|
27 МАЯ - ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАПИОНА.
Преподобный
Серапион, подвижник конца IV и начала V века, память коего совершается ныне,
жил в Египте. Вся жизнь его была посвящена заботам о ближних. В молодости Серапион
роздал все свое имущество бедным и, оставив себе только необходимую одежду и
Евангелие, принял монашество. Он не имел постоянного пребывания в каком-либо
монастыре, стараясь везде помогать нуждающимся и утешать их словом Божиим. Преподобный
Серапион останавливался обыкновенно там, где застигала его ночь, а утром шел
далее.
Увидев однажды
в Александрии нищего, дрожащего от холода, Серапион сказал себе: «Какой же я
монах, когда имею достаточную одежду, а этот мирянин не имеет», - и отдал ему
свою одежду. Увидев затем другого нищего, просившего милостыню, Серапион отдал
ему свое Евангелие. Когда преподобного спросили, где его Евангелие и одежда,
он отвечал: «Евангелие мне говорило: отдай имение свое нищим, - и я отдал его;
а одежду я отдал Тому, Кто даст мне вместо нее гораздо лучшую».
Самую же
большую пользу ближним Серапион видел в обращении их к Богу. Для этого дела
он не щадил ничего; в жертву ему он приносил даже свою свободу. Так, однажды
он продал себя в рабство язычнику, и своей жизнью и увещаниями так подействовал
на него, что язычник со всем своим семейством обратился ко Христу. В другой
раз он нанялся в служители к градоначальнику, державшемуся ереси, служил ему
два года и сумел убедить его примером и наставлением к Православию.
Преподобный
Серапион скончался в египетской пустыне, достигнув глубокой старости.
Читая жизнеописание
преподобного Серапиона, отличавшегося пламенной любовью к ближним, мы невольно
спрашиваем себя: какими средствами можно пробуждать и у себя такую любовь
к людям, такое горячее сострадание к их бедности и несчастью, какое было
в сердце преподобного Серапиона?
Первое средство,
могущее пробуждать любовь к ближним, есть самопринуждение. Положим, что ты не
можешь пылать сердечной любовью к ближнему, но ты можешь учтиво с ним обращаться,
благосклонно говорить, войти в его нужды, выслушать терпеливо его объяснения,
предложить ему совет, по крайней мере, можешь пожелать ему добра. Начинай с
этого дело важной науки любить ближних, принуждай себя к великодушному обхождению
с ближними нелюбимыми тобою, и ты мало-помалу увидишь в себе перемену жесткого
сердца на мягкое, почувствуешь вместо холодности и отвращения к ближним если
не любовь, по крайней мере предрасположение к любви.
Для успеха
в этом деле можно употребить и другое средство, а именно - более частое чтение
жизнеописания таких людей, которые отличались любовью к ближним. Примеры сильно
действуют на нашу душу. Может быть, мы, читая или слушая жизнеописания людей,
оставивших по себе память любви к ближним, постигнем цену любви, почувствуем
сладость благ, происходящих от человеколюбия.
На этом же
основании полезно еще для пробуждения в себе любви к ближним сближаться с теми
людьми, которые отличаются человеколюбием, состраданием, милосердием, словом
- любовью к ближним. С каким человеком обращаемся, таковыми можем нечувствительно
и сами сделаться. Оттого у человеколюбивых родителей нередко бывают дети человеколюбивые.
Но если бы
ни самопринуждение к любви, ни примеры человеколюбия не пробудили в нас любви
к ближним, в таком случае надобно употребить наидействительнейшее средство к
возбуждению в себе любви к ближним. Это средство есть молитва. Просите и дастся
вам (Мф. 7, 7), - говорит Иисус Христос. На этом основании просите, не имеющие
любви, и дастся вам любовь.
По молитвам
преподобного Серапиона да дарует нам Господь, не хотящий нам погибели, но ищущий
нашего спасения, благодетельную любовь к ближним.
|
|