|
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ:
СОТРУДНИЧЕСТВО НА ДОЛГОВРЕМЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ.
В основах
социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на юбилейном Архиерейском
Соборе РПЦ в 2000 году, изложены базовые положения позиции Церкви по вопросам
ее отношений с государственными структурами, а также по ряду других современных
общественно значимых проблем. Сферой сотрудничества Церкви и государства, согласно
действующей концепции, являются духовное, культурное, нравственное и патриотическое
образование, воспитание народа; христианское попечение о воинах и сотрудниках
правоохранительных учреждений; труды по профилактике правонарушений среди населения,
духовное окормление людей, находящихся в заключении.
Вместе с
тем, согласно Конституции РФ Церковь отделена от государства. Но кто может отделить
Церковь от общества? Если трактовать это положение формально, то куда деть тысячелетнюю
историю Православной Церкви в государстве Российском?
Для сравнения
и в качестве примера: в Соединенных Штатах Америки, которые зачастую выставляются
нам сегодня чуть ли не в качестве образца для подражания и которые изначально
представляли собой многоконфессиональное государство, утвердился принцип радикального
отделения Церкви от государства, предполагающий нейтральный по отношению ко
всем конфессиям характер властной системы. Однако решительное большинство жителей
США, несмотря на имеющую место в либеральных и “желтых” СМИ тотальную проповедь
атеизма, оккультизма, “толерантности” и т.п., даже в настоящее время составляют
именно христиане. Эта реальность по-прежнему отражена, в частности, в церемонии
присяги президента на Библии, наличии официального выходного дня в воскресенье
и т. д.
Еще более
тесное взаимодействие между христианскими Церквями и государственными учреждениями
имеет место в Европе. Например, при формально декларируемом в конституциях все
том же принципе “отделения” де-факто, а по ряду позиций и де-юре, в Италии,
Польше, Испании, Германии, Греции и некоторых других странах государственными
религиями являются, соответственно, католицизм, протестантизм, православие.
Поэтому естественной
выглядит служба духовенства в погонах (капелланства) в США и других странах
блока НАТО. Это явление уже давно стало признаком цивилизованности той или иной
страны, где заботятся не только о материальном, но и о духовном благополучии
военнослужащих, полицейских и других представителей силовых структур. При рассмотрении
вопроса о вступлении стран в блок НАТО в обязательном порядке учитывается наличие
института военного духовенства (капелланов) в армии государства, подавшего заявку.
В России,
по статистике, 84 процента населения являются русскими. По всем международным
нормам такая страна должна считаться мононациональной. По мнению экспертов ЮНЕСКО,
для таких выводов достаточно всего 60 процентов. А русские, как известно, практически
все, за редким исключением, исповедуют Православие.
Таким образом,
по меньшей мере странными являются доводы “правозащитников”, либеральных СМИ
и поддерживающих подобную публику некоторых чиновников о том, что сегодня в
общественной и государственной жизни страны якобы имеет место чуть ли не “засилие
Православия”, что православные учебные курсы в исправительных и образовательных
учреждениях, присутствие священнослужителей в воинских частях и других военизированных
структурах и т.п. якобы противоречат насаждаемому принципу все той же пресловутой
“толерантности” и каким-то непонятным образом “ущемляют” права представителей
других конфессий. Безусловно, такие доводы, по меньшей мере, несостоятельны.
Для решения
вышеназванных проблем и для создания правовой основы для взаимодействия и сотрудничества
с силовыми структурами на территории Свердловской области за последнее десятилетие
Екатеринбургской епархией было подготовлено и подписано 16 соглашений с руководством
дислоцированных в нашем регионе структур федеральных силовых министерств и ведомств.
К сожалению,
подписанные соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с отдельными подразделениями
на протяжении нескольких лет остаются декларациями взаимного уважения и не имеют
практических результатов в виде конкретных дел. Инерция мышления отдельных руководителей
данных структур, атеистические стереотипы, и все тот же сомнительный постулат
об отделении Церкви от государства, - все это служит препятствием перевода многих
пунктов соглашений с бумаги в реальную жизнь.
К сожалению,
в настоящее время в реализации подписанных соглашений доминирует личностный
фактор. Это отрицательно сказывается на разработке перспективных программ, диагностике
проблем, определении основных приоритетов на перспективу.
Вместе с
тем, священники Екатеринбургской епархии РПЦ принимают посильное участие в духовно-нравственном
воспитании представителей Вооруженных Сил и других ведомств, а также граждан,
находящихся в сфере профессиональной деятельности этих ведомств. Динамика выполняемой
работы и взаимоотношений между Екатеринбургской епархией и подразделениями федеральных
силовых структур изображена на приведенных таблицах.
В рамках
подписанных Екатеринбургской епархией соглашений о сотрудничестве с силовыми
структурами, священнослужителями Екатеринбургской епархии по состоянию на 28
октября 2004 г. духовно окормляется 423 войсковых части и подразделения правоохранительных
учреждений.
В том чиле:
войсковых частей - 112; военных госпиталей и поликлиник - 6; военная комендатура
- 1; штабов - 4; управлений - 5; учреждений исполнения наказаний МЮ РФ - 57;
военно-учебных заведений Министерства обороны РФ - 2 (Екатеринбургский артиллерийский
институт и Екатеринбургское Суворовское военное училище); учебных заведений
Министерства внутренних дел РФ - 1 (Екатеринбургский юридический институт МВД
РФ); учебных заведений Министерства по чрезвычайным ситуациям -1 (Екатеринбургский
филиал Академии государственной противопожарной службы МЧС РФ); учебных заведений
ФСБ - 1 (Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ);
подразделений ГУВД Свердловской области - 93; подразделений Среднеуральского
УВД на транспорте -12; подразделений ГПС ГУ ГО и ЧС Свердловской области - 69;
военных комиссариатов Свердловской области - 59.
Количество
священников, окормляющих войсковые части и подразделения МО, МВД, МЧС РФ составляет
205 человек.
На Архиерейском
соборе 2004 года Святейший Патриарх отметил: «Основной задачей в области взаимодействия
как с Вооруженными Силами и правоохранительными структурами, так и с системой
исправительных учреждений должно стать укрепление имеющихся позиций».
Таким образом,
перед нами поставлена задача – улучшить в качественном отношении все то, что
уже сделано в течение 10 лет.
Полковник И. Новожилов, руководитель
Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами
и право- охранительными учреждениями
Екатеринбургской епархии
Адрес: 620086, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 11-а.
Отдел Екатеринбургской епархии по взаимодействию
с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
Тел.: (343) 377-00-14. Тел./факс: (343) 269-75-37.
Тел. сотовый: 8-9222952739.
|
|