|
6 МАЯ - ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА.
Сегодня
мы празднуем память святого славного великомученика и победоносца Георгия.
Он был римский
воин конца III века. Его до-стоинства внутренние и внешние, особенно же не-обычайная
привязанность к нему римского императора Диоклитиана быстро не только провели
его по всем ступеням воинских и государственных почестей первых рядов, но поставили
его и вне ряда - выше всех, так как император Диоклитиан вознамерился было сделать
его своим соправителем, а в случае своей смерти и преемником.
И все это
потеряно, все это было отвергнуто, все попрано юным Георгием. Юным его называем
потому, что и умер-то он мученической кончиной, не имея 30 лет. Георгий был
христианин. Велико было изумление, велика была скорбь императора, когда ему
стали сначала шептать, а потом и громко говорить, что вера в распятого Христа
проникает не только во дворец, не только в высшие ряды воинства и вельможества,
но и в самую семью грозного цезаря. Каково же было изумление, каково горе цезаря,
когда он узнал, что его нареченный сын, прекрасный, бесстрашный Георгий, - этого
мало, собственная супруга императора, царица Александра, исповедуют христианскую
веру? Конечно, Георгия и царицу Александру начали убеждать оставить веру в Иисуса
Христа, покло-ниться языческим богам. Горе и ярость императора возросли вдвое,
когда оказалось, что Георгий и царица Александра непреклонны...
Георгия били
ременными бичами, разрывали тело клочками, ворочая его на колесе над заостренными
зубцами, варили в негашеной извести... Великомученик остался непреклонен. Зная
о его терзаниях, царица Александра осталась непреклонна. Наконец, изречен смертный
приговор: тому и другой отрубили головы.
Святой великомученик
Георгий называется побе-доносцем потому, что он дважды явился победоносцем,
так как он не знал поражения во многих боях с врагами императора; наконец, победил
и самого императора, - победил сперва свою признательность ему, свою привязанность,
свою любовь к своему благодетелю, второму отцу, источнику необычайного счастья,
свою надежду занять со временем римский трон, а с ним и единовластительство
над вселенной. Это была самая тяжелая победа. А за ней перенести все адские
муки - стоило уже немного. Встретить же мученическую за Иисуса Христа смерть
уже было даже отрадой.
По кончине
его любовь христианского мира к этому великому украшению прекрасного мученического
сонма возрастала, можно сказать, по мере того, как смерть его уходила назад
в глубь веков. Все скорбящие, особенно в грозных воинских столкновениях, обращались
к победоносцу Георгию. Рассказывают о многих видениях, что великомученик, среди
сражений, появлялся на белом коне, поборая по братиях своих христианах.
Оттого наши
великие князья, стародавние великие князья, приняли в герб свой, великокняжеский,
изображение святого великомученика и победоносца Георгия, всадника на коне,
который поражает копьем, с крестом наверху, дракона. Дракон - символ язычества,
а дракон с вонзенным в него острием, которое увенчано крестом, - это древний
- IV-V веков - символ победы христианства над язычеством, - только, не более.
Изображение
Георгия принято затем и в царский государственный герб, которым стал герб древних
римских императоров, - двуглавый орел. Это соединение гербов древнеримского
с древнерусским великокняжеским остается и до сих пор гербом России императорской.
Оттого мудрая и великая Екатерина II, когда учреждала орден, в награду самоотверженной
воинской доблести, - учредила знак креста с изображением именно великомученика
Георгия, учредила славный в России Георгиевский крест.
Всякий из
русских воинов, конечно, горит желанием стать в ряды соратников святого великомученика
и победоносца Георгия. А все, без сомнения, должны гореть желанием подражать
ему в мужестве среди сражений, в самоотверженном исполнении воинского долга,
в христианской любви ко Христу и братии, до готовности положить за них душу
свою.
|
|