ИСТИННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ НЕВОЗМОЖНО ВОСПИТАТЬ БЕЗ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ.В чем смысл православного образования? Что есть духовно-нравственное воспитание? Как выстроить отношения между школой и Церковью? Эти вопросы решали педагоги на семинаре личностного роста “Образование и будущее России”, прошедшем в Меркушино. О том, как проходила работа семинара, рассказывает Л.В. Фасхутдинова, руководитель Духовно-просветительского центра храма святого Александра Невского. Есть причины, чтобы собраться После предыдущей конференции “Семья и будущее России”, на которую приехали гости из-за рубежа и 32-х городов и поселков России, стало ясно, что нужно собирать такие вот локальные семинары которые позволили бы углубиться в проблематику православного мировидения. Другой причиной для проведения семинара “Образование и будущее России” послужили следующие обстоятельства. Наш приход, конечно же, заинтересован в большем количестве прихожан. Отец Игорь Бачинин поставил задачу: поработать на тех будущих прихожан, которые проживают вблизи храма. Перед просветительским центром стояла та же задача: привлечь как можно больше ребят для посещения наших кружков, мастерских с целью дальнейшего воцерковления. Для этого была разработана программа “По святым местам Екатеринбурга”. Она включала в себя историю Ново-Тихвинского женского монастыря, историю и устройство храма, экскурсию под купол. С этой программой я обошла 10 школ (это примерно 300 классов) но за последующие месяцы нас посетило всего 5 классов. Почему же так мало?… Все дело в том, что всякий раз у директоров школ возникали настороженность, недоверие: “что там будут делать с нашими детьми?” Скорее всего, многие из них информацию попросту не доводили… Вот этот печальный факт также стал одной из причин для проведения семинара. Были приглашены учителя близлежащих школ Ленинского и Кировского районов. Но мир слухами полнится, и в Меркушино поехали также педагоги из других районов, преподаватели высших учебных заведений, сотрудники православных школ, нашего просветительского центра. Присоединилась даже директор православной школы из города Заречного. Жаль, но все же в автобусе оставались пустые места… День первый. Все стали ближе друг к другу Первый день стал экскурсионным. Перед отъездом был прочитан молебен о путешествующих. Затем в автобусе педагоги узнали об истории монастыря, храма, было прочитано житие Симеона Верхотурского. Звучали духовные стихи. Во время остановки в Верхотурье участники семинара приложились к святым мощам. Стало заметно создаваться некое духовное единство. Люди познакомились, перестали быть чужими. В Меркушино сестры монастыря встретили радушно, разместили в гостинице, накормили. Был отслужен молебен о начале доброго дела. Здесь состоялось знакомство с руководителем семинара Надеждой Григорьевной Храмовой. Она – преподаватель университета из Тольятти, человек глубоко верующий, воцерковленный. Была рекомендована учебным комитетом при Священном Синоде Московской Патриархии. Надежда Григорьевна в своей лекции “Смыслы православного образования” смогла показать слушателям первичность духовного образования: невозможно “напичкивать” ребят знаниями без устойчивой духовной основы. Православное мировоззрение дает корабль, сказала она, крепкую ладью, которая и понесет знания о мире к высокой цели. День второй. Многие педагоги впервые взяли в руки молитвослов Отец Игорь зачитал приветствие Владыки Викентия, и началась рабочая жизнь.
В малых группах работали над определением понятий: что такое человек? Личность?
Воспитание? Образованность? Духовность? Эти понятия позднее были использованы
в лекции С.Т. Погорелова “Основы православной антропологии и педагогики”. Затем
педагогам было предложено разобрать несколько молитв. Надо сказать, что до начала
семинара каждый участник получил папку с материалами, в которой находился и
молитвослов. Многие светские педагоги впервые взяли его в руки… Работа была
интересной. В малой группе отступает смущение: каждый может высказаться, спросить,
что непонятно. Так же группами трудились и над Евангелием. Педагогам было предложено
раскрыть образ Христа как Учителя. Какими качествами обладал сын Божий будучи
Учителем? А каковы качества современных педагогов? Постепенно выявились темы,
которые участники встречи пожелали обсудить сами. Главное было не только выслушать
лекторов, но и проговорить свои мысли, раздумья. Ведь что не воспринято – не
уврачевано, что не высказано – то не понято. День третий. Многие женщины погрустнели После утреннего правила (на которое по желанию собирались две трети участников)
Надежда Григорьевна Храмова прочла лекцию “Семья – малая Церковь”. Лекция была
очень сильная. В ней были рассмотрены такие свойства семьи как единство, святость,
соборность и апостольство. Все это было раскрыто так полно, что многие женщины
задумались: что же такое истинная семья и истинная любовь? Многие погрустнели.
Ну что же, печаль – она светла… В результате обсуждения основ семейного воспитания
выяснили, что все духовно-нравственные основы закладываются пре-жде всего в
семье: целомудрие, взаимопомощь, умение радоваться и радовать, способность прощать…
В другой своей лекции “Духовно-нравственное пространство педагогической деятельности”
Н. Храмова показала, что человек либо выбирает жизнь, любовь и истину, либо
попадает под влияние страстей. Тогда его дорога – в демоническое пространство,
в одиночество души. Ведь человек, который вознес сам себя, непременно рухнет.
Если же делать все во славу Божию, то это – устремление в вечность. Значит,
надо нацелить учеников на четкое понимание добра и зла, умение сделать свой
волевой выбор. Как же решать духовно-нравственные задачи? Тут все шесть групп
сошлись в одном мнении: истинное отношение к традиционным ценностям невозможно
воспитать без православной веры. Комментарий священника Отец Игорь Бачинин:
|
||||||||
|
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты" Design by SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002. |
||||||