|
О ЧИНЕ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ.
Торжество
Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было
установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами Православия
- иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное
обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая
ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь
Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы
и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать
на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться
им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям
и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII
Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление
гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели
и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить
свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора
объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери
и всех святых, да будет проклят!».
Избранный
Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное
богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском
соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось
в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый
Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена
за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.
Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими
ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании,
но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не
только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии
отцов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается
соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед
Церковью.
В России
чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина
с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита
Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки
Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований
было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и
дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены
были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих
гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был
напечатан в 1767 году. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после
прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами
Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен
в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин
оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных
преступников.
Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение
Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как
они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже.
ДВЕНАДЦАТЬ АНАФЕМАТСТВОВАНИЙ
Отрицающим
бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла
Божия и по случаю бывает: анафема.
Глаголющим
Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща
и подобная хуления произносящим: анафема.
Дерзающим
глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух
Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
Безумне глаголющим,
яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына
Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
Неприемлющим
благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко
оправданию пред Богом средства: анафема.
Дерзающим
глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и
по рождестве Дева: анафема.
Неверующим,
яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный
путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных
христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
Отмещущим
бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели
на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
Отмещущим
все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
Отвергающим
соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою
Церковью благочестно хранимая: анафема.
Помышляющим,
яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию
благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению
великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт
и измену: анафема.
Ругающим
и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников
Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию
приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
В
течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин анафематствования был
запрещен для соборного провозглашения, и чин Православия включал только поминовение
усопших.
Предание
анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь
к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях
анафема может быть снята.
|
|