|
ЦАРСКИЕ ДНИ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ.
16-17 июля для
Екатеринбурга и всей России особые дни - дни памяти Святых Царственных Страстотерпцев:
Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татьяны, Марии,
Анастасии. 16-17 июля мы вспоминаем те трагические события, когда июльской ночью
1918 года была расстреляна Царская Семья.
И по уже многолетней
традиции, в эту ночь, на месте злодейского убиения, где сейчас возведен Храм-Памятник
на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, было совершено Всенощное
бдение и Божественная литургия. Службы возглавил архиепископ Екатеринбургский
и Верхотурский Викентий.
Святыми
людьми Церковь Христова с самых ранних лет и веков своего существования называла
тех, кто, очистившись от греха, стяжал Духа Святого и являл силу Его в окружающем
нас мире. Большинство издревле почитавшихся святых были мучениками за Христа.
К святым причисляли и исповедников, гонимых за Православие и претерпевших от
язычников истязания, пытки или заключение и ссылку, но не пострадавших «даже
до смерти», как мученики.
Чествование
мучеников и в древние времена, и позже было несколько выше, чем святителей и
иных святых, ибо они знаменовали славу Церкви. Мощи – честные останки их, «сокровище
более ценное, чем все драгоценные камни и золото» – собирались Церковью с благоговением,
как причастные действию Духа Божия.
Начиная с
эпохи гонений, христиане сходились на молитву именно при мощах мучеников, при
которых было засвидетельствовано много знамений и чудес. Нередко и сами храмы
христианские строились на месте погребения или страдания («на крови») мучеников.
На протяжении
девятисот лет со времени крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром,
в истории Русской Церкви запечатлелись преимущественно подвиги святителей и
преподобных, благочестивых государей и великих князей, Христа ради юродивых
В XX веке
Русской земле было попущено небывалое антихристово нашествие. Соблазны свободы
и социализма, устроения материального рая «в отдельно взятой стране» охватили
души некогда православных христиан. Отступление от Бога привело к тому, что
практически весь XX век для России стал веком великих страданий.
Плененный
своими же генералами в поезде под Псковом 15 марта 1917 года, Николай II пишет
в своем дневник: «Кругом измена, трусость и обман». Генералы Рузский, Алексеев,
Эверт, Брусилов и думские масоны требовали тогда у Царя отречения от престола
в пользу Наследника, угрожая в противном случае братоубийственным пролитием
крови в неминуемой гражданской войне. После ночи молитв и мучительных раздумий
Государь подписал не Манифест, а лишь телеграмму в Ставку с лаконичным, конкретным
текстом и единственному адресату – начальнику штаба. Это потом ее назовут «Манифестом
об отречении», но Государь, подписывая (карандашом) телеграмму, знал, как знало
и его ближайшее окружение, что отречение самодержавного Государя, да еще с формулировкой
«в согласии с Государственной Думой», не допускалось никакими законами Российской
Империи. Кроме того, в телеграмме речь шла о передаче престола брату, минуя
единственного законного наследника, Цесаревича Алексея. Можно ли было всерьез
воспринимать этот документ?
Являясь свидетельством
личного непротивления волеизъявлению подданных, государево послание тогда было
и единственно возможным в тех обстоятельствах призывом к Армии. Прямой призыв
вряд ли получил бы огласку, а телеграмма об отречении была спешно разослана
в войска начальником штаба Ставки генералом Алексеевым. Всякому честному офицеру
было ясно, что творится насилие, государственный переворот, и долг присягнувшего
повелевал спасать Императора...
Но не поднялась
Армия за Царя и свое Отечество, хотя никакой Манифест не освобождал воинство
от присяги и крестоцелования.
