|
КАК ПРОВОДИТЬ СВЯТКИ.
Двенадцать
дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями,
так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
В первые
три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения,
в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником
Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества
Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих
праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены,
то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до
6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют
святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают
свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя,
бывших в ночное или вечернее время.
Святить двенадцать
дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже
в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который
вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже
пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий», и возбранено
совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским
Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Между тем
святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих
празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет нам внушают, что на Руси
в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния.
Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах
шестого Вселенского Собора говорится: «Прибегающие к волшебникам, или другим
подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими
о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии
надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии,
и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей,
делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и
не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать
из Церкви, как священные правила повелевают...
Также и всенародные
пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых
так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами,
совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и
определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу;
не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо
из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян
- отлучать от общения церковного».
В Священном
Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не
должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий
делающий сие» (Втор. 22, 5).
Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало «в навечерие
Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим
преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски
и петь соблазнительные песни».
|
|