|
7 ДЕКАБРЯ - ПАМЯТЬ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ.
Святая
дева Екатерина, ныне ублажаемая, славилась богатством, умом и красотой. Язычество,
в котором она воспиталась, не удовлетворяло ее ни своими верованиями, ни обычаями.
Много было
искателей ее руки; но она отказывала, отвечая, что выйдет только за такого жениха,
который бы не уступал ей ни образованностью, ни наружностью. Узнал это один
старец, христианин, и, вступив с нею в разговор, сказал, что есть жених, который
несравненно превосходит ее и мудростью, и красотою. Она стала просить, нельзя
ли его видеть. И вот, молясь пред иконою Богоматери с Предвечным Младенцем,
которую дал ей старец, она заснула и видит во сне Царицу Небесную и Божественного
Ее Сына. Сколько ни старалась она рассмотреть Его, Он отвращал от нее лицо Свое,
и сказал, что она недостойна, чтоб Он смотрел на нее. Как только настало утро,
Екатерина поведала старцу свой сон и печаль свою. Он преподал ей подробные наставления
в вере, и она приняла крещение. Возвратившись домой, она долго молилась, заснула
– и снова видит то же явление; но Иисус Христос, милостиво смотря на нее, сказал
Своей Пречистой Матери: “Теперь хочу, чтоб она была невеста Моя”. Божия Матерь
взяла ее руку, и Спаситель возложил ей на палец драгоценный перстень. Проснувшись,
она нашла данный перстень на руке своей, и уже о том только помышляла, чтобы
сохранить верность небесному Жениху.
Ни убеждения,
ни соблазны, ни угрозы, ни мучения не могли преклонить ее к отступничеству.
Изнеможенная страданиями, покрытая ранами, она брошена была в темницу, куда
голубица приносила ей пищу, и где Сам Жених небесный, окруженный ангелами, явился
ей и, исцелив ее, сказал: “Не бойся: Я всегда с тобой!”
Да не подумают
однако же, что обручение со Христом есть отличительный признак только святых
мучениц и девственниц-подвижниц. Напротив, это есть украшение, это есть обязательство
каждой души христианской, истинно верующей. Апостол пишет к коринфянам: “обручил
я вас единому мужу, чтобы представить вас Христу, как чистую деву” (2 Кор. 11,
2). Но между христианами коринфскими были люди всякого пола и возраста. Как
же он их обручил? Преподал им залог веры, раскрыл пред ними божественное достоинство
Жениха небесного, богатство славы Его и вечное блаженство душ, обручившихся
Ему; а от них взял обещание, что они пребудут верны Ему.
Так и ныне
для нас верен Господь во всех словесех Своих (Пс. 144, 13), и тот же даровал
нам святой залог веры; а мы, с своей стороны, при крещении дали Ему обещание
веровать, как православная Церковь учит, и жить, как закон Его повелевает. Правда,
все крещены в младенчестве, когда еще не могли ничего понимать. Но кому заграждены
способы, пришедши в возраст, уяснить себе, что Вера Православная есть самая
чистая и святая? Только легкомыслие и развращение удаляют от Христа, а душа
неомраченная сама стремится к Нему. Когда Иисус Христос жил на земле, немало
было таких, которые ходили за Ним и казались Его учениками, а потом по рассеянности
и пристрастию ко греховным удовольствиям оставляли Его. Спаситель спросил у
апостолов: “Не хотите ли и вы отойти?”. Но они Ему ответили: “Господи! К кому
нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной» (Ин. 6, 67). Так и мы, хотя в младенчестве
обручили свои души Христу, к кому кроме Его пойдем, где найдем успокоение для
совести, питание для сердца, созданного веровать и любить? Не лучше ли теперь
позаботиться о том, чтобы сохранить достоинство своего духовного уневещения!
Если душа
христианская есть невеста, обрученная Христу, то отличительное украшение невесты
есть чистота. В мире думают, что только принявшие на себя обет девства должны
хранить целомудрие. Нет, ни брак, ни девство не для всех, а целомудрие для всех.
В супружестве ли кто или в безбрачии жизнь проводит, обязан всемерно соблюдать
чистоту в чувствах, мыслях и делах. Ибо в тот небесный город, куда мы призываемся,
не имать внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написанные
у Агнца, Христа, в книге жизни (Откр. 21). Аминь.
|
|