|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ УРАЛЬЦЕВ В СТУДИИ
РАДИОСТАНЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ" (ТЕЛЕПРОГРАММА
"АРХИПАСТЫРЬ" 22 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА).
Екатеринбург, 3 февраля, "Информационное агентство Екатеринбургской
епархии".
-
Владыка, поступил звонок в студию: «В этом году будет пятнадцать лет возрождению
Православия. Существует такое мнение, что за это время можно было и чукчей,
и туркменов привести к Богу. В чем же дело? В церквях людей не прибывает, духовность
не растет, нравственность вообще падает. Может быть, мы не то возрождаем? Или
дело в духовенстве? Один очень известный настоятель говорит, что не надо иметь
никаких конфликтов – ни с властью, ни с Церковью, – денежки нам идут, мы и вы
стали жить лучше, поэтому надо говорить людям то, что они хотят слышать. Но
ведь Иоанн Златоуст говорил, что если бы вы были настоящими православными, то
язычников не осталось бы. Владыка, пожалуйста, ответьте: мы не то возрождаем,
или у нас духовенство не то? В чем причина?».
- Причина
здесь не только в духовенстве, причина кроется во всех нас. Голос Святейшего
Патриарха звучит по всей стране, и мы должны прислушиваться к нему. Есть голос
Церкви, который звучит через Архиерейские Соборы, где было призвание ко всем
православным, ко всей российской пастве, чтобы начать активную духовную жизнь.
Чтобы и миряне, и духовенство были светом этого мира и солью этой земли. Если
мы будем прислушиваться к голосу нашей Церкви, жить по Заповедям Христовым,
по Евангелию, то мы сможем скорее повлиять на нравственную ситуацию в нашем
обществе.
Когда человек
приходит в Церковь и там находится совсем один, то как бы он ни приобщался к
церковным таинствам, выйдя после богослужения из храма, этот человек растворится
в мирской суете, так же, как и все. Если мы будем сеять семена везде, где бы
только ни находились, то будем светить миру своим добрым словом и поведением.
Это могло бы очень многое изменить. Но так как мы этого не делаем, винить кого-то
в этом даже грешно. Каждый просто обязан, по благословению Церкви, быть миссионером
и проповедником Слова Божия, не только словом, но и делом. Возможно, есть такие
священники, которые говорят не то или не так. Но это отдельные случаи, и это
не есть вся полнота Церкви. Мы должны прислушиваться к голосу всей Церкви. Святейший
Патриарх призывает нас обратить внимание на нравственную жизнь нашего общества,
и, в первую очередь, на нас самих. Надо жить так, чтобы полностью исключить
такие страшные грехи как детоубийство, прелюбодеяние, добрачные и внебрачные
союзы. Жить по Евангелию, как определил Господь. Если будем рождать детей в
духе Православия – столько, сколько даст Господь, воспитывать их в вере, – то
со временем Россия возродится, и нравственное влияние будет охватывать все наше
общество.
Дорогие братья
и сестры! Я всех вас призываю: давайте активно участвовать в жизни нашего общества.
Для того, чтобы духовно преображать его и делать наше общество лучше, а не ждать,
что это будет делать за нас кто-то другой. Святейший Патриарх призывает нас
еще к тому, чтобы мы обращали внимание на беспризорных детей. Чтобы мы, православные,
брали этих детей в свои семьи и воспитывали их в духе Православной веры. Чтобы
как можно меньше было детей, живущих без какого-либо руководства и попечения.
Пусть наши православные семьи будут многодетными, и если по какой-то причине
семьи не могут иметь детей, то пусть они берут к себе детей из приюта. Есть,
конечно, и такие примеры: семьи имеют своих чад, но берут, усыновляют сирот
из детских домов для воспитания в семье.
- «Некоторые
священнослужители говорят, что молиться надо только за себя, иначе Господь будет
попускать болезни. Владыка, пожалуйста, поясните, так ли это?».
- В первую
очередь, мы должны, конечно, молиться за себя, но и за близких тоже: за мать,
отца, брата, сестру, за ближайших своих друзей. Это тоже очень важно. Если,
конечно, человек имеет какую-то тяжелую болезнь: невменяемость, бесноватость
и тому подобное, – это может повлиять на человека, который за больного молится.
