|
6 ДЕКАБРЯ - ПАМЯТЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО,
В СХИМЕ АЛЕКСИЯ.
Святой
благоверный князь Александр Невский, память коего совершается ныне, жил в смутное
время России. Ее раздирали междоусобия князей, области и города ее разоряли
татары, страна новгородская терпела от набегов шведов, литовцев и ливонских
рыцарей. Ливонские рыцари, будучи усердными католиками, хотели обратить русских
в католичество. В числе защитников Русской Земли славнейшим был Александр, второй
сын великого князя Ярослава второго. Он родился в 1220 году и, с юности отличаясь
мудростью, грамотностью и благочестием, заслужил любовь народа и милость Божию.
Александр старался облегчить несчастия народа, заботился о правде и милости
в судах, увещевал граждан к миру и милосердию, строил крепости из опасения вражеских
набегов и победоносно отражал их. В течение одиннадцати лет своего великого
княжения он принес много добра для веры, Церкви и народа. Несколько раз он предпринимал
трудные и опасные поездки в орду для блага России. В одну из таких поездок,
на обратном пути, в Городце Волжском, селе Нижегородской губернии, Александр
тяжко занемог и, предчувствуя близкую смерть, о которой он никогда не забывал
в течение всей своей жизни, принял схиму, с именем Алексия, сделал нужные
распоряжения, благословил всех окружающих его и со всеми простился. Потом исповедался,
приобщился Святых Таин и скончался в ноябре 1263 г., на 44-м году жизни.
Из многих
уроков, которые представляет нам жизнь святого благоверного князя Александра
Невского, возьмем только два: первый — тот, что мы должны, по примеру святого
царственного угодника Божия, всегда помнить о смерти, второй — тот, что,
когда смерть приближается, мы должны всемерно стараться, очистив свою душу покаянием,
причаститься Святых Христовых Таин, как залога жизни вечной.
Великое и
душеспасительное дело — помнить свой смертный час.
Рассказывают,
что один узник, услышав с вечера, что его в следующее утро предадут смерти,
от чрезвычайного страха сделался совершенно седым в продолжение ночи. Что же
должно случиться при смерти с худым христианином, который слышал о гневе Божием,
о неумолимом правосудии, о страшном суде Божием, о лютейших и вечных муках,
когда совесть, как по списку, станет считать все его прежние поступки, когда
представится очам его целая жизнь, подобно привидениям явятся — распутство,
невоздержание, своеволие, гордость, дерзость, бесстыдная похотливость, буйная
веселость, пьянство, развратные сообщества, сквернословие, скверные замыслы?
И вот, за все это его уже призывают на суд, — менее минуты осталось для приготовления,
смерть у порога, а вместе с ней — правосудие Божие!.. Мысль, что чрез час, чрез
два, на самом опыте откроется, справедливо ли говорили, что есть ад и что должно
предстать на суд Божий, — эта мысль как молотом ударяет в сердце. Тогда несчастный
человек увидит себя стоящим между временем и вечностью, увидит быстро улетающее
время и с такою же быстротою наступающую бесконечную вечность. Тогда он узнает,
что чрез несколько часов последует то определение, которым навсегда решится
судьба его. Тогда станут тесниться в беспокойном уме его разные мысли и представления.
Каким явится ему грозный Судия? На каком престоле? Какие существа окружают Его?
С каким гневом и в каких словах изречет Он определение Свое? Какой при этом
будет страх? Какой трепет проникнет сердце? Какое беспокойство возмутит разум!
Какой мрак покроет очи! — Но у кого достанет слов к описанию сего ужаса? Поистине,
его и представить невозможно. Праведники, которые часто ожидают смерти как спокойного
пристанища, так иногда бывают поражены размышлением о Страшном Суде и Божием
правосудии, что смерть, вообще для них вожделенная, представляется им даже горькою
и страшною.
Слепцы! Доколе
же мы станем нерадеть о себе? Доколе станем обманывать себя самих пустою надеждою
жизни долговременной? Знайте же, что, кто отлагает покаяние к концу своей жизни,
тот никогда не достигнет своей цели; а кто, будучи еще здоров, очистит оскверненную
грехами совесть святою исповедью, тяжким воздыханием, горькими слезами, тот,
без сомнения, сподобится благого конца своей жизни, спокойной смерти и нескончаемого
Царствия Небесного, чего всем истинно верующим христианам нельзя не пожелать
от всей души.
Очистив душу
свою христианскою исповедью, каждый умирающий должен возжелать всеми силами
своей души причаститься Святых Христовых и животворящих Таин.
Но помни,
что покаяние твое должно быть истинное, сердечное, от глубины всей души.
Моисей со
страхом подходил к горящей купине, в которой был Сам Бог. С тем же страхом и
трепетом отверзай и ты свои уста к принятию Святого Причащения. И ты говори:
верую, Господи, что Ты — Бог; исповедую, что я — трава иссохшая... Недостоин
я по грехам моим приступать к Богу, дабы не потерпеть мучения, сено – коснуться
огня, чтоб не сгореть. Но Ты Сам зовешь меня, Сам призываешь: итак, иду я, нечистый,
чтобы получить очищение от Тебя — источника святыни; иду немощный, чтобы получить
исцеление от Тебя — врача душевного и телесного; иду мертвый, чтобы получить
воскрешение от Тебя, хлеба жизни. Я иду освятиться и просветиться, — потому
более и иду, что я грешен и недостоин... Иду к Тебе, чтобы не удаляться от Тебя,
чтобы враг совсем не завладел душой моей. И паки исповедую, что я недостоин,
потому что я грешен. Но Ты ведь и пришел на землю затем, чтобы грешников спасти!
О, Господи, спаси же! Благословен грядый во имя Господне!
С такими
чувствами и помышлениями приступай ко Св. Причащению, и тогда это великое таинство
не будет тебе во осуждение.
Брат-христианин!
Когда ты причастишься Святых Христовых Таин, то берегись, как бы не потерять
то, что получил. Веди себя осторожно, чтобы не выпал у тебя сей драгоценный
камень. Охраняй себя отовсюду, чтобы не выхватил его лукавый из души твоей.
Освятился ты святыней этой: живи же теперь, как подобает святому.
Братия христиане!
Сыны Православной Церкви! Не пропустим этих слов мимо нашего сердца, но напечатлеем
их в глубине своей души на всю жизнь.
|
|