|
ИГУМЕН ДИМИТРИЙ (БАЙБАКОВ), РУКОВОДИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО
ОТДЕЛА ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ: "ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ "СОЮЗ"
- ПЕРВОЕ В РОССИИ ПРАВОСЛАВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ. ТАК ЧТО УРАЛЬЦАМ ЕСТЬ ЧЕМ ПО-ХОРОШЕМУ
ГОРДИТЬСЯ".
Беседа с Виктором Губачевым,
журналистом газеты «Вечерний Первоуральск свободный»
-
Действительно ли это первое в России православное телевидение?
- Да. Первоуральская
телекомпания с замечательным названием «Союз», после приобретения ее Екатеринбургской
епархией и изменения сетки вещания, стала первым в России православным телеканалом
с 17-часовым эфиром в сутки. Многие регионы мечтали и мечтают иметь православное
телевещание. Но пока оно есть только у нас, на Урале. Так что уральцам есть
чем по-хорошему гордиться.
- Религиозные
деятели нередко утверждают, что современное телевидение - «искушение дьявола».
«Телеящик» разрушает семью и общество, пропагандирует насилие, безверие, пошлость,
секс, ложные ценности и т.д. Согласны ли вы с подобными мнениями?
- Так, стоп.
Во-первых, какие «религиозные деятели» так говорят? Я имею в виду оборот «искушение
дьявола»? Это вообще какой-то абсолютно не церковный оборот…. Церковные люди
так не говорят. Можете вы назвать имя хоть одного «деятеля», так говорящего?
Уверен, что нет. Точно так же никто никогда не говорил и не говорит, что «телеящик»
что-то разрушает. Ни телевизор, ни радио, ни телефон, ни компьютер, ни интернет
не несут в себе зла. Они – нравственно нейтральны. Они – техника, средство в
руках человека. Они не могут быть ни злыми, ни добрыми сами по себе. А вот что
человек в них вкладывает – это другой вопрос. То, что многие люди, определяющие
сегодня политику телеканалов, как вы говорите, «разрушают семью и общество,
пропагандируют насилие, безверие, пошлость, секс, ложные ценности и т.д.», –
это объективная реальность. Так считают не только «религиозные деятели». Вы
знаете, что все больше людей – причем, не «темных», а образованных, состоявшихся
в жизни, занимающих вполне престижные должности, просто не смотрят телевизор
и запрещают смотреть его своим детям? Представьте себе, это так! Они защищают
себя и своих детей от всего того, что вы перечислили.
Создаваемое
телевидение – это своего рода альтернатива. Если мы уж так любим говорить о
«демократическом обществе», то давайте уважать право людей на выбор. Давайте
дадим людям эту возможность выбора. Пока ведь у нас практически на всех телеканалах,
за исключением, может быть, «ТВЦ», идет одно и то же безобразие.
- Что следует
запретить показывать на телевидении? Нравственно ли демонстрировать кадры, подобные
беслановской трагедии? Или пристально снимать жертву, к примеру, дорожной аварии
или пьяного угара, комментируя чужую беду по-шереметовски цинично, даже с ерничеством
и юморком? Вводится ли на вашем канале цензура, и кто будет определять - «это
показывать можно, а такое нельзя ни при каких обстоятельствах»?
- Что надо
запретить? Вы знаете, это сложный для меня вопрос. Есть такие замечательные
слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно,
но ничто не должно мною обладать»… Запреты – это не самый оптимальный метод
воспитания. «Запретный плод – сладок»… При советской власти все было запрещено…
Но только рухнули запреты, и человек оказался абсолютно не готов к осмысленному
выбору, осмысленному различению добра и зла. У нас просто не оказалось никакого
иммунитета ко злу! Людей нужно воспитывать, объяснять, показывать добрые примеры.
Так, наверное… Другое дело – дети. Вот их каким-то образом просто жизненно необходимо
ограждать от сцен насилия, порнографии, культа алчности и жажды удовольствий,
которые сегодня так пропагандируются с телеэкранов. Иначе дети вырастут просто
моральными калеками.
Как это сделать?
Не знаю… Наверное, об этом должны хорошо подумать родители. На них вся надежда.