Но в церкви подавать записочки за других можно, на молящемся это никак не отразится.
А молиться дома, читать акафисты, бить поклоны, читать Псалтирь за кого-то –
лучше не стоит. Это не Господь пошлет болезнь на человека, а враг будет восставать
против. Надо тогда быть готовым на тяжелую ситуацию. Если человек крепок и полностью
уповает на Господа, что готов пожертвовать собой ради ближнего, то пускай молится.
Но если человек еще не достаточно укреплен и готов, то лучше воздержаться от
этой борьбы.
- «Как нужно
вкушать пищу в крещенский сочельник?»
- В сочельник
соблюдается строгий пост.
- Раба Божия
София спрашивает: «Мы с мужем не венчаны, а только расписаны. Сейчас хочу с
ним расстаться, так как он пьет и богохульничает. Венчаться не хочет, жить как
брат и сестра – тем более. Есть ли выход из сложившейся ситуации, кроме расставания?»
- Выход,
конечно, есть. Нужно постараться повлиять на мужа, чтобы он изменил свое отношение
к браку, чтобы он уверовал и согласился на венчание. Это будет великим благом,
если женщина обратит своего мужа в верующего человека. Если она сможет сделать
свою семью православной, это для нее будет большим подвигом. Нужно молиться,
чтобы Господь помог в этом нелегком благом деле.
- Раба Божия
Антонина: «Моей дочери 26 лет. Не крещена. Кому за нее молиться, чтобы она вразумилась?».
- Очень обидно и тяжело, что мы не сразу воспитывали религиозный дух в детях.
А когда ребенок вырос и уже успел пристраститься к мирским утехам и наслаждениям,
очень нелегко расстаться с привычками и с этой «свободой» в грехе. Но все равно
сила Божия велика. Он сможет помочь обратить эту рабу Божию к вере. Я думаю,
можно молиться великомученицам Екатерине или Варваре, которые своим добрым словом
многих приводили ко Христу. Именно святая Екатерина поможет вернуть веру в девушку
и укрепить ее.
- «Можно ли выйти
замуж за мусульманина? Моей духовной жизни он не препятствует».
- Если смотреть
по нашим православным правилам, то супруги, вступающие в брак, должны получить
благословение Церкви в Таинстве Венчания. Очень хорошо, что муж не препятствует
вашей духовной жизни. Но, думаю, будет еще лучше, если вы найдете возможность
обратить его в Православие. Тогда вы сможете принять Таинство Венчания и жить
полноценной христианской жизнью.
- «Можно ли посещать
друзей, у которых есть оккультные книги? Может, таким образом, они придут к
Православию?» – спрашивает Мария.
- Это было
бы хорошо, если бы вы смогли обратить в Православие людей, которые руководствуются
оккультными книгами. Но нужно быть внимательной к себе, чтобы самой не попасть
в эти сети.
- «Владыка, как
найти духовного пастыря? Многие люди бегают от одного батюшки к другому, книги
тоже не помогают, а вопросы остаются… Как молиться? Что делать, чтобы спастись?
Это очень большая проблема – найти духовного руководителя. Владыка, пожалуйста,
скажите, как это сделать?».
- Дело в
том, что вы хотите чего-то особенного. А мы должны быть довольны и благодарны
Богу за то, что у нас есть. Слава Богу, есть храмы, есть пастыри. Можно получить
духовное наставление и руководство в духовной жизни. Если вспомнить, то ведь
раньше было еще хуже: не было церквей, не было пастырей. А ведь люди спасались,
спасались смирением и верой в Бога. Я думаю, что сегодня тоже можно спастись,
и не нужно быть таким требовательным: «дайте нам прямо сейчас духоносных старцев
или пастырей, которые бы нами руководили»… Мы должны воспитывать этих пастырей.
Сейчас большая проблема, чтобы найти хорошего человека, который бы стал священником,
хорошим духовным руководителем своей паствы. Нам нужно воспитать молодое поколение
в духе нравственности, духовности, религиозности. И тогда из числа этих людей
найдутся более духовные, более образованные, более опытные в духовной жизни
пастыри… А сейчас у нас есть то, что есть. Нам остается смиряться и благодарить
за то, что, слава Богу, это есть! Нужно пользоваться посланными Богом благами.
