие. Вот это наше самое вожделенное желание.
С
архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина Ефремова. Расшифровка
аудиозаписи - Татьяна Пепеляева.
Программа
«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям,
в 20.00.
На епархиальной
радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
Свои вопросы Владыке
Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217-93-38.
Храни вас Господь!
|
|