Насчет того,
нравственно ли «пристально снимать жертву и ернически комментировать чужую беду»,
– думаю, что это вопрос риторический. И любой человек с более-менее неатрофированным
понятием о нравственности это понимает. Кстати, вы, мне кажется, зря несправедливо
«проехались» по Иннокентию Шеремету… Может быть, вы давно не смотрели его программ?
Они очень изменились… Очень. Сейчас в них немало того, что может воспитать.
Хотя, конечно, не все.
И последний
ваш «вопрос в вопросе» был о цензуре, кажется? Не знаю, что вы понимаете под
«цензурой». На православном канале не будет политики, не будет насилия, эротики,
всех тех безобразий, о которых мы только что говорили. Отвечая же дословно на
ваш вопрос, скажу так: показывать можно все, что служит благу нашего Отечества
и духовному возрастанию личности. И «нельзя ни при каких обстоятельствах» показывать
вещи противоположные.
- Имеют ли творческие
сотрудники право на собственное мнение? Могут ли они состоять в различных партиях
или общественных объединениях?
- Право на
«собственное мнение» имеет каждый человек, не только «творческие сотрудники».
Опять же, к чему этот вопрос? Могут ли они его высказывать с телеэкрана? О чем?
О том, как решить проблему замерзающей библиотеки? Пожалуйста! О том, как лучше
помочь обездоленным людям? Конечно! О том, чему и как учить детей в школе? Безусловно!
Но любое «личное мнение», опять же, должно быть пропитано духом любви к человеку
и Родине. Заботой о них, а не хамским пересмешничеством. Это о светских программах.
Что касается
религиозных программ, их делают верующие люди… У них есть внутренний «цензор»
– необходимые знания, вера в Бога, и опять же любовь. Они делают программы как
могут, как им подсказывает их талант, понимание того, как это надо делать. Я
в этот процесс не вмешиваюсь – осуществляю лишь общее руководство.
Как и любые
граждане, все сотрудники имеют право состоять в любых партиях. Но, по милости
Божией, из теперь уже более 150 моих соработников, насколько я знаю, слава Богу,
никто нигде не состоит. У нас одна партия – вера в Бога.
- Обязаны ли
сотрудники телекомпании быть крещеными и посещать церковь? Правда ли, что сотрудникам
предложено отказаться от вредных привычек? Каких именно?
- Да. Желательно.
Это было бы очень хорошо. Но это не обязательное требование. У нас работают
и пока еще некрещеные, и «верующие по-своему», и даже несколько мусульман… У
каждого человека свой путь к Богу. Он его может только сам пройти. Здесь нельзя
ничего навязывать, требовать, настаивать… Это слишком интимные вопросы – вопросы
отношения с Богом, чтобы вмешиваться в них… Мой критерий отбора сотрудников
– человеческая порядочность, профессиональные навыки и увлеченность своим делом…
Но воспитанием мы, конечно, по мере сил, занимаемся… Не поощряется курение,
употребление бранных слов, ношение женщинами мужской одежды, чересчур яркая
косметика…
- Телевидение
- самое дорогостоящее, коммерческо-рыночное предприятие из всех существующих
СМИ. Но ведь Иисус, войдя в храм Божий, выгнал оттуда всех продающих и покупающих...
Прельстят ли и ваш православный канал реклама и коммерческие проекты, без которых
не могут существовать сегодня все телевизионные каналы?
- Вы так
небрежны к своим словам… Меня это просто пугает… Вот я по светскому образованию
– врач. И с нас все шесть лет учебы требовали очень аккуратного отношения к
каждому слову. Четкого понимания каждого термина, каждого определения. И нещадно
ставили «двойки» за небрежность в словах. Как-то у вас, журналистов, не заметно
уважения к слову. Это странно и печально… Вот, терпел-терпел, а все-таки не
вытерпел – сказал… Ну что это такое: «прельстят ли ваш православный канал реклама
и коммерческие проекты»? Вы знаете значение слова «прельщение»? А чего же разбрасываетесь
словами? Прельщение – это особое духовное состояние – духовной слепоты. Когда
человек настолько ослеплен какой-то страстью, что ничего вокруг вообще больше
не видит. Я думаю, даже светских каналов, «прельщенных» рекламой, нет… А для
газет рекламные объявления – это сфера деятельности такая, бизнес – но тоже
не «прельщение».
