|
ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЯ).
Ни
с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с
соборованием. Чего только не услышишь от пожилых прихожанок, мнящих себя знатоками
церковного устава! Говорят, что после соборования мы должны поступить в монашество
или, оставаясь в миру, исполнять различные обеты, например: не вступать в брак,
не мыться, не есть мясо; нужно поститься по понедельникам. А главное – что принимать
это таинство можно только умирающим. Все это неправда.
Суть таинства
Елеосвящения, одного из семи таинств Церкви, состоит в помощи болящим, чающим
выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых,
неисповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Это не напутствие на тот
свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов,
которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли»
(Мк. 6, 13).
Со всей определенностью
и ясностью о таинстве Елеосвящения говорит святой апостол Иаков: «Болен ли кто
из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (т.е. собор священников, откуда и
другое название таинства – Соборование) и пусть помолятся над ним, помазав его
елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь,
и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14, 15). Определенно, апостол
говорит о Елеосвящении не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане,
а только указывает на это врачебное средство как уже на существовавшее и общеизвестное,
которым и заповедует пользоваться в случае болезней.
С XVII века
на Руси совершалось общее Елеосвящение над здоровыми во всех кафедральных соборах
и монастырях. Но уже к концу XVIII века совершение этого таинства составляло
частную особенность священнослужения только в Московском Успенском соборе и
в некоторых монастырях. Происходило это один раз в год, в Великий четверг.
Елеосвящение
– это Таинство Исцеления. Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал:
«Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился
в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное
признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей,
от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться
с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию».
Таинство
состоит из семикратного чтения Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную
благодать. После каждого чтения батюшки помазуют соборующимся лицо, руки и ноги.
Елей в таинстве
знаменует милость Божию и сострадание (вспомним притчу о милосердном самарянине),
а добавляемое в него в небольшом количестве вино - Искупительную Кровь Спасителя.
Кроме вина и масла верующие приносят с собой для совершения Таинства зерна пшеницы
или пшена. Зерна символизируют зародыш жизни, а по смерти тела – воскресение.
После седьмого
помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает
– как бы исцеляющую руку Самого Спасителя - на голову больного и при этом молит
Господа о прощении всех его грехов.
Как связанное
с очищением от грехов и достойным причащением, общее Елеосвящение совершается
в те дни, которые христианами избираются преимущественно для исповеди и приобщения
Святых Христовых Таин. Такими днями являются дни Великого поста. По традиции,
общее Елеосвящение обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице
в навечерии Великого четверга или Великой субботы.
|
|