Надо принимать то, что есть, и стараться самому стремиться ко спасению, выполняя
те правила жизни, которые предлагает нам Святая Церковь в Священном Писании,
в канонических правилах, в правилах святых отцов. Читать и исполнять это сегодня
у нас есть возможность, поэтому положение не так уж печально. Нынешнее время
не простое, но и его пройдем, если будем правильно нести свое служение, так,
как нас призывает Святая Церковь, как призывает нас Святейший Патриарх. Давайте
жить в смирении, послушании, в ревности к своему служению и поменьше осуждать
того или иного священнослужителя, потому что это не приводит ни к чему хорошему,
а принесет раздоры, неприятности, неудовлетворение в своей душе.
- Спрашивает
Надежда: «Можно ли ходить в Великий пост на День рождения?».
- Если уж
именины выпадают на Великий пост, то нужно прийти в церковь, помолиться, исповедаться,
причаститься. Дома встретиться со своими друзьями, но не предаваться веселью,
которое бы нарушило благочестие Великого поста.
- «Какие молитвы
нужно читать на могилах родственников?».
- Молиться
нужно, поминая усопшего по имени: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего
(имя)…». Если вы знаете песнопения из заупокойной литии, то можно их спеть или
прочитать. А можно и своими словами помолиться, чтобы Господь помиловал и простил,
даровал вечную блаженную жизнь усопшему человеку.
- Борис задает
такой вопрос: «Православная Церковь поддержала перенос праздников и снос памятников
Ленину и Свердлову. А ведь это наша история, нужно ли так к ней относиться?
Не стоит ли смириться и молиться за тех, кто жил в советское время?».
- Во-первых,
Церковь не поддержала и не претендует на снос этих памятников. Это не верная
информация. Единственная проблема, что многие из этих памятников находятся на
месте памятников истории предыдущих столетий. Поэтому бывают проблемы, и есть
предложение сохранять памятники, но не только советского, но и досоветского
времени. Это будет правильно, и напряженность в народе исчезнет. Нужно уважать
тех людей, которые почитают памятники советского времени, и нужно уважать людей,
которые почитают памятники досоветского времени. И если есть заключение комиссии,
что над памятниками досоветскими воздвигнуты памятники советского времени, то
нужно решать вопрос мирно и соглашаться с предложением перенести этот памятник
в другое место. Пусть и он существует, и досоветский необходимо возродить.
- «Скажите, пожалуйста,
как можно попасть к Вам на прием?».
- Это сложно,
потому что у меня много служб и поездок по Епархии, но кто желает, тот попадает
на прием. Узнать, на месте ли я, можно по телефону: 223-83-82.
- «Я прочитала
Библию, а сейчас есть желание прочитать Коран. Можно ли так сделать?» - спрашивает
Зинаида.
- Можно,
в качестве знакомства с этой книгой, чтобы сделать сравнение между Библией и
Кораном, для утверждения себя в истинности Православной веры.
- «Можно ли нарекать
младенца именем Ева?».
- Есть такое
имя, не нужно смущаться, и можно давать его младенцу.
- «Говорят, в
Сергиевом Посаде есть отец Герман, который отчитывает бесноватых. Как с ним
можно связаться?».
- Нужно съездить
в Троице-Сергиеву Лавру. Там он принимает ежедневно, и с ним легко встретиться.
Можно побывать и на тех службах, которые он совершает, и на отчитках, которые
он совершает по определенным дням.
- «Никак не могу
справиться со своей гневливостью… У меня горе из-за этого, я уж и причащаюсь
еженедельно, по благословению своего батюшки вот уже год, бываю в монастыре
на Ганиной яме, но прямо теряю надежду: чуть что не так – даже ребенка могу
ударить. Как быть?».
- Надо быть
внимательнее к себе, чтобы контролировать свои действия. Одной из самых больших
добродетелей, как говорят святые отцы, является внимание к себе. Поэтому когда
внутри есть позывы гнева, сразу нужно уметь сдержаться, удалять эти позывы от
себя правильным решением и правильной мыслью об осуждении себя и оправдании
своего ближнего. Внушать себе мысль о снисхождении к его немощи, понимать, что
он совершил тот или иной поступок не намеренно, а по ошибке, в силу своей слабости.