По сей день
не только историков озадачивают непостижимые факты: как могла Красная Армия,
возглавляемая прапорщиком Крыленко, бывшим в Первую мировую редактором-крикуном
«Окопной правды», руководимая беглым каторжником Троцким без какого-либо имевшегося
у него военного опыта, предводительствуемая студентом-недоучкой Фрунзе, юнкером
Антоновым-Овсеенко, лекарем Склянским, – как могла эта Красная Армия теснить
Белую Гвардию, громить Корнилова, Деникина, Врангеля, Колчака – лучших выпускников
лучших военных академий, опытнейших военачальников, умудренных победами и неудачами
японской и германской войн, собравших под свои знамена боевых офицеров, солдат-фронтовиков?
Истина открылась
не сразу, но одна из причин такой нелепой, в общем-то, ситуации, была такова:
на каждом из предателей Императора лежал грех клятвопреступника, отдавшего Царя
врагам его. Трагичные судьбы генерала Алексеева (это он держал в руках нити
антимонархического заговора), генерала Рузского (пленившего Государя в псковском
поезде), генерала Корнилова (явившегося в Царское Село арестовывать Августейшую
семью), генерала Иванова (преступно не исполнившего Государев приказ о восстановлении
порядка в Петрограде), адмирала Колчака (командовавшего Черноморским флотом
и ничего не сделавшего для защиты Государя), а также многих других – свидетельствуют
о скором и правом суде Божием. Рвавшиеся уйти из-под воли Государя в феврале
1917 года, жаждавшие от Временного правительства чинов и наград, уже через год-два
они расстались не только с тридцатью полученными сребрениками, но с жизнью расстались
– такова подлинная цена предательства.
Порушив закон
и присягу, Русская армия вся – и в этом состоит ответственность всех за грехи
многих – понесла наказание разделением на красных и белых, гибелью и отступничеством
вождей, а в следующем поколении – сталинского террора, возобновлением германской
войны, в горниле которых погибли десятки миллионов людей.
За трагедией
Армии и народа встает трагедия Русской Православной Церкви. Почему ее, тысячелетнюю,
великую, родившую на рубеже веков многих святых и только что прославившую новых
угодников Божиих, открывавшую новые храмы, монастыри, училища – весь этот, казалось,
нерушимый оплот Православной веры и Царства, – вдруг в одночасье поразил раскол,
жестокие гонения со стороны безбожников и иноверцев? Что сталось с православными,
не с новомучениками, исповедавшими Христа и верность Государю, а с массой русских
христиан, «страха ради иудейска» отвергавшихся христианского имени и все-таки
попадавших под мстительный вихрь репрессий? Где были их прежние духовные вожди
и наставники, которые могли бы остановить народное богоотступничество? А произошло
вот что.
Коренное
зло было совершено в Церкви 6 марта 1917 года, когда Церковь в лице Святейшего
Синода не усомнилась в законности царского отречения, «молча глядела она на
то, как заносился злодейский меч над священною главою Помазанника Божия и над
Россией».
5 марта 1917
года в Могилеве, не убоявшись гнева Божия, не устыдившись присутствия Государя,
штабное и придворное духовенство осмелилось служить литургию без возношения
Самодержавного царского имени. Уже на следующий день самовольный почин был закреплен
решением Святейшего Синода: «принять к сведению и исполнению» «акты» об отречении
и возглашать в храмах многолетие «Богохранимой державе Российской и благоверному
Временному Правительству ея».
Пастыри поставили себя над Помазанником. Архиереи же по-мирскому рассудили,
что Царь грешен, немощен, недалек, и для «завоевания гражданской свободы» призвали
христиан «довериться Временному Правительству», безрассудно приняв никогда не
существовавшее отречение Царя. Фактически они благословили народ на цареотступничество.
И не встала
Православная Русь спасать своего белого Царя. Протопресвитер придворных соборов
Александр Дернов смиренно испрашивал указаний Синода «относительно того, как
будет в дальнейшее время существовать все придворное духовенство», чем ему кормиться
и кому подчиняться. Из 136 человек причта придворных соборов и церквей ни один
не последовал за Государем в заточение. Среди тех, кто пошел за ним на мученический
крест, были дворяне, мещане, крестьяне, были слуги-иностранцы и иноверцы, но
духовных лиц среди них не было.
