|
КАК ПРАЗДНУЕТСЯ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
День Рождества
Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно
с Божественным свидетельством Евангелия, изображающим это событие величайшим,
всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским
пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам
в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак:
вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом
многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних
Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Православная
Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «Рождество Твое,
Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою
учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи,
слава Тебе».
В пределах
предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать
дней.
В последний
день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский
сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества,
ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.
В Православной
Церкви в навечерие совершаются Часы, называемые Царскими, потому что издавна
на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.
Царские часы
начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием,
положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится,
как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется
кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному
Христу.
Сам день
Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных
книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этот
день, по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вси на
небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме
Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».
Свою духовную
радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным
пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: «С нами Бог.
Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Великая радость Церкви в праздник
Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения
и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на
утрени (Мф. 1, 8-25).
В древние
времена бдение продолжалось всю ночь. «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче»,
- говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово.
Божественную
Литургию в праздник постановлено совершать «порану труда ради бденного».
После Литургии
Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви
и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.
Сообразно
великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила
совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме
благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост,
в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника
сопровождать церковным звоном.
Торжественное
прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в
жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским
пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме в навечерие
праздника, после Литургии: «Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди
церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: «Рождество Твое, Христе
Боже наш, возсия мирови свет разума» и прочее».
С древних
времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно.
Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.
|
|