А повествование
из Евангелия о храме вы к чему использовали? Ни телевидение у нас в храме не
размещается, ни реклама… Если вас интересуют источники финансирования, так и
спросите! Они абсолютно не секретны! Телекомпания «Союз» вошла в состав медиа-холдинга
Епархии, в который входит также епархиальная типография. Типография принимает
светские заказы, на этом зарабатывает, а средства направляет на содержание православного
радио и телевидения. У нас два года уже работает круглосуточная радиостанция
и столько же – телестудия, выпускающая шесть программ, размещающихся на светских
телеканалах. Основной источник их финансирования, так же, как и епархиальных
газет и журналов, интернет-сайта, информационного агентства и издательства,
– типография. Второй источник денежных средств – несколько храмов, в частности,
Свято-Троицкое архиерейское подворье Нижнего Тагила, которые все свои свободные
средства направляют на финансирование Информационно-издательского отдела. И
третий источник – это пожертвования людей и организаций, заботящихся о том,
чтобы православные телевидение, радио, газеты были. Все наши СМИ, в принципе,
с определенными ограничениями (табак, алкоголь, разврат, гороскопы) рекламу
размещали и размещают. Но она никогда не составляла большой доли в общем нашем
бюджете.
- Почему на канале
так утомительно много «говорящих голов» с проповедями и пространными рассуждениями?
Причем, порою даже священники страдают косноязычием?
- А вы уже
соскучились по «шоу»? Надо же, как быстро! Ну, включите «МTV»… Там одно сплошное
«шоу»… Я не считаю, что на канале «утомительно много говорящих голов». Да еще
и с «пространными рассуждениями»… Мне кажется, это Ваше субъективное мнение.
У нас единственная «разговорная» программа – «Архипастырь». Но в ней Владыка
Викентий отвечает на конкретные вопросы в прямом эфире. И достаточно кратко.
Согласен, на светских телеканалах таких бесед почти нет. Но у нас другая задача.
Задача сделать телевидение образовательным, воспитательным, просветительским,
а не развлекательно-коммерческим.
И опять же
я вас остановлю в скорости суждений: «косноязычный» священник может быть таким
сильным молитвенником, что поможет человеку гораздо больше иного «златоуста».
А у другого с молитвой слабовато – зато он хороший организатор, умеет собрать
вокруг себя людей, сплотить приход, наладить социальную работу… Не надо так
скоро «суд вершить» над людьми…
- Нет ли опасений,
что подробный и комфортный телевизионный показ церковных служб, таинств и песнопений
будет лишний раз отвлекать людей и отбивать у них охоту прийти помолиться в
храм – не виртуальный, а тот, что находится не на экране?
- Богослужения
у нас будут транслироваться два раза в неделю. В субботу вечером – Всенощное
бдение. В воскресенье утром – Божественная литургия. В это время все православные
христиане должны находиться в храме. Дома остаются только совсем больные и немощные,
которые не имеют сил пойти в храм. Вот для них и предназначены эти трансляции.
Это, по сути, социальный проект. Он ориентирован на больных, немощных и одиноких
людей. Для многих из них – это единственное утешение и единственная отрада в
жизни. Они нам звонят и со слезами благодарят за эти трансляции. Но никогда
телевизионная трансляция богослужения не заменит верующему человеку живого участия
в службе и, тем более, в таинствах. Поэтому, такого опасения нет. Да и для просто
пока невоцерковленных людей это полезно: раз посмотрят, два посмотрят… Лучше
будут понимать, что происходит. Меньше будут бояться заходить в храм из-за своего
незнания, непонимания того, что там происходит, как себя там вести.
- Не есть ли
демонстрация верующего человека и его чувств на широком телевизионном экране
бесцеремонным вторжением в его интимную сферу, внутренний мир? Обязательно ли
согласие верующих на съемку? Или это решают только священник, журналист и оператор?
- Я не считаю,
что это «вторжение». Крупные планы мы, как правило, не снимаем. А на общих ничего
«бесцеремонного» нет. Ну и потом, когда человек не хочет попадать в объектив,
он всегда может встать чуть в сторонку, никто его снимать не будет. Наши операторы,
работающие в храмах, достаточно тактичны в этих вопросах.
- Будут ли живые
и актуальные репортажи из «глубинки», о жизни приходов, истинных верующих, а
не только «картинки» церковных иерархов и государственных чиновников, людей
нередко с атеистическим прошлым?
- Жаль, что
вы, видимо, не смотрите нашу программу «Новости Епархии». Это единственная в
России программа религиозных новостей. Мы ее снимаем по всей области: Ивдель,
Шаля, Сосьва, Красноуфимск… Сотни километров за день… Какую вам еще «глубинку»
подать? Каких «истинных верующих» и какие «живые репортажи»? Странные у вас
вопросы… Церковные ие-рархи вам не нравятся… Чем же? «Классовая неприязнь»?
Или что? «Без Епископа нет Церкви»… Епископ – это не «большой церковный чиновник»
– это фигура трансцендентная, надмирная… На епископах почивает особая благодать
Божия, благодать, идущая от самих апостолов. Потому слово епископа для, как
вы говорите, «истинного верующего» очень много значит. Кстати, в Германии проводили
социологическое исследование. Там тиражи церковных газет и журналов в неделю
составляют около полумиллиона экземпляров. Так вот, 70% читателей приобретают
их, чтобы «слышать» - слово епископа… А это уже не «религиозные верования»,
а, простите, социология… И опять я вас остановлю от «скорого суда» над «государственными
чиновниками с атеистическим прошлым»… Все мы оттуда вышли… Или вы из какого-то
другого мира? Нет… А чего же тогда других осуждать? Бог им и нам судья. А друг
друга, давайте, судить не будем. Да и не показываем мы государственных чиновников
так уж часто – ну разве что на Рождество да на Пасху…
- Одним из самых
удачных и дошедших даже до Москвы проектов «21-го канала» стало телевизионное
исследование на «больную» для нашего общества тему: как прожить первоуральцам
из разных социальных слоев на прожиточный минимум. Не потеряет ли канал, уйдя
в «семейное, домашнее, уютное телевидение» (слова о. Димитрия о концепции нового
вещания), свою социальную остроту и, таким образом, широкую зрительскую аудиторию?
- Нет. Социальные
проекты были и будут. Уже есть идеи – очень интересные – и новых проектов. Семейное
и социальное друг другу не противоречит.
- Будут ли учтены
интересы других конфессий? В частности, обращались ли местные мусульмане, ранее
вещавшие на «21-м канале», с просьбой предоставить им эфирное время? Не подстегнет
ли организация нового вещания своего рода «гонку информационных вооружений»?
- Ух, какие
у вас все словечки-то! «Гонка информационных вооружений»… Где вы такой оборотец
«выкопали»? Мусульманские программы были и будут. Это традиционная для России
конфессия. Мы уважительно относимся друг к другу. Мы даже предложили уважаемому
имаму делать программу не раз в две недели, а еженедельно.
- Приветствуя
новый канал, глава первоураль-ской админист- рации Виталий Вольф прямо заявил:
«...на этом канале уральская журналистика найдет возможность оправдать свое
предназначение как журналистики ответственной, объективной, государственной...».
Но ведь Церковь у нас отделена от государства!.. До каких пределов возможен
альянс телевизионного идеологического рупора Православия с властью?
- Да. Церковь,
слава Богу, отделена от государства. И мы считаем, что это очень правильно.
Но Церковь не отделена от общества и Церковь не отделена от Родины. И не надо
пытаться это разделение провести! В этом смысле наш телеканал будет не просто
«государственным», а «государственным из государственных»! «Государственным»
по-настоящему, сердцем, а не по имущественной принадлежности. Православие для
России – это вообще государствообразующая религия, культурообразующая религия.
Поэтому «альянс» с Россией, «альянс» с нашим Отечеством, «альянс» с Родиной
– он будет максимально беспредельным! А вот что касается власти – то это как
раз то, что прописано в Конституции. У власти гражданской есть свои «рупоры».
И мы не будем вмешиваться ни в политику, ни в борьбу за власть тех или иных
людей или партий, ни в какой форме, ни в какой степени. Мы уважаем любую власть,
уважающую свою страну и свой народ. Но ни одна власть не может нам помешать
верить в Бога. Ни советская, ни антисоветская. Ничто не может отлучить верующего
человека от Бога. Даже смерть.
- Спасибо за
ответы!
|
|