Если мы будем правильно понимать слово Спасителя: «Несите тяготы друг друга,
и так исполните закон Христов», тогда у нас не будет гнева.
Вам нужно
потрудиться, и главное – быть во внимании к себе, к своим мыслям, чувствам,
желаниям, действиям, их конструировать и направлять по тому пути, которому учит
нас Господь. Может быть, не сразу – но все получится. Надо постараться, помолиться,
чтобы Господь помог Вам.
- «Владыка, у
меня еще один вопрос. Я являюсь членом общества «Трезвение». Летом проходила
встреча православных трезвенников в селе Меркушино. Поскольку я филолог по образованию,
мне благословили написать статью для «Православной газеты». Я написала, но статья
получилась довольно длинная, и батюшка, прочитав, сказал, что непременно надо
сократить. Потом мою работу передали на оценку другому батюшке, он кое-что немного
подправил. Но тут моя гордыня воспряла: мол, зачем делать такие незначительные
поправки? И я отказалась от этой статьи. Прошло время, она потеряла актуальность.
Но потом я получила очень серьезное вразумление от Бога. И пообещала, что если
ситуация изменится, то я переделаю статью так, как советовал мой духовник. Все
исправилось. Статью я переработала и отдала батюшке, но он сказал, что уже поздно,
время ушло и статью уже не стоит печатать. Там описывается очень интересный
опыт, и не я одна работала над этой статьей, это коллективный труд многих братьев
и сестер. Очень прошу Вашего совета, стоит ли отдавать печатать эту статью в
«Православную газету», чтобы православные узнали о небольшом опыте жизни в существующей
общине общества «Трезвение»?
- Можно отдать
в нашу редакцию, пусть они посмотрят, и если сочтут нужным, то напечатают.
- «Во многих
храмах во время богослужения сотрудники прихода ходят с кружками и собирают
пожертвования. Правильно ли они делают, что ходят во время службы, и можно ли
так делать вообще?».
- Это очень
древняя традиция – ходить в храме с тарелочкой и собирать пожертвования. Это
делается во время богослужения, в начале и в конце службы после «Отче наш».
Это традиция, пусть люди не смущаются такому поведению сотрудников.
- Раба Божия
Людмила спрашивает: «Кто сейчас настоятель Псково-Печерского монастыря? Как
здоровье архимандрита Иоанна Крестьянкина и игумена Адриана из Троице-Сергиевой
Лавры?»
- Что касается
отца Иоанна, то, как мне сказал один батюшка, который был там не так давно,
– он, слава Богу, здравствует. Конечно, уже не такой энергичный, как раньше,
старец все-таки. Но он молится за всех нас, проводит беседы с некоторыми посетителями.
Настоятель монастыря – тот же игумен Тихон, он не менялся. Игумен Адриан все
там же. Так что все хорошо.
- «Можно ли Богородичное
правило разделять на несколько частей? Первую часть читать утром, а вторую вечером?»
– спрашивает Людмила из села Глинское.
- Если вам
так удобно, то можно.
- Татьяна интересуется:
«Сейчас существует множество конфессий. В чем их сущность, и чем они отличаются
от Православия?».
- Главное
отличие сект от Православия – это то, что они основаны на гордости. А Православие
основано на смирении. Отсюда все беды, которые есть в той или иной секте. Именно
гордыня мешает человеку правильно понимать истину, проповедуемую еще апостолами
через Священное Писание, через Священное Предание и вплоть до настоящего времени.
Святая Православная Церковь придерживается строго канонических правил святых
отцов, святых апостолов. И старается выполнять послушания и волю Божию через
эти учения. Но некоторые люди не хотят подчиняться этим правилам.
Программа
«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям,
в 20.00.
На телеканале «ТВЦ»
– по вторникам и пятницам в 07.00, в четверг – в 17.30.
На телеканале «Отечество»
(в области) – в четверг, в 07.00, и в воскресенье, в 18.30.
На епархиальной
радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
Свои вопросы Владыке
Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону (343)217-93-38.
Храни вас Господь!
С
архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка
аудиозаписи - Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА.
|
|