Как затмение
нашло на этих облеченных долгом пастырей, воспринявших революционную пропаганду,
начитавшихся газетной травли, напитавшихся крамольным духом «демократии» и не
отдававших себе отчета в том, что нарушают принесенную ими на Евангелии при
поставлении в священнический сан присягу.
Стоит ли
удивляться размерам бедствий, что исцеляющая Десница послала на Церковь, возвращая
ей забытый страх Господень...
Март 1918.
Убит священник станицы Усть-Лабинской Михаил Лисицын. Три дня водили его с петлей
на шее, глумились, били. На теле оказалось более десяти ран, и голова изрублена
в куски. (Это отсюда, из Лабинской, неслось в Синод приветствие новому строю!).
Апрель 1918.
В Пасху, под Святую заутреню, священнику Иоанну Пригоровскому станицы Незамаевской,
что рядом с Екатеринодаром, выкололи глаза, отрезали язык и уши, связавши живого,
закопали в навозной яме. (Духовенство Екатеринодара всего год назад выражало
радость от наступления «новой эры в жизни Церкви»).
Весной 1918 в Туле большевики расстреляли Крестный ход из пулеметов. (Совсем
недавно тульское духовенство «в тесном единении с мирянами» надеялось на возрождение
Церкви «на началах свободы и соборности»).
Март 1920.
В Омской тюрьме убит архиепископ Сильвестр Омский и Павлодарский. (Это его духовенство
одобряло «условия новой жизни Отечества»).
Армия и Церковь
– две организованные русские силы, согласно клятве, обязаны были защищать Государя
и его Наследника до последней капли крови. Но оказалось, что в большинстве своем
православные лишь формально относились к присяге. Утратив веру, они легко впали
в массовый грех отступничества.
Наказание
последовало незамедлительно - оно содержалось в преступлении. Вслед за Царем,
Всевышний просто «не противился» жажде свободы, оставив людей наедине с ней.
Тогда обнажилась безбожная, а значит, и бесчеловечная суть этой жажды «счастья»
и «славы» без Царя, ибо самодержавие хранило древнее Таинство Помазания, то
есть «договор» с Богом, что Он Сам будет управлять Своим народом через законного
властителя.
Период объявленного
большевиками «красного террора», годы гражданской войны 1918-1922 отмечены бесчисленными
жертвами «чрезвычайки». Синодик с их именами, печальный и в то же время достославный,
содержит скупые свидетельства о святых подвижниках: «умучен», «распят на церковных
вратах собора вниз головой», «сожжен в топке паровоза», «живым закопан в землю»,
«сам рыл себе могилу», «привязан к хвосту лошади и пущен в степь», «зарублен
шашками», «утоплен в проруби», «облит ледяной водой и так заморожен» или «просто»
«расстрелян» – вот далеко не полный перечень истязаний и пыток за исповедание
веры.
В истории
Русской Церкви XX века навечно запечатлен подвиг Святых Царственных Страстотерпцев,
новомучеников и исповедников, который учит строгой вере и служит для нас спасительным
уроком.
Об этом в
своей проповеди напомнил по окончании богослужения в Храме-на-Крови тысячам
собравшихся прихожан архиепископ Викентий. Владыка также поблагодарил паломников
из Владивостока, Иркутска, Омска, Челябинска, Владимира, Москвы и других городов
за их ревность в почитании Святых Царственных Страстотерпцев.
А затем состоялся
многотысячный двадцатикилометровый крестный ход от Храма-на-Крови в монастырь
Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме, где честные останки Царской Семьи
были уничтожены и где вся земля пропитана их святыми мощами.
Здесь Владыка
совершил молебен и благословил всех паломников на «добрые труды по возрождению
нашего Отечества в духе нравственности, чистоты и страха Божия».
Святые мученики
и исповедники, молите Бога о нас